Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:02, реферат
Совершенствование организации управления является одной из важных проблем современной экономики. Существенную ключевую роль при этом играет экономическая информация. Каждый вид управленческих решений предъявляет определенные требования к информационному обеспечению как по объему, так и по качеству. Дефицит информации, необходимой для принятия управленческих решений, приводит к состоянию, когда организации не могут решать текущие задачи и приспосабливаться к происходящим изменениям в экономике.
Интеграция и усложнение экономических связей, необходимость повышения действенности и ускорения процессов управления в условиях конкуренции требуют точных подходов к сбору, обработке и представлению
информации для выработки эффективных управленческих решений
Сводная и консолидированная отчетность
В современной российской
экономической литературе и нормативных
документах по бухгалтерскому учету
и отчетности встречаются два
понятия "сводная отчетность"
и "консолидированная отчетность"
Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, являющихся юридическими лицами, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина РФ от 30.12.1996 г. № 112.
В настоящее время сводные отчеты составляются в следующих случаях:
При формировании сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 января 1997 г. №3.
В порядке предусмотрено включение в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц следующих форм:
* бухгалтерский баланс - форма №1;
* отчет о прибылях и убытках - форма №2;
* отчет о движении капитала - форма №3;
* отчет о движении денежных средств - форма № 4;
* приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;
* специализированные формы.
Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности могут включать пояснительную записку.
Сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется отдельно по унитарным предприятиям и по акционерным обществам, часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).
Составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий. Сами правила суммирования показателей, формируемых различными способами в зависимости от применяемой организациями и унитарными предприятиями учетной политики, имеющих положительные и отрицательные результаты, устанавливаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Сводную годовую бухгалтерскую отчетность рекомендуется составлять по следующим видам деятельности:
* основная деятельность организаций промышленности;
* основная деятельность
строительных, монтажных, ремонтно-
* основная деятельность
геологических организаций и
топографо-геодезических
* основная деятельность научных организаций;
* основная деятельность
организаций по материально-
* основная деятельность
организаций торговли и
* основная деятельность
организаций по производству
сельскохозяйственной
* основная деятельность организаций транспорта;
* основная деятельность
организаций по ремонту и
* основная деятельность
организаций жилищно-
* основная деятельность внешнеэкономических организаций.
Сводная годовая бухгалтерская отчетность представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.
Консолидированная отчетность составляется не только по консолидированной группе организаций и компаний. Она имеет место и при объединении и реорганизации организаций.
Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
Таким образом, сводная отчетность
составляется в рамках одного собственника
или для статистического
Консолидированная бухгалтерская
отчетность необходима, прежде всего,
как информационная база управления
сложным экономическим
Консолидированная финансовая
отчетность позволяет применять
групповой доход от объединения
хозяйственных обществ в
В консолидированной отчетности отражаются интересы меньшинства инвесторов, то есть тех владельцев акций, которые имеют менее половины голосов на собраниях акционеров.
Консолидированная бухгалтерская отчетность создает возможность применения совокупного группового дохода и прибыли группы в качестве базы для исчисления налогооблагаемой прибыли в тех странах, в которых это предусмотрено налоговым законодательством. Консолидированная отчетность содержит проверенные данные для контроля и управления как со стороны руководства организаций, так и со стороны всех иных заинтересованных лиц.
Необходимо отметить, что
в российской учетной литературе
в последнее время стало
• дословный перевод с английского языка слова «консолидация» (consolidation) звучит в русском языке как «объединение», «свод», и, таким образом, дословный перевод словосочетания «консолидированная отчетность» звучит в русском языке как «сводная бухгалтерская отчетность»;
• частью метода составления консолидированной отчетности является объединение (суммирование, свод) показателей бухгалтерских отчетов двух или нескольких организаций в единый отчет.
В связи с этим в современном
бухгалтерском учете действуют
несколько видов объединения
показателей бухгалтерской
• сводный бухгалтерский отчет организации (по отчетам ее обособленных подразделений, филиалов);
• сводный бухгалтерский отчет министерств и ведомств;
• консолидированный бухгалтерский отчет группы взаимосвязанных организаций.
Применение метода свода отчетности основывалось на единой государственной собственности на средства производства и отраслевой вертикальной подчиненности предприятий.
Сводная отчетность включала:
* текущую статистическую
отчетность, свод которой осуществлялся
органами государственной
* периодическую бухгалтерскую отчетность;
* годовую бухгалтерскую отчетность, свод которой осуществлялся в порядке внутриведомственного подчинения.
Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий):
1) фабрично-заводским;
2) отраслевым.
Согласно фабрично-заводскому методу отчеты всесоюзных (республиканских) промышленных объединений составлялись путем арифметической сводки отчетов производственных объединений и предприятий; отчеты министерств - путем арифметической сводки отчетов средних звеньев управления и предприятий, подчиненных министерству.
Отраслевой метод применялся в отраслях промышленности, вырабатывающих однородную продукцию.
Большую часть показателей
сводной отчетности (показатели продукции,
численности персонала и фондов
заработной платы, затрат на производство,
прибылей и убытков и др.) получали
простым суммированием
Назначение сводного отчета
заключалось в предоставлении органам
управления возможности проконтролировать
выполнение плана подчиненными предприятиями,
что удовлетворяло потребности
системы командно-
Отраслевые министерства на базе отчетов предприятий и организаций составляли сводную отчетность, основной целью которой была сводка учетных и статистических данных по предприятиям о выполнении ими государственного плана социально-экономического развития за текущий период, а также предоставление исходных данных для составления и корректировки планов на последующие периоды.
Вместе с тем термин "сводная" используется в российских нормативных документах и в случаях, когда было бы более уместным употреблять термин "консолидированная". Так, в Методических рекомендациях сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, включающих головную организацию, ее дочерние, а также зависимые общества. В этом случае по отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам - как преобладающее (участвующее) общество.
Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации.
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
* головная организация
обладает более чем 50% голосующих
акций акционерного общества
или более чем 50% уставного
капитала общества с
* головная организация
имеет возможность определять
решения, принимаемые дочерним
обществом, в соответствии с
заключенным между головной
* у головной организации есть иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.
Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Данные о дочернем или
зависимом обществе могут не включаться
в сводную бухгалтерскую
* доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего общества, доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
* головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.
Данные о дочернем, а также зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если они не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы, например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, -10% величины капитала группы, или включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности.
Каждый такой случай подлежит
раскрытию в пояснениях к сводному
бухгалтерскому балансу и сводному
отчету о финансовых результатах
с указанием: полного наименования
дочернего (зависимого) общества; места
государственной регистрации и/
Информация о работе Корпоративная отчетность и финансовая информация