Кредитная политика коммерческих банков: основные положения и процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Банковская система Казахстана - одна из наиболее динамично развивающихся секторов отечественной экономики. Современные банки оказывают широкий спектр услуг клиентам, применяют новейшую технику банковских операций, обеспечивают высокий уровень обслуживания. Главная экономическая функция банков - кредитование, осуществляемое для финансирования потребительских и инвестиционных целей предприятия, организаций, предпринимательских фирм, физических лиц и государственных органов.

Содержание работы

Введение
1. Основные положения и процедуры кредитной политики
2. Теоретические аспекты кредитной политики коммерческого банка
2.1 Понятие и виды кредитной политики
2.2 Элементы кредитной политики коммерческого банка
2.3 Управление кредитными рисками коммерческого банка
2.4 Управление кредитным портфелем коммерческого банка
3. Анализ кредитной политики «Альянс Банка»
3.1 Цели и основные принципы кредитной политики банка
3.2 Анализ активов, пассивов и ликвидности
Заключение

Файлы: 1 файл

Кредитная политика коммерческих банков.docx

— 155.64 Кб (Скачать файл)

 

Во избежание этого  банки делают периодические, независимые  и объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем, чтобы они выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют незамеченные проблемные кредиты. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка.

 

Тревожные сигналы Нефинансовыми  тревожными сигналами являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно тогда, когда кредитный договор содержит условие, требующее предоставления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах задержек сами являются признаками проблемности кредита. Другими нефинансовыми признаками могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях банка и клиента. В худшем случае, это нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот, иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную информацию; например, с целью защиты от конкурентов. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать.

 

Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут “ вечнозелеными”. Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов. Первая реакция на потенциально проблемные кредиты Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Каких-то универсальных мер здесь не существует; все зависит от данного конкретного кредита.

 

Эффективные предприятия  сами справляются со своими спадами  и проблемами. У компаний с более  низким уровнем эффективности возникают  в этой связи более сложные  проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие свою конкурентоспособность, потому что в случае, если стратегия и меры окажутся неверными, они усугубят положение заемщика. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры: проанализировать проблемы заемщика; проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или руководством; рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка; собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом; ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта; просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку; изучить возможность получения обеспечения (в случае, если кредит необеспечен); выработать план корректирующих мер.

 

На первом этапе выработки  плана необходимо определить, кто  будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного отдела, ответственный за данный кредит, потому что этот человек лучше, чем кто-либо другой, знает заемщика, или потому, что раз он привел к возникновению такой ситуации, то он и должен выручать банк. Другие банки создают для этого независимые отделы, которые вырабатывают более объективный подход, поскольку им не мешают существующие взаимоотношения с клиентом. Оба подхода имеют больше недостатков, чем преимуществ. Работа с проблемными кредитами требует много времени и затрат.

 

С одной стороны, время, затрачиваемое  сотрудником банка, который знает  рынок, на восстановление проблемного кредита, могло бы быть потрачено на предоставление новых кредитов. Кроме того личные взаимоотношения сотрудника с заемщиком могут сделать его подход необъективным и недостаточно жестким. С другой стороны, сотрудники специального отдела банка должны будут потратить драгоценное время на изучение компании и отрасли, в которой она работает. Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно.

 

С одной стороны, банки  стараются защитить свои активы и  в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять  то или иное решение. Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать  невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки зрения, совет- это рекомендация, предоставляемая банком клиенту. При этом банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.

 

Стратегия “спасения” кредита Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы: разработка программы изменения структуры задолженности; получение дополнительной документации и гарантий; удержание дополнительного обеспечения; вложение дополнительных средств; продажа прочих активов; обращение к гарантам; разработка программ сокращения расходов и т.д.

 

Потенциальные и реально  существующие проблемные кредиты требуют  применения таких процедур, как классификация  активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов. Классификация активов. Все большее  число банков классифицируют кредитные  риски по каждому кредиту в  момент его предоставления. Исходный рейтинг позволяет банкам балансировать  риск своих кредитных портфелей  и сигнализировать о первоочередных направлениях проверок. При появлении  каких-либо проблем, классификация  меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов.

 

Создание резервов по кредитам. После того, как были выявлены проблемные активы, банку следует создать  адекватные резервы против возможных  убытков. Обычно политика банков такова, что они создают общие резервы  по всему кредитному портфелю и специальные  резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными- это зависит от банковской системы.

 

2.4 Управление кредитным портфелем коммерческого банка

 

Кредитный портфель - это характеристика структуры и качества выданных ссуд, классифицированных по определенным критериям. Одним из таких критериев, применяемых в зарубежной и отечественной практике, является степень кредитного риска. По этому критерию определяется качество кредитного портфеля. Анализ и оценка качества кредитного портфеля позволяют менеджерам банка управлять его ссудными операциями.

 

Управление кредитным  портфелем имеет несколько этапов:

1) выбор критериев оценки  качества отдельно взятой ссуды;

2) определение основных  групп ссуд с указанием связанных  с ними процентов риска;

3) оценка каждой выданной  ссуды исходя из избранных  критериев, т.е. отнесение ее  к соответствующей группе;

4) определение структуры  кредитного портфеля в разрезе  классифицированных ссуд;

5) оценка качества кредитного  портфеля в целом;

6) анализ факторов, оказывающих  влияние на изменение структуры  кредитного портфеля в динамике;

7) определение суммы резервного  фонда, адекватного совокупному  риску кредитного портфеля банка;

8) разработка мер по  улучшению качества кредитного  портфеля.

 

В Казахстане число критериев  оценки качества ссуд пока ограничено. Исходя из рекомендаций ЦБ РК в настоящее время применяется два главных критерия: степень обеспеченности возврата ссуды и фактическое состояние с погашением ранее выданных ссуд. Они соответствуют содержанию первого этапа управления кредитным портфелем. С учетом указанных критериев ЦБ Казахстана предлагает выделять 5 групп кредитов с дифференцированным уровнем отчислений в резервный фонд банка, что соответствует содержанию второго этапа управления кредитным портфелем. Согласно «Регламенту создания и использования в коммерческих банках резерва на возможные потери по ссудам и списания безнадежной и\или признанной нереальной для взыскания задолженности» к 1 группе риска («стандартные ссуды») относятся: 1. текущие ссуды не зависимо от обеспечения при отсутствии просроченной задолженности по уплате процентов, кроме льготных текущих ссуд и текущих ссуд инсайдерам; 2. обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов до 5 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу до 5 дней включительно; переоформленные 1 раз без изменения условия договора. По этой группе ссуд создается резерв на возможные потери от кредитного риска в размере не менее 1% от величины выданных ссуд.

 

Ко 2 группе («нестандартные ссуды») относятся: 1. обеспеченные ссуды: - текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов от 6 до 30 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу от 6 до 30 дней включительно; переоформленные 2 раз без изменения условия договора; переоформленные 1 раз с изменениями условий договора; 2. недостаточно обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов до 5 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу до 5 дней включительно; переоформленные 1 раз без изменения условия договора; 3. льготные текущие ссуды и текущие ссуды инсайдерам при отсутствии просроченной задолженности по уплате процентов.

 

По этой группе ссуд создается  резерв на возможные потери от кредитного риска в размере не менее 20% от величины выданных ссуд.

 

К 3 группе («сомнительные  ссуды») относятся: 1. обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов  от 31 до 180 дней включительно; при наличии  просроченной задолженности по основному  долгу от 31 до 180 дней включительно; переоформленные 2 раза с изменением условий договора; переоформленные более 2 раз независимо от наличия изменений условий договора; 2. недостаточно обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов от 6 до 30 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу от 6 до 30 дней включительно; переоформленные 2 раза без изменения условия договора; переоформленные 1 раз с изменением условия договора; 3. необеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов до 5 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу до 5 дней включительно; переоформленные 1 раз без изменения условия договора;4.льготные ссуды и ссуды инсайдерам при наличии просроченной задолженности по основному долгу или процентам до 5 дней включительно. По этой группе ссуд создается резерв на возможные потери от кредитного риска в размере не менее 50% от величины выданных ссуд.

 

К 4 группе («безнадежные ссуды») относятся: обеспеченные ссуды: текущие  при наличии просроченной задолженности  по уплате процентов свыше 180 дней; при  наличии просроченной задолженности  по основному долгу свыше 180 дней; недостаточно обеспеченные ссуды: текущие  при наличии просроченной задолженности  по уплате процентов свыше 30 дней; при  наличии просроченной задолженности по основному долгу свыше 30 дней; переоформленные 2 раза с изменением условия договора; переоформленные более 2 раз независимо от наличия изменений условия договора; 2.необеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов свыше 5 дней; при наличии просроченной задолженности по основному долгу свыше 5 дней; переоформленные хотя бы 1 раз с изменением условий договора; переоформленные более 1 раза независимо от наличия изменений условия договора; 3. льготные ссуды и ссуды инсайдерам при наличии просроченной задолженности по основному долгу или процентам свыше 5 дней.

 

По этой группе ссуд создается  резерв на возможные потери от кредитного риска в размере не менее 100% от величины выданных ссуд.

 

Отнесение конкретных ссуд, выданных банком и числящихся на балансе  на квартальные даты, к соответствующим группам составляет содержание третьего этапа управления кредитным портфелем.

 

На четвертом этапе  работники банка определяют структуру  кредитного портфеля в разрезе классифицированных ссуд, т.е. суммируют все ссуды  одной группы и получают данные об объеме каждой группы, а также кредитного портфеля банка в целом на соответствующую  дату.

 

На пятом этапе определяется совокупный риск кредитного портфеля банка. Для этого сумма кредитов по каждой группе умножается на соответствующий  процент риска. На шестом этапе анализируются факторы, влияющие на изменение структуры портфеля. Они могут быть связаны как с изменением финансового состояния заемщиков (увеличение объема просроченных ссуд или удлинение их продолжительности), так и с ухудшением обеспеченности возврата ссуд при использовании залогового права, гарантий или страхования.

 

На седьмом этапе осуществляется формирование достаточных резервных  фондов. Аудиторы должны подтвердить  полноту формирования указанного резерва. На восьмом этапе менеджеры банка  на основе рассмотрения сложившейся  структуры кредитного портфеля и  факторов, вызывающих ее изменение, намечают меры в области кредитной политики банка на перспективу. К ним могут относиться: изменения в целевой направленности ссуд или сфер вложения кредитных ресурсов, получение дополнительных гарантий, усиление предварительного и последующего контроля за выполнением условий кредитного договора, улучшение тех или иных элементов организации кредитного процесса.

 

Управление кредитным  портфелем имеет важнейшее значение в организации банковской деятельности, а именно в формировании кредитной  политики, потому что кредитные операции - самая доходная статья банковского  бизнеса. За счет этого источника  формируется основная часть чистой прибыли. Таким образом, характеризуя кредитный портфель коммерческого  банка, необходимо рассматривать и кредитную политику, так как она определяет способы регулирования состава и объема ссудного портфеля.

 

 

3. Анализ кредитной политики «Альянс Банка»

 

3.1 Цели и основные принципы кредитной политики банка

3.1.1 Общие положения

1.1 «Принципы кредитной  политики ОАО «Альянс Банк»  (далее - Банк) представляют собой  документ, являющийся составной  частью общей стратегии развития  Банка и определяющий курс, которого  придерживается Банк в области  кредитно-финансовой деятельности, а именно, определяет основные принципы, параметры и другие основополагающие аспекты кредитной работы.

Информация о работе Кредитная политика коммерческих банков: основные положения и процедуры