Контрольная деятельность Счётной палаты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:30, лекция

Описание работы

Важным аспектом в изучении вопроса финансового контроля в России является прежде всего структура федеральных органов специальной компетенции, которые были созданы для осуществления финансовой деятельности государства. Это Счетная палата, Правительство Российской Федерации, Минфин России и Банк России, а также другие органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Каждый орган выполняет свои функции в рамках своих полномочий.

Содержание работы

1. Задачи и принципы работы Счётной палаты РФ
2. Состав и структура Счетной палаты РФ
3. Функции и полномочия Счетной палаты
4. Контрольно-счетные палаты субъектов федерации и их роль в системе органов бюджетно-финансового контроля.

Файлы: 1 файл

7. Счетная Палата.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

Правовой основой  деятельности счетных и контрольно-счетных  палат на уровне субъектов Федерации  являются их Уставы, региональные законы о контрольно-счетных палатах, Бюджетный  кодекс РФ, иные законы и нормативно-правовые акты РФ и субъектов Федерации.

Государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетными палатами на региональном уровне, следует рассматривать как  особый вид деятельности, имеющий  целевую направленность, определенное содержание, структуру и процесс осуществления.  Являясь самостоятельной функцией управления, он подчинен решению задач, поставленных региональными органами государственной власти и управления. В ходе расширения прав и усиления ответственности последних роль данного вида контроля заметно возрастает. Государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетными палатами субъектов Федерации на основе принципов законности, системности, объективности, независимости и гласности, - важный источник информационного обеспечения принятия управленческих решений, наиболее достоверный способ получения информации о реальном финансовом положении территории, ее бюджетном и налоговом потенциале.

Сегодня от государственного бюджетно-финансового  контроля, осуществляемого контрольно-счетными палатами субъектов Федерации, необходимы не только полная, объективная и  своевременная информация о качестве финансово-управленческой деятельности, но и предложения по ее совершенствованию. Контроль должен быть нацелен на выявление  резервов роста финансовых ресурсов территорий, создание условий для  финансовой стабилизации муниципальных  образований.

Содержание государственного бюджетно-финансового контроля, осуществляемого  контрольно-счетными палатами субъектов  Федерации, конкретизируется в задачах, поставленных перед ними.  
Основными задачами Контрольно-счетных палат субъектов РФ являются:

  1. Осуществление контроля над своевременным исполнением:
  • областного бюджета и местных бюджетов - получателей финансовой помощи;
  • доходных и расходных статей областного бюджета и местных бюджетов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных областных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.
  1. Контроль над поступлением средств в областной бюджет и местные бюджеты от распоряжения и управления собственностью.
  1. Осуществление контроля над целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, направленных в местные бюджеты, иным получателям средств областного бюджета.
  2. Финансовая экспертиза проектов областных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, или влияющих на формирование и исполнение областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей областного бюджета и местных бюджетов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
  4. Анализ эффективности использования сверхплановых доходов областного бюджета и местных бюджетов.
  5. Контроль над правомерностью и своевременностью движения средств областного бюджета, местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов в финансово-кредитных учреждениях и др.

Контроль, осуществляемый контрольно-счетными палатами субъектов  РФ, охватывает как централизованные, так и децентрализованные финансовые ресурсы территории. Контрольные  полномочия контрольно-счетной палаты распространяются на все органы государственной  власти и государственные учреждения, территориальные государственные внебюджетные фонды, иных участников бюджетного процесса в пределах полномочий субъекта РФ.

Децентрализованные  финансовые ресурсы на уровне хозяйствующих  субъектов, общественных объединений, негосударственных фондов и некоммерческих организаций выступают объектом контроля при предоставлении налоговых  и иных льгот; при получении, перечислении и использовании средств областного или местных бюджетов; при использовании  и управлении областной собственностью.

Следует отметить, что в  компетенцию органов государственного финансового контроля, создаваемых  по линии исполнительной власти, финансовая экспертиза не входит, в то время  как для контрольно-счетных палат  это одно из важнейших направлений  деятельности.

Процесс осуществления  контроля, который представляет собой  деятельность контрольно-счетной палаты субъекта Федерации, направленную на достижение наиболее эффективными способами поставленных целей управления, предполагает применение соответствующих принципов, типов, методов и техники контроля.

Основными стадиями данного процесса финансового контроля являются:

  • установление норм и планов контроля;
  • установление стандарта контроля и оценка эффективности контроля;
  • сбор данных о фактическом результате исполнения, сравнение и оценка фактического и ожидаемого результата исполнения, выработка и осуществление корректирующего действия.

Следует отметить, что в  последние годы контрольно-счетные  органы регионов все чаще не ограничиваются отдельными контрольно-ревизионными мероприятиями, а проводят глубокий системный анализ особо острых проблем социально-экономического развития регионов.

Отдельные экспертно-аналитические  мероприятия проводятся контрольно-счетными органами субъектов Федерации совместно  со Счетной палатой России.

Сотрудничество Счетной  палаты с региональными контрольно-счетными органами незаменимо при осуществлении  контроля за реализацией многих важнейших государственных задач, в том числе и в сфере инвестиционной деятельности, учитывая, что крупнейшие государственные инвестиционные проекты и федеральные целевые программы, как правило, реализуются на принципах софинансирования из региональных бюджетов.

Для обеспечения содействия в разработке и внедрении унифицированной  системы контроля за формированием и исполнением бюджетов различных уровней, в выработке единых стандартов и методик контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, обмена опытом и повышения профессиональной подготовки специалистов в 2000 году была создана Ассоциация контрольно-счетных органов РФ. В Ассоциацию входят Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и Союз муниципальных контрольно-счетных органов РФ, объединяющий свыше 70 муниципальных контрольно-счетных органов.

Под эгидой Ассоциации проводятся конференции, “круглые столы”, на которых  обсуждаются актуальные проблемы совершенствования  и повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля, изучается и распространяется передовой  отечественный и зарубежный опыт.


Информация о работе Контрольная деятельность Счётной палаты РФ