Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа
Актуальность темы кредитования юридических лиц неоспорима, т.к. кредитование, проектное финансирование и вложения в долговые ценные бумаги юридических лиц - главное направление размещения ресурсов, содействующее развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг.
5. Коммерческий кредит – это разновидность кредита, когда
продавец предоставляет покупателю свои
услуги, товары или выполненные работы
с отсрочкой оплаты оговоренной в специальном
соглашении. Коммерческий кредит отличается
от потребительского кредита тем, что
его предоставляют друг другу предприниматели
или юридические лица. Необходимость такого
вида кредита обусловлена тем, что в различных
отраслях и сферах бизнеса могут не совпадать
сроки производства товаров или услуг
со сроками обращения капитала. Такая
ситуация возникает, например, когда один
предприниматель произвел товар и готов
к его реализации, тогда как другой предприниматель
не располагает наличными или свободными
деньгами, но заинтересован в данном товаре
для дальнейшей работы своего предприятия.
В таких случаях предоставление коммерческого
кредита способствует бесперебойному
производству, сохранению или увеличению
оборота и, как следствие, сохранение или
увеличение прибыли. Срок предоставления
коммерческого кредита обычно не превышает
нескольких месяцев и оформляется специальным
документом, который называется коммерческим
векселем.
Кредит также выступает в различных формах.
Главные из них - коммерческий кредит и
банковский. Коммерческий - это кредит,
предоставляемый юридическими лицами,
связанными либо с производством товаров,
либо с их реализацией друг другу при продаже
товаров в виде отсрочки уплаты денег
за проданные товары. Орудием этого кредита
служат коммерческие векселя.
Наибольшее распространение
Коммерческий кредит является основой всей кредитной системы. Необходимость его вытекает из самого процесса воспроизводства. В силу ряда причин одни производители уже выступают со своими товарами на рынке, а у других товары еще не реализованы, и потому они пока не располагают наличными деньгами. В этих условиях первые могут реализовать свои товары лишь путем продажи их в кредит. Коммерческий кредит ускоряет реализацию товаров и весь процесс кругооборота капитала. Он необходим также и во взаимоотношениях между промышленными и торговыми организациями. Однако коммерческий кредит ограничен определенными рамками. Прежде всего, размерами резервных капиталов, имеющихся у сторон: каждый из них может продавать товары в кредит лишь в той мере, в какой у него имеется излишек капитала. Размеры коммерческого кредита зависят от степени популярности обратного притока капитала. И, наконец, коммерческий кредит имеет строго ограниченное направление: он может предоставляться отраслями, производящими средства производства, отраслям потребляющим их, но не наоборот. Машиностроительный завод, например, может продать ткацкие станки в кредит текстильной фабрике, но последняя не может предоставить коммерческий кредит первому. Средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период. При юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиков плата за этот кредит включается в цену товара, например через фиксированный процент от суммы.
Банковский кредит - это кредит,
предоставляемый банками
Классификацию банковского кредита традиционно
принято осуществлять по нескольким базовым
признакам, к важнейшим из которых относят
категории кредитора и заемщика, а также
форму предоставления кредита. Исходя
из этого, выделяют следующие признаки.
Также существуют такие
формы кредита как:
С учетом этого банкам и заемщикам рекомендуется использовать различные виды ссуд. Выбор их - дело не только техническое. Выбирая конкретный вид кредита, заемщики учитывают экономическую целесообразность, выясняют, позволяет ли данная форма кредитования наиболее полно использовать ссуду для повышения доходности и развития их деятельности.
2.2 ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И
СПОСОБЫ ПОГАШЕНИЯ ПО
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:
- рассмотрение заявки
на получение кредита и
- изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде
- подготовка и заключение кредитного соглашения;
- контроль за выполнением
Кредитная заявка. Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.
Банк требует, чтобы
к заявке были приложены документы
и финансовые отчеты, служащие обоснованием
просьбы о предоставлении ссуды
и объясняющие причины
Эти документы - необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.
В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие:
1. Финансовый отчет. Включающий баланс и отчет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках составляется ежеквартально нарастающим итогом и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.).
2. Отчет о движении кассовых поступлений. Основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.
3. Внутренние финансовые отчеты. Характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании.
Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т.д.
Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д.
Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
5. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
6. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предоставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т.д.
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы.
Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.
Интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по группам. Примеры вопросов приводятся ниже.
Сведения о клиенте и его компании:
- является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;
- как давно учреждена компания;
- какова ее продукция;
- кто владельцы, сколько акций они имеют;
- каков опыт и квалификация менеджеров;
- прибыльна ли компания;
- кто основные поставщики и покупатели;
- на каких условиях продается продукт.
Вопросы по поводу просьбы о кредите:
- какую сумму денег компания намерена получить у банка;
- как рассчитана эта сумма;
- достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
- учитывают ли условия,
на которых клиент хочет
- учитывают ли условия
займа способность клиента
Вопросы, связанные с погашением кредита:
- как клиент предполагает погашать кредит;
- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
Информация о работе Кредитная политика банка. Кредитование юридических лиц