Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель работы – на основе изучения теоретических аспектов кредитной системы охарактеризовать кредитную систему России.
Задачи, вытекающие из сформированной цели таковы:
Раскрыть сущность кредитной системы
Рассмотреть характеристику основных звеньев кредитной системы
Изучить типы кредитных систем
Выявить структуру кредитной системы Российской Федерации
Установить проблемы функционирования кредитной системы Российской Федерации и пути их решения
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кредитной системы 5
1.2. Сущность кредитной системы 5
1.2. Характеристика основных звеньев кредитной системы 8
1.3. Типы кредитных систем 13
Глава 2. Кредитная система Российской Федерации 17
2.1. Структура современной кредитной системы Российской Федерации 17
2.2. Проблемы кредитной системы Российской Федерации и пути их решения 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Страховые компании.
2011г. стал знаковым для российского страхового рынка, и речь идет, безусловно, о непосредственных участниках - страховых компаниях. Крупнейшие компании, за редким исключением, демонстрируют умеренный рост своих показателей. Одним из главных событий 2011 года стало упразднение Росстрахнадзора и, как следствие, полная передача функций контроля над отраслью в Федеральную Службу по финансовым рынкам.
С отечественного страхового рынка в 2011 году ушло большое количество страховых компаний. Так, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, на 31 декабря 2011 года в едином государственном реестре субъектов страхового дела зарегистрировано 579 страховщиков, когда как по состоянию на 31 декабря 2010 года в реестре было 625 страховых компаний. Таким образом, за год количество страховщиков уменьшилось на 46 субъектов. [31]
Таким образом, банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.
Нельзя не согласиться с тем, что российская банковская система достаточно динамично преодолевает последствия кризиса, по многим параметрам выходя на предкризисные показатели. Уверенно растут объемы вкладов, размещаемых в банках населением, наращиваются, хотя и медленно, объемы кредитования как граждан, так и бизнеса. Но, несмотря на это, в развитии российской банковской системы остается множество проблем, вызванных различными причинами.
Одной из таких проблем, которая препятствует развитию активной кредитной деятельности, являются высокие риски при кредитовании реального сектора экономики. Такими рисками являются невысокие темпы экономических преобразований, несовершенство системы налогообложения и нормативно-правовой базы, и кроме того, многие предприятия имеют низкую кредитоспособность. [8, с.87]
Также структурными недостатками
являются неэффективная система
управления рисками, недостатки внутреннего
контроля, неполная, а в некоторых
случаях и недостоверная
Одним из направлений решения
данных проблем должна стать разработка
методик определения
Кредитным организациям необходимо
с применением современных
В настоящее время регулятор банковского сектора – Банк России – проводит одинаковый режим регулирования и надзора ко всем кредитным организациям, независимо от величины активов и капитала, спектра выполнения банковских операций. Такие требования, особенной во время кризисов, становятся трудновыполнимыми для средних и малых кредитных учреждений, что приводит к «вымыванию» с рынка.
Основные ориентиры и задачи в области совершенствования банковского регулирования и надзора сформулированы в проекте «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.». [23, с. 6]
С помощью стратегии
Планируется законодательно определить условия функционирования национальной платежной системы. Возможно, будет расширен круг субъектов, на которых распространяется защита, предоставляемая системой страхования вкладов.
Предполагается установить минимальный размер уставного капитала вновь создаваемых банков с 1 января 2012 года и минимальную величину собственных средств действующих с 1 января 2015 года в размере 300 миллионов руб.
Планируется прекратить выпускать и постепенно вывести из обращения однокопеечные и пятикопеечные монеты при сохранении их в качестве инструмента расчета.
Предусматривается совершенствование системы допуска капитала на рынок банковских услуг и контроля Банка России за крупными приобретениями акций (долей) кредитных организаций. Будут повышены требования к руководителям кредитных организаций.
Предполагается, что к началу 2016 года банковским сектором будут достигнуты следующие показатели: активы к ВВП - более 90% против 76% на 1 января 2011 года, капитал к ВВП - 14-15% против 10,6% на 1 января 2011 года, кредиты нефинансовым организациям и физлицам к ВВП - 55-60% против 40,8% на начало 2011 года. [8, с. 90]
Приоритетами в
Банковское законодательство
предусматривает, кроме банка, еще
одну форму существования на рынке
банковских услуг ( в виде небанковской
кредитной организации с
Для создания прочного третьего звена кредитной системы России (ипотечных, инвестиционных, розничных банков, расчетно-платежных центров с особым режимом регулирования и надзора) необходимо создать предпосылки для его формирования. Материально базой для их создания могут стать региональные банки, располагающие высококвалифицированным персоналом. Такими предпосылками могут являться:
Для создания третьего звена банковской системы необходимо предложить рынку варианты набора банковских операций и банковских лицензий, которые позволили бы осуществлять рентабельную деятельность при умеренных рисках.
Реализация этих мер в сочетании с совершенствованием механизмов предупреждения банкротства кредитных организаций, включая создание дополнительных стимулов для финансового оздоровления банков без участия государства, будет способствовать повышению устойчивости и конкурентоспособности российских банков, укреплению рыночной дисциплины и большей ориентированности наших кредитных организаций на удовлетворение насущных потребностей общества. Это чрезвычайно важно, поскольку задача модернизации российской экономики, поставленная руководством страны, потребует от банков активной кредитно-инвестиционной политики, взвешенных финансовых и организационных решений, ответственного отношения к развитию своего бизнеса в интересах развития экономики.
В заключение следует отметить,
что финансовый кризис способствовал
переосмыслению многих считавшихся
ранее бесспорными
Кредитная система функционирует через кредитный механизм. Он включает все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, консультативной, аккумуляционной, деятельности кредитной системы в лице ее институтов.
Мы выяснили, что понятие
кредитной системы раскрывается
в двух аспектах: функциональном и
институциональном. Функциональная сторона
кредитной системы представлена
различными видами, формами кредита
и методами кредитования. Институциональная
сторона кредитной система
В настоящее время структура кредитной системы выглядит следующим образом:
В Российской Федерации банковская система, представляет собой двухуровневую структуру, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний - коммерческими банками, а также филиалами и представительствами иностранных банков.
Стабильная, хорошо отлаженная национальная кредитная система - залог процветания российской экономики. Нельзя не сказать о том, что в посткризисный период кредитная система Российской федерации быстро возвращается к прежним показателям, но процесс восстановления и модернизации кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во многих ее структурных звеньях. Для решения данных проблем потребуется вмешательство законодательство, чтобы изменить сложившуюся банковскую систему и вывести ее на международный уровень.
Также нельзя не заметить, к концу XX в. в России сложилась кредитная система по структуре близкая к кредитной системе развитых стран. Запущен процесс совершенствования функционирования институтов, уже действующих на рынке кредитно-финансовых услуг, а также создания структур, которые пока не получили широкого развития в России, так называемое третье звено кредитной системы – «небанковские кредитные учреждения» (кредитных союзов, ссудно-сберегательных ассоциаций, факторинговых фирм, ломбардов).
Тем не менее, по всем показателям банковская система России значительно отстает от развитых стран. Несмотря на высокий рост, объем выдаваемых кредитов она не соответствует задачам экономического роста, стоящим перед страной.
В промышленно развитых странах система государственного регулирования кредитной системы представляет собой сложный, мощный, и довольно эффективный механизм. Конечно, здесь не обойтись без противоречий в организации или реализации кредитной политики. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений.
Официальные государственные и нормативные документы
Книги, монографии, статьи