16. Развитие банковского
сектора и динамика количественных
параметров зависят во многом
от темпов развития российской
экономики, включая такие ключевые
показатели, как объем валового
внутреннего продукта, динамика
торгового и платежного баланса,
уровень инфляции, валютный курс,
рыночные процентные ставки, доля
наличных и безналичных форм
расчетов.
Рост показателей деятельности
банковского сектора станет результатом
совершенствования условий функционирования
банковского сектора, практических
действий в сферах корпоративного управления
в кредитных организациях и внутреннего
контроля, управления принимаемыми рисками
и обеспечения транспарентности.
Правительство Российской Федерации
и Банк России исходят из того, что
развитие банковского сектора должно
стимулироваться преимущественно
экономическими методами. Увеличение
объемов банковских услуг не может
достигаться в ущерб устойчивости
банковского сектора
5. Государственного регулирования
кредитной системы
Государственное регулирование
кредитно-финансовых институтов - один
из важнейших элементов развития
и формирования кредитной системы
капиталистических стран. Основными
направлениями государственного регулирования
являются: - политика центрального банка
в отношении кредитно-финансовых
институтов, особенно банков; - налоговая
политика правительства в смешанных
(полугосударственных) или государственных
кредитных институтах; - законодательные
мероприятия исполнительной и законодательной
власти, регулирующие деятельность различных
институтов кредитной системы. В
промышленно развитых странах политика
центрального банка распространяется
главным образом на коммерческие
и сберегательные банки и осуществляется
в следующих формах: учетная политика;
регулирование нормы обязательных резервов;
операции на открытом рынке; прямое воздействие
на кредит. Учетная политика центрального
банка состоит в учете и переучете коммерческих
векселей, поступающих от коммерческих
банков, которые в свою очередь, получают
от промышленных, торговых и транспортных
компаний. Центральный банк выдает кредитные
ресурсы на оплату векселей и устанавливает
так называемую учетную ставку. Как, правило
учетная политика центрального банка
направлена на лимитирование переучета
векселей, установление предельной суммы
кредита для каждого банка. Таким образом
осуществляется воздействие на объем
выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно
сочетается с государственным регулированием
процентных ставок по вкладам и кредитам.
Хотя банки в основном самостоятельно
определяют проценты по вкладам и ссудам,
тем не менее они ориентируются на учетную
ставку центрального банка - так называемое
дисконтное окно. При этом необходимо
отметить, что в каждой стране существует
своя специфика учетной политики, определяемая
традициями, развитием кредитной системы,
ролью государства и центрального банка
в экономике. Следующей формой регулирования
центрального банка является определение
нормы обязательных резервов для коммерческих
банков. Смысл этой формы регулирования
заключается в том, что коммерческие банки
обязаны хранить часть своих кредитных
ресурсов на беспроцентном счете в центральном
банке. Норма резерва может уменьшаться
или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры
на рынке капиталов. Ее увеличение ведет
к ограничению кредитной экспансии коммерческих
банков и, наоборот, снижение – к расширению
кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно
различаются по странам и колеблются в
пределах от 5 до 20. Политика регулирования
нормы резервов распространяется главным
образом на все виды банков (а в ряде стран
и на некоторые специальные кредитно-финансовые
институты), которые определяют процентные
ставки по кредитам.
Большинство других кредитно-финансовых
институтов в процентной политике следуют
за коммерческими банками. С помощью
нормы резервов центральный банк
воздействует в целом на ссудный
процент, который, в свою очередь, влияет
на доходность тех или иных ценных
бумаг (курс акций и облигаций). Еще
одной формой регулирования центральным
банком кредитной системы являются
операции на открытом рынке с государственными
облигациями путем их купли-продажи
кредитно-финансовыми институтами.
Продавая государственные облигации,
центральный банк тем самым уменьшает
денежные ресурсы банков и других
кредитно-финансовых институтов и таким
образом способствует повышению
процентной ставки на рынке ссудных
капиталов. Это заставляет кредитные
институты согласно законодательству
обязаны покупать определенную часть
государственных облигаций, финансируя
таким образом дефицит бюджета
и государственный долг. Формой регулирования
является также прямое государственное
воздействие центрального банка
на кредитную систему путем прямых
предписаний органов контроля в
форме инструкций, директив, применения
санкций за нарушения. В ряде случаев
центральный банк осуществляет контроль
за крупными кредитами, лимитирование
банковских кредитов, выборочную проверку
кредитных учреждений. Однако методы
прямого воздействия в основном
распространяются на коммерческие и
сберегательные банки и в меньшей
степени - на другие кредитно-финансовые
институты. Один их методов регулирования
- налоговая политика. Она заключается
в изменении налоговых ставок
на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми
институтами. Как правило, последние
облагаются налогом на прибыль, как
и все прочие юридические лица,
действующие в определенных экономических
условиях. В то же время взимание
налогов существенно различается
по странам и кредитным институтам
в соответствии с их функциональной
спецификой. Увеличение налогов может
способствовать уменьшению кредитно-ссудных
операций и повышению процентных ставок.
Наоборот, сокращение налогов на доходы
этих учреждений ведет к расширению таких
операций и может содействовать снижению
процентных ставок. Поэтому налоговое
воздействие представляет собой достаточно
эффективное государственное регулирование
деятельности кредитной системы. В ряде
стран в отличие от промышленных и торговых
компаний кредитно-финансовые учреждения
имеют определенные налоговые льготы.
Они обычно распространяются на специализированные
небанковские кредитно-финансовые учреждения
(страховые, инвестиционные, финансовые
компании, благотворительные фонды). Другим
регулирующим методом кредитной системы
является участие государства в деятельности
кредитно-финансовых учреждений. Это выражается
в трех основных направления: приобретение
части кредитных институтов государством
путем национализации; организация новых
учреждений как дополнение к частным;
долевое участие государства путем приобретения
акций кредитно-финансовых учреждений
и, таким образом, создание смешанных институтов.
Посредством данного метода государство
оказывает достаточно эффективное воздействие
на функционирование всей кредитной системы.
Метод регулирования путем создания государственной
собственности довольно широко распространен
в странах континентальной Европы и в
развивающихся странах. Так, во Франции,
Германии, Италии, Португалии, Турции,
скандинавский странах сохраняется довольно
крупный государственный сектор в кредитной
системе, несмотря на расширение процесса
приватизации в последнее время. Во Франции
путем национализации ряда банков и страховых
компаний в начале 80-х годов был существенно
расширен кредитный сектор государства.
Необходимо отметить, что в большинстве
промышленно развитых стран государственная
собственность в кредитной системе распространяется
и на банковский сектор. Это позволяет
государству быстрее и эффективнее решать
проблему государственного долга путем
продажи правительственных ценных бумаг
своим кредитным институтам и за счет
последних финансировать крупные инвестиционные
проекты национальных масштабов. Кроме
того, при наличии государственных и полугосударственных
кредитных учреждений осуществляется
воздействие на спрос и предложение ссудного
капитала, динамику его рынка, процентные
ставки. Большое влияние на регулирование
кредитной системы оказывают законодательные
меры, осуществляемые центральным правительством,
местными органами, а также законодательной
властью. Они разрабатывают пакеты законов
и инструкций, регламентирующих различные
сферы деятельности кредитно-финансовых
институтов. В рамках исполнительной власти
основными регулирующими органами являются
центральный банк и министерство финансов.
Обычно они действуют в странах со сравнительно
высоким уровнем огосударствления кредитной
системы.
Так, во Франции, кроме центрального
банка и министерства финансов, в
регулировании кредитной системы
участвуют Национальный совет по
кредиту, Комиссия контроля над банком,
Комиссия биржевых операций. Наряду с
исполнительными органами активное
участие в регулировании принимают
законодательные органы (парламенты).
В их структуре действуют правительственную
политику, так и деятельность кредитной
системы ни могут быть дополнены
другими органами парламента. Так, в
Конгрессе США длительное время
эффективно работает Комиссия по ценным
бумагам, регулирующая инвестиционную
деятельность кредитно-финансовых институтов.
Особое место в государственном
регулировании занимают страховые
компании (особенно компании страховании
жизни) как поставщики долгосрочных
кредитов на рынке ссудных капиталов.
Основным объектом их регулирования
являются страховые тарифы (ставки
страховых премий). При этом главным
органом регулирования как правило
выступает министерство финансов. Особенность
регулирования кредитной системы
с помощью страховых тарифов
заключается в том, что страховые
компании стремятся повысить ставки,
особенно в области имущественного
страхования, так как оно является убыточным.
Поэтому уровень пределов страховых тарифов
по имущественному страхованию регулируется
довольно жестко как со стороны министерства
финансов, так и местных органов власти.
Заключение
В заключении хочу добавить,
что на сегодняшний день современная
кредитная система переживает глубокий
кризис. Ближайшие год-два российская
экономика вынуждена будет существовать
в условиях мирового кризиса. Первой
его ощутила банковская система,
за последние месяцы уже скорректировавшая
свою деятельность, начав выстраивать
новые отношения с бизнесом. Мы
уже знаем, что современная рыночная
экономика функционирует в условиях
активного воздействия на нее
государства. Государственное воздействие
на экономику способно существенно
повлиять на ход экономического цикла,
меняя характер экономической динамики:
глубину и частоту кризисов, продолжительность
фаз цикла и соотношение между
ними. Государственное регулирование
направлено на смягчение циклических
колебаний, поэтому оно носит
антициклический характер. Важнейшими
методами, с помощью которых государство
воздействует на экономический цикл,
выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые
рычаги. Во время кризиса государственные
меры направлены на стимулирование производства,
а во время подъема — на его
сдерживание.
Так, с целью ослабления
«перегрева» экономики государство
в фазе подъема способствует дальнейшему
удорожанию кредита, вводит новые налоги,
повышает старые, отменяет ускоренную
амортизацию и налоговые льготы
на новые инвестиции. В условиях кризиса,
наоборот, государственные меры направлены
на удешевление кредита, сокращение налогов,
на ускоренную амортизацию и налоговые
скидки на новые инвестиции.
Литература
1. Батракова Л.Г., Экономика
статистический анализ кредитной
операции коммерческоог банка,
Учебное пособие. Из. - Логос,2008 г.
2.Белоглазова Г.Н., Финансы
и кредит, Учебник Из. - Высшее
образование,2007 г.
3. Климович В.П., Финансы,
денежное обрание, кредит, Учебник,
Из. - Форум, 2006г.
4. Свиридов О.Ю.,Учебное
пособие, Финансы, денежное обрание,
кредит, Изд.-Феникс, Ростов-на-Дону,2005г.