Корпоративная отчетность и финансовая информация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Совершенствование организации управления является одной из важных проблем современной экономики. Существенную ключевую роль при этом играет экономическая информация. Каждый вид управленческих решений предъявляет определенные требования к информационному обеспечению как по объему, так и по качеству. Дефицит информации, необходимой для принятия управленческих решений, приводит к состоянию, когда организации не могут решать текущие задачи и приспосабливаться к происходящим изменениям в экономике.
Интеграция и усложнение экономических связей, необходимость повышения действенности и ускорения процессов управления в условиях конкуренции требуют точных подходов к сбору, обработке и представлению
информации для выработки эффективных управленческих решений

Файлы: 1 файл

Все вопросы.docx

— 71.61 Кб (Скачать файл)

 

Сводная и консолидированная  отчетность

В современной российской экономической литературе и нормативных  документах по бухгалтерскому учету  и отчетности встречаются два  понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность". Использование их в качестве синонимов  некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.

Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, являющихся юридическими лицами, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина РФ от 30.12.1996 г. № 112.

В настоящее время сводные  отчеты составляются в следующих случаях:

При формировании сводной  отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления  сводной годовой бухгалтерской  отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 января 1997 г. №3.

В порядке предусмотрено включение в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц следующих форм:

* бухгалтерский баланс - форма №1;

* отчет о прибылях и  убытках - форма №2;

* отчет о движении капитала - форма №3;

* отчет о движении денежных  средств - форма № 4;

* приложение к бухгалтерскому  балансу - форма № 5;

* специализированные формы.

Федеральные министерства и  другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в состав сводной годовой бухгалтерской  отчетности могут включать пояснительную  записку.

Сводная годовая бухгалтерская  отчетность составляется отдельно по унитарным предприятиям и по акционерным  обществам, часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной  собственности (независимо от размера доли).

Составление сводной годовой  бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской  отчетности организаций и унитарных  предприятий. Сами правила суммирования показателей, формируемых различными способами в зависимости от применяемой  организациями и унитарными предприятиями  учетной политики, имеющих положительные  и отрицательные результаты, устанавливаются  федеральными министерствами и иными  федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Сводную годовую бухгалтерскую  отчетность рекомендуется составлять по следующим видам деятельности:

* основная деятельность  организаций промышленности;

* основная деятельность  строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных, изыскательских  организаций;

* основная деятельность  геологических организаций и  топографо-геодезических организаций  (экспедиций);

* основная деятельность  научных организаций;

* основная деятельность  организаций по материально-техническому  снабжению и сбыту;

* основная деятельность  организаций торговли и общественного  питания;

* основная деятельность  организаций по производству  сельскохозяйственной продукции;

* основная деятельность  организаций транспорта;

* основная деятельность  организаций по ремонту и содержанию  автомобильных дорог;

* основная деятельность  организаций жилищно-коммунального  хозяйства;

* основная деятельность  внешнеэкономических организаций.

Сводная годовая бухгалтерская  отчетность представляется Минфину  России, Минэкономики России и Госкомстату  России.

Консолидированная отчетность составляется не только по консолидированной  группе организаций и компаний. Она  имеет место и при объединении  и реорганизации организаций.

Консолидированная бухгалтерская  отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная - несколькими  собственниками по совместно контролируемому  имуществу.

Консолидированная бухгалтерская  отчетность необходима, прежде всего, как информационная база управления сложным экономическим объектом, каким является контролируемое объединение самостоятельных юридических лиц.

Консолидированная финансовая отчетность позволяет применять  групповой доход от объединения  хозяйственных обществ в качестве базы для расчета дивидендов по акциям организаций, входящих в объединение.

В консолидированной отчетности отражаются интересы меньшинства инвесторов, то есть тех владельцев акций, которые  имеют менее половины голосов  на собраниях акционеров.

Консолидированная бухгалтерская  отчетность создает возможность  применения совокупного группового дохода и прибыли группы в качестве базы для исчисления налогооблагаемой прибыли в тех странах, в которых это предусмотрено налоговым законодательством. Консолидированная отчетность содержит проверенные данные для контроля и управления как со стороны руководства организаций, так и со стороны всех иных заинтересованных лиц.

Необходимо отметить, что  в российской учетной литературе в последнее время стало привычным  отождествление сводной бухгалтерской  и консолидированной финансовой отчетности, а это отрицательно влияет на методику формирования консолидированной  отчетности. Такое положение сложилось  в силу некоторых причин:

• дословный перевод с английского языка слова «консолидация» (consolidation) звучит в русском языке как «объединение», «свод», и, таким образом, дословный перевод словосочетания «консолидированная отчетность» звучит в русском языке как «сводная бухгалтерская отчетность»;

• частью метода составления консолидированной отчетности является объединение (суммирование, свод) показателей бухгалтерских отчетов двух или нескольких организаций в единый отчет.

В связи с этим в современном  бухгалтерском учете действуют  несколько видов объединения  показателей бухгалтерской отчетности. Практика показывает, что  можно выделить три наиболее распространенных вида объединенных бухгалтерских отчетов:

• сводный бухгалтерский отчет организации (по отчетам ее обособленных подразделений, филиалов);

• сводный бухгалтерский отчет министерств и ведомств;

• консолидированный бухгалтерский отчет группы взаимосвязанных организаций.

Применение метода свода  отчетности основывалось на единой государственной  собственности на средства производства и отраслевой вертикальной подчиненности  предприятий.

Сводная отчетность включала:

* текущую статистическую  отчетность, свод которой осуществлялся  органами государственной статистики;

* периодическую бухгалтерскую  отчетность;

* годовую бухгалтерскую  отчетность, свод которой осуществлялся  в порядке внутриведомственного подчинения.

Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости  от отраслевой принадлежности предприятий):

1) фабрично-заводским;

2) отраслевым.

Согласно фабрично-заводскому методу отчеты всесоюзных (республиканских) промышленных объединений составлялись путем арифметической сводки отчетов  производственных объединений и  предприятий; отчеты министерств - путем  арифметической сводки отчетов средних  звеньев управления и предприятий, подчиненных министерству.

Отраслевой метод применялся в отраслях промышленности, вырабатывающих однородную продукцию.

Большую часть показателей  сводной отчетности (показатели продукции, численности персонала и фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и убытков и др.) получали простым суммированием показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности получали, исчисляя средние и относительные величины как по сводным данным, так и по данным отчетов предприятий (т.е. для получения сводных данных могли использоваться показатели, отсутствующие в сводном отчете).

Назначение сводного отчета заключалось в предоставлении органам  управления возможности проконтролировать  выполнение плана подчиненными предприятиями, что удовлетворяло потребности  системы командно-административного  вертикального управления экономикой и централизованного планового  распределения ресурсов. Предприятия, подчиненные отраслевым министерствам, на которые возлагались функции  распределения ресурсов внутри отрасли  и контроля за их движением и использованием, представляли отчетность в министерство. Соответственно, бухгалтерский учет имел тогда ярко выраженную контрольную функцию: основной задачей был контроль соблюдения государственных плановых заданий.

Отраслевые министерства на базе отчетов предприятий и  организаций составляли сводную  отчетность, основной целью которой  была сводка учетных и статистических данных по предприятиям о выполнении ими государственного плана социально-экономического развития за текущий период, а также  предоставление исходных данных для  составления и корректировки планов на последующие периоды.

Вместе с тем термин "сводная" используется в российских нормативных документах и в случаях, когда было бы более уместным употреблять  термин "консолидированная". Так, в Методических рекомендациях сводная  бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, включающих головную организацию, ее дочерние, а также зависимые общества. В  этом случае по отношению к дочерним обществам головная организация  выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам - как преобладающее (участвующее) общество.

Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации.

Бухгалтерская отчетность дочернего  общества объединяется в сводную  бухгалтерскую отчетность, если:

* головная организация  обладает более чем 50% голосующих  акций акционерного общества  или более чем 50% уставного  капитала общества с ограниченной  ответственностью;

* головная организация  имеет возможность определять  решения, принимаемые дочерним  обществом, в соответствии с  заключенным между головной организацией  и дочерним обществом договором;

* у головной организации  есть иные способы определения  решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых  обществах включаются в сводную  бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или  более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Данные о дочернем или  зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

* доля голосующих акций  или доля в уставном капитале  дочернего общества, доля голосующих  акций или доля в уставном  капитале зависимого общества  приобретены на краткосрочный  период с целью последующей  перепродажи;

* головная организация  не может определять решения,  принимаемые дочерним обществом.

Данные о дочернем, а  также зависимом обществе могут  не включаться в сводную бухгалтерскую  отчетность, если они не оказывают  существенного влияния на формирование представления о финансовом положении  и финансовых результатах деятельности группы, например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, -10% величины капитала группы, или включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности.

Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах  с указанием: полного наименования дочернего (зависимого) общества; места  государственной регистрации и/или  места ведения хозяйственной  деятельности; величины уставного капитала, доли участия в нем головной организации; доли принадлежащих головной организации  голосующих акций (уставного капитала), если она отличается от доли участия; основных финансовых показателей деятельности дочернего общества.

Информация о работе Корпоративная отчетность и финансовая информация