Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «Лендмарк».
Для этого решаются следующие задачи:
1. Дать экономическое определение понятию кредитоспособности заемщика и изучить методику оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица.
2. Изучить практические аспекты оценки кредитоспособности предприятия на примере ООО «Лендмарк».
Введение 3
Глава 1. Анализ кредитоспособности предприятия 5
Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика на
примере ООО «Лендмарк») 11
2.1 Предварительная оценка имущества хозяйствующего
субъекта и источников его формирования 11
2.2 Оценка ликвидности 14
2.3 Анализ финансовой устойчивости 17
2.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 23
2.5 Оценка вероятности банкротства предприятия 26
Глава 3. Выводы о кредитоспособности заемщика и ее укрепление 28
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 35
Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ кредитоспособности предприятия 5
Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика на
примере ООО «Лендмарк») 11
2.1 Предварительная оценка
субъекта и источников его формирования 11
2.2 Оценка ликвидности 14
2.3 Анализ финансовой устойчивости 17
2.4 Анализ финансовых
результатов деятельности
2.5 Оценка вероятности банкротства предприятия 26
Глава 3. Выводы о кредитоспособности заемщика и ее укрепление 28
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 35
Введение
Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособным. Кредитоспособным является предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли и других финансовых ресурсов.
Кредитоспособность тесно
Полный финансовый анализ
для оценки кредитоспособности предприятия
складывается, как правило, из трех
частей: анализа его финансовых результатов,
финансового состояния и делово
Объектом исследования является оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица, как основная процедура определения уровня риска при принятии решения о выдачи кредита.
Предмет исследования – общество с ограниченной ответственностью «Лендмарк»
Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «Лендмарк».
Для этого решаются следующие задачи:
1. Дать экономическое определение понятию кредитоспособности заемщика и изучить методику оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица.
2. Изучить практические аспекты оценки кредитоспособности предприятия на примере ООО «Лендмарк».
3. Рассмотреть основные направления совершенствования методов оценки кредитоспособности.
Основные методы исследования, применяемые в работе: метод сравнения, статистический метод. Широко применяется комплекс методов финансово-экономического анализа.
1 Анализ кредитоспособности предприятия
Кредитоспособность заемщика юридического лица – это комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика1.
Кредитоспособность, то есть возможность, имеющаяся у предприятия для своевременного погашения кредитов, оценивается в целом так же, как платежеспособность. Однако для решения вопроса о предоставлении кредита либо отказе в нем банку нужна более широкая информация. В необходимую информацию для оценки кредитоспособности включается не только состояние активов и пассивов, но и объем продаж, и прибыль. Следует учесть, что кредитоспособность – это не только наличие у предприятия возможности вернуть кредит, но и уплатить проценты за него. Поэтому для определения кредитоспособности разработана специальная система показателей для этого рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1. Схема оценки кредитоспособности предприятия ООО Лендмарк.
Необходимые для оценки показатели |
Условные обозначения |
Оценочные показатели |
1. Прибыль |
П |
П : Ча |
2. Выручка от реализации (объем продаж) |
ВР |
П : ВР |
3. Чистые активы |
Ча |
ВР : Ча |
4. Основные средства |
ОС |
ВР : ОС |
5. Чистые текущие активы |
Чта |
ВР : Чта |
6. Собственный капитал |
СК |
ВР : СК |
7. Запасы |
З |
ВР : З |
8. Общая стоимость активов |
А |
ОС : А |
9. Краткосрочная задолженность |
КЗ |
З : Чта |
10.Дебиторская задолженность |
ДЗ |
КЗ : СК |
11.Оборотные активы |
Оа |
ДЗ : ВР |
12.Ликвидные активы |
Ла |
Оа : КЗ |
Ла : КЗ |
1. Отношение прибыли к чистым активам, показывает, насколько эффективно используются активы для создания прибыли. При этом важно определиться, какая прибыль принимается в расчет — только от реализации или общая. Это зависит от профиля деятельности предприятия и состава его активов. Если активы по своему составу обеспечивают главным образом осуществление основной деятельности, то правильнее принимать в расчет прибыль от реализации и общую стоимость активов. Если, например, в составе активов значителен удельный вес долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений, которые в итоге должны давать предприятию дополнительную прибыль, то точнее будет сопоставление общей суммы прибыли с общей величиной чистых активов, либо прибыли от реализации с чистыми активами за вычетом активов, не отвечающих основному профилю деятельности предприятия.
Чистые активы — это в общем виде суммарная величина активов за вычетом долговых обязательств: задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, убытков, целевых поступлений и финансирования, долгосрочных пассивов, краткосрочной задолженности2.
2. Отношение
прибыли к выручке от
3. Отношение
объема реализации к чистым
активам. Рост этого
4. Отношение объема продаж к стоимости основных средств. Этот показатель оценивает эффективность использования зданий, сооружений, машин, оборудования. Если уровень его высок, это может означать одно из двух:
а) предприятие действительно эффективно использует основные средства в целях обеспечения больших объемов продаж;
б) производство,
которым занимается предприятие
характеризуется высокой
5. Отношение
выручки от реализации к
Чистые текущие активы — это оборотные активы за вычетом краткосрочных долгов предприятия3. Показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в размерах, не соответствующих стоимости оборотных активов
6. Отношение
выручки от реализации к
7. Отношение выручки от реализации к запасам. Показатель дает приблизительное определение периода, на который запасы необходимы (например, значение его, равное 4:1, по годовому балансу указывает на трехмесячный оборот запасов). Высокий уровень показателя свидетельствует о быстрой оборачиваемости запасов. В большинстве случаев рост этого показателя положительно характеризует кредитоспособность, а снижение — отрицательно.
8. Отношение основных средств к стоимости активов. Основные средства — производственный потенциал предприятия, в результате использования которого формируется тот или иной объем продаж. Следует иметь в виду, что высокая доля основных средств в активах может привести к снижению мобильности последних, что ставит под угрозу платежеспособность предприятия.
9. Отношение запасов к чистым
текущим активам. Это оценка
уровня оборотного капитала, связанного
в производственных запасах,
10. Отношение краткосрочной задолженности к капиталу и резервам. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью.
11. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации. Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесячный срок погашения дебиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, т. е. снижение показателя, можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги. В идеальном случае, когда все продажи оплачиваются в момент их свершения, показатель равен нулю.
12. Отношение
оборотных активов к
13. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия. Под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Этот показатель близок по содержанию к рассмотренному выше общему коэффициенту покрытия.
Рассмотренные 13 показателей кредитоспособности призваны детально и всесторонне оценить состояние предприятия. Однако, как правило, оценка по большому количеству показателей приводит к противоречивым выводам. Одни показатели могут улучшаться, другие — ухудшаться под влиянием многообразных факторов, не всегда зависящих от качества деятельности предприятия. Поэтому обычно выделяют из всего круга оценочных показателей ключевые показатели.
Ключевыми показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются4:
1.Отношение объема реализации к чистым текущим активам.
2.Отношение объема реализации к собственному капиталу.
3.Отношение краткосрочной
4.Отношение дебиторской
5.Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия.
Такова система показателей для оценки финансового состояния предприятия. Аналитик должен четко представлять себе, что их исчисление не является самоцелью, а расширение их числа не заменяет необходимости изучения реального положения дел на самом предприятии. Поэтому основная цель расчета перечисленных показателей — это выявление направлении дальнейшего анализа финансового состояния предприятия.
Чтобы сделать адекватные выводы и интерпретировать полученные коэффициенты, необходимо дополнительно сделать следующие сопоставления.
1. Сравнить фактические
2. Сравнить фактические коэффицие
3. Сравнить коэффициенты с
4. Сравнить фактические
5. Сравнить финансовые
Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика на примере ООО «Лендмарк»)
2.1 Предварительная оценка имущества хозяйствующего субъекта и источников его формирования
Предварительная оценка имущества
хозяйствующего субъекта начинается с
составления и анализа
Изучив состав и структуру имущества хозяйствующего субъекта по данным сравнительного аналитического баланса видно, что за период 2010-2011 гг общая стоимость активов предприятия выросла на 1928тыс. Данное увеличение произошло за счет роста оборотных (мобильных) активов, которые явно преобладают в структуре активов баланса в силу специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Прирост оборотных активов в анализируемом периоде составил в абсолютном выражении 1928 тыс. (или 279%) и главным образом был связан с увеличением прочих оборотных активов на 1838 тыс. Также на рост оборотных активов повлияла дебиторская задолженность, которая в 2011г. выросла на 290 тыс. по сравнению с 2010г. т.е. фактически в 3 раза. В данном периоде имел место рост краткосрочных финансовых вложений на 339 тыс. Необходимо отметить незначительное увеличение запасов (на 6%), которое выражалось в повышении уровня готовой продукции и товаров.