Инспекторы Счетной палаты
при выполнении своих служебных обязанностей
по проведению БФК имеют право:
- беспрепятственно
посещать государственные органы, предприятия
и учреждения и организации независимо
от форм собственности, если иное не предусмотрено
законодательством РФ;
- опечатывать кассы,
склады и архивы, а при обнаружении подделок,
подлогов, хищений и злоупотреблений –
изымать необходимые документы, оставляя
акт изъятия и копию документа.
Инспекторы Счетной палаты
несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской
Федерации за достоверность результатов
проводимых ими проверок и ревизий,
представляемых в государственные
органы или предаваемые гласности,
а также за разглашение государственной
и иной охраняемой законом тайны.
3. Функции и
полномочия Счетной палаты
В рамках выполнения своих
задач Счетная палата осуществляет следующие
функции:
1) осуществление внешнего
государственного финансового контроля
в сфере бюджетных правоотношений;
2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации на очередной финансовый
год и плановый период, проверка и анализ
обоснованности их показателей, подготовка
и представление палатам Федерального
Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации;
3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные
законы о федеральном бюджете и бюджетах
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации, подготовка и представление
палатам Федерального Собрания заключений
на проекты федеральных законов о внесении
изменений в федеральные законы о федеральном
бюджете и бюджетах государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации;
4) внешняя проверка годовой
бюджетной отчетности главных
администраторов средств федерального
бюджета, годовых отчетов об
исполнении федерального бюджета
и бюджета субъекта Российской
Федерации в пределах компетенции,
установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации;
5) проведение проверки
бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов
- получателей межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета;
6) проведение оперативного
анализа исполнения и контроля
за организацией исполнения федерального
бюджета в текущем финансовом году;
7) подготовка предложений
по формированию системы ключевых
национальных показателей (индикаторов),
определяющих уровень и качество
социально-экономического развития
Российской Федерации, а также
выбор критериев и методов
их оценки;
8) оценка влияния внутренних
и внешних условий на фактический
уровень достижения целей социально-экономического
развития Российской Федерации;
9) оценка эффективности
формирования, управления и распоряжения
федеральными ресурсами в целях
обеспечения безопасности и социально-экономического
развития Российской Федерации;
10) проведение по месту
расположения объектов аудита (контроля)
ревизий и тематических проверок
по отдельным разделам (подразделам),
целевым статьям и видам расходов
федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
11) экспертиза проектов
федеральных законов, иных нормативных
правовых актов в части, касающейся
расходных обязательств Российской
Федерации, а также государственных
программ Российской Федерации;
12) проведение аудита систем
финансовых расчетов в целях
содействия формированию эффективной
национальной платежной системы;
13) проведение аудита в
сфере закупок товаров, работ
и услуг, осуществляемых объектами
аудита (контроля);
14) подготовка ежеквартальных
оперативных докладов о ходе
исполнения федерального бюджета
в текущем финансовом году, их
представление палатам Федерального
Собрания и направление Председателю
Правительства Российской Федерации аналитической
записки о ходе исполнения федерального
бюджета за отчетный период;
15) аудит (контроль) состояния
государственного внутреннего и
внешнего долга Российской Федерации,
долга иностранных государств
и (или) иностранных юридических
лиц перед Российской Федерацией,
бюджетных кредитов, предоставленных
из федерального бюджета;
16) экспертиза международных
договоров Российской Федерации,
документов стратегического планирования
Российской Федерации, в том
числе государственных программ
Российской Федерации, межгосударственных
целевых программ, в которых участвует
Российская Федерация, и иных
документов, затрагивающих вопросы
формирования, управления и распоряжения
федеральными и иными ресурсами,
а также проблемы бюджетно-финансовой
политики и совершенствования
бюджетного процесса в Российской
Федерации в пределах компетенции
Счетной палаты;
17) по обращению федерального
государственного органа, органа
управления государственным внебюджетным
фондом оказание содействия в
организации системы внутреннего
аудита, методологической и методической
помощи при разработке стандартов
внутреннего аудита;
18) проверка и анализ
эффективности внутреннего аудита,
осуществляемого в объектах внешнего
государственного аудита (контроля);
19) систематический анализ
итогов проводимых контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий;
20) взаимодействие с высшими
органами государственного аудита
(контроля) иностранных государств
и их международными объединениями
на двусторонней и многосторонней
основе;
21) взаимодействие с государственными
контрольными, правоохранительными
и иными органами, заключение
с ними соглашений о сотрудничестве;
22) взаимодействие с контрольно-счетными
органами субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований,
в том числе по вопросам
внешнего государственного аудита
(контроля), заключение с ними
соглашений о сотрудничестве;
23) внесение в Совет
Федерации и Государственную
Думу предложений о совершенствовании
законодательства по вопросам, относящимся
к компетенции Счетной палаты;
24) регулярное представление
палатам Федерального Собрания
информации о результатах проводимых
контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий;
25) обеспечение развития
и функционирования информационной
системы в целях обмена информацией
с другими контрольными и надзорными
органами, иными государственными
органами, объектами аудита (контроля);
26) иные функции в соответствии
с федеральными законами.
Полномочия Счетной палаты
Счетная палата обладает следующими полномочиями:
1) осуществляет контрольную,
экспертно-аналитическую, информационную
и иные виды деятельности;
2) направляет по результатам
контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий соответственно представления,
предписания, уведомления о применении
бюджетных мер принуждения, информационные
письма, а также при выявлении
данных, указывающих на признаки
составов преступлений, передает
соответствующие материалы в
правоохранительные органы;
3) получает в сроки,
установленные для осуществления
своих функций, информацию, документы
и материалы, необходимые для
осуществления внешнего государственного
аудита (контроля), включая действующую
государственную и ведомственную
статистическую или иную отчетность,
а также осуществляет формирование
предложений к плану статистических
работ и запрос данных государственной
статистики;
4) получает постоянный
доступ к федеральным государственным
информационным системам, необходимый
для осуществления внешнего государственного
аудита (контроля);
5) запрашивает сведения
о составе данных ведомственных
информационных систем объектов
аудита (контроля);
6) привлекает к участию
в проведении контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий
государственные контрольные, правоохранительные
и иные органы и их представителей,
а также на договорной основе
аудиторские, научно-исследовательские,
экспертные и иные учреждения
и организации, отдельных специалистов,
экспертов, переводчиков;
7) осуществляет по обращениям
контрольно-счетных органов субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований или законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления оценку (анализ) деятельности
контрольно-счетных органов субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, дает заключения
о соответствии деятельности
этих органов законодательству
о внешнем государственном (муниципальном)
финансовом контроле и рекомендации
по повышению ее эффективности;
8) организовывает взаимодействие
с контрольно-счетными органами
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований,
в том числе по вопросам
планирования и проведения на
территориях соответствующих субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований совместных и параллельных
контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий;
9) оказывает контрольно-счетным
органам субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
организационную, правовую, информационную,
методическую и иную помощь, содействует
в профессиональной подготовке,
переподготовке и повышении квалификации
работников контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований;
10) анализирует и формирует
предложения по составу макроэкономических
и других ключевых показателей
(индикаторов) социально-экономического
развития Российской Федерации,
а также критериев и методов
их оценки;
11) осуществляет иные полномочия
в соответствии с федеральными законами.
Методами
осуществления контрольной и
экспертно-аналитической деятельности
являются проверка, ревизия, анализ, обследование,
мониторинг.
Проверка применяется в целях документального
исследования отдельных действий (операций)
или определенного направления финансовой
деятельности объекта аудита (контроля)
за определенный период, указанных в решении
о проведении проверки.
Ревизия применяется в целях комплексной
проверки деятельности объекта аудита
(контроля), которая выражается в документальной
и фактической проверке законности совершенных
финансовых и хозяйственных операций,
достоверности и правильности их отражения
в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной
отчетности.
Результаты проверки, ревизии
оформляются актом.
Анализ применяется в целях исследования
отдельных сторон, свойств, составных
частей предмета и деятельности объекта
аудита (контроля) и систематизации результатов
исследования.
Обследование применяется в целях анализа
и оценки состояния определенной сферы
предмета и деятельности объекта аудита
(контроля).
Результаты анализа, обследования
оформляются заключением.
Мониторинг применяется в целях сбора и
анализа информации о предмете и деятельности
объекта аудита (контроля) на системной
и регулярной основе.
Информационная деятельность
Счетной палаты осуществляется посредством
направления палатам Федерального
Собрания отчетов о результатах
контрольных мероприятий, регулярного
предоставления информации о своей
деятельности средствам массовой информации,
издания бюллетеня Счетной палаты,
представления Совету Федерации
и Государственной Думе ежегодного
отчета о работе Счетной палаты,
утверждаемого Коллегией Счетной
палаты и подлежащего обязательному
опубликованию.
4. Контрольно-счетные
палаты субъектов федерации и их роль
в системе органов государственного финансового
контроля
В условиях развития
бюджетного федерализма в России,
усложнения межбюджетных отношений, интенсивного
процесса разграничения полномочий
между федеральной властью, субъектами
Федерации и органами местного самоуправления,
дефицитности территориальных бюджетных
ресурсов многократно возрастает значимость
бюджетного контроля. В связи с
разработкой принципиально новой
стратегии в области территориального
управления, направленной на децентрализацию
управления экономикой и повышение
финансовой самостоятельности регионов,
возникает необходимость совершенствования
государственного финансового контроля
на уровне субъектов РФ.
Для осуществления
экспертно-аналитической деятельности
в бюджетной сфере на уровне субъектов
РФ создаются контрольно-счетные палаты.