Кредитование физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена небывалым за последнее время ростом кредитования физических лиц. В настоящее время в российской экономике наблюдается стабилизация, постепенное увеличение жизненного уровня населения. Это способствует более оптимистичному взгляду на будущее. Складывающаяся ситуация явилась одной из основных причин развития рынка кредитования частных лиц: выдачи потребительских кредитов, автокредитования, ипотечного кредитования, образовательного кредитования, кредитования при помощи пластиковых карт.

Содержание работы

Введение
1. Теория формирования и развития процессов кредитования физических лиц
1.1. Современное представление об экономическом содержании понятия «кредитование физических лиц»
1.2. История становления и развития кредитования физических лиц
1.3. Классификация банковских кредитов физическим лицам и их роль в экономическом развитии
1.4 риски, возникающие в процессе банковского кредитования физических лиц
2. Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в россии
2.1. Анализ портфеля кредитов физическим лицам в российских коммерческих банках
2.2. Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь» (ООО)
2.3. Проблемы развития процессов кредитования физических лиц в России
3. Перспективы дальнейшего качественного и количественного роста портфеля кредитов физическим лицам
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

кредитование физ.лиц.docx

— 279.14 Кб (Скачать файл)

Сбербанк – крупнейший сберегательный банк России, 69% вкладов  населения хранятся в этом банке, это единственный сберегательный банк, которому правительство оказывает  полную поддержку в части гарантирования вкладов. Дельтабанк специализируется на жилищном кредитовании, в 2005 -2007 годах этот банк выдал около 1 500 кредитов на сумму 2800 млн. долларов США, он выдает кредиты исключительно в долларах США напрямую и через 15 банков-партнеров, выдающих кредиты. Дельтабанк финансируется за счет иностранных кредитных линий рефинансирования [15. С. 402].

Во многом благодаря совместным усилиям местных и федеральных  структур, ипотечное кредитование активно  внедряется и развивается в регионах: Республике Башкирия, Республике Марий  Эл, Республике Татарстан, Самарской, Оренбургской областях, Приморском крае и ряде других регионов. Федеральное агентство  укрепило свои позиции наладив договорные отношения с более чем 50 регионами. На данный момент АИЖК осуществляет выкуп закладных у 27 кредитных и 18 некредитных организаций. Размер кредита составляет в среднем 330 тысяч [32]. На конец года в стране насчитывалось 146 банков, оказывающих услуги по ипотечному кредитованию.

В приложении 4 наведены процентные ставки по ипотечным кредитам ведущих  операторов. Таким образом, можно  подытожить, что в операторы предлагают услуги ипотечного кредитования на условиях (в среднем) 12,7 % в долларах США  и 17% в рублях. Полный спектр услуг (вторичный  рынок, незавершенное строительство, индивидуальное строительство) предлагают всего три оператора: Абсолют-Банк, Райффайзенбанк и Сбербанк.

Финансовые учреждения финансируют  ипотеку депозитами, привлекают средства из внешних источников, и все чаще и чаще используют средства, предоставляемые  региональными агентствами и  Агентством ипотечного жилищного кредитования, созданным федеральным правительством.

Агентство ипотечного жилищного  кредитования разместило свои облигации  среди коммерческих банков, создав, таким образом, один из важных элементов  цепочки ипотечного кредитования. Однако несколько важнейших звеньев  финансирования отсутствуют: ни федеральное  агентство, ни коммерческие банки пока не выпускают и не продают облигации  частным или государственным  пенсионным фондам или страховым  компаниям. Такие дополнительные звенья, устанавливающие связь с инвесторами, вкладывающими средства в долгосрочные бумаги, будут чрезвычайно важны  для обеспечения значительного  объема ипотечного кредитования.

На данной стадии качество портфеля кредитов, выданных коммерческими  банками, является высоким, в основном, благодаря консервативным стандартам андеррайтинга заемщика и обслуживанию в основном населения с высоком уровнем дохода. Например, помимо ипотечного залога Сбербанк требует подписи двух гарантов по каждой ипотеке, таким образом, он косвенно заявляет о своем недоверии к обеспечению ипотечного кредита [25. С. 5-20].

Возможность обращения взыскания  на имущество должника является центральным  вопросом для создания эффективных  стимулов, способствующих развитию ипотечного кредитования. Обращение взыскания  на имущество должника и выселение  в другую квартиру остаются сложными вопросами при развитии российских рынков ипотечного жилищного кредитования, что нельзя сказать об автокредитовании. Рынок автокредитования в России динамично развивается, представляя в настоящее время один из наиболее востребованных продуктов банковской розницы. По данным, приводимым агентством «Росбизнесконсалтинг», объем российского рынка автокредитования по итогам 2007 года составил 5,4 млрд. долларов США, по отношению к аналогичному периоду 2005 года рынок вырос на 20%. Всего за 2007 год было выдано около 274 тыс. кредитов на покупку автомобилей против 127 тыс. в 2005 года.

В целом в 2007 году объем  российского рынка автокредитования в стоимостном выражении составил 7,8 млрд. долларов США, в 2005 году было выдано автокредитов на сумму 4,6 млрд. долларов США (приложение 5).  
Рост рынка автокредитования в 2006 году составил 70%, в 2005 году – 30%. В 2007 году объем рынка автокредитования увеличился почти вдвое и достигнет 14 млрд. долларов США. На автокредиты в 2007 году приходилось 27% общего портфеля розничного кредитования России.

Динамику увеличения доли продаж автомобилей в кредит от общего объема продаж автомобилей на российском рынке в 2003-2007 годах отражают данные диаграммы в приложении 6. В 2007 году доля «кредитных» автомобилей составила 35-40% от общего объема продаж.

Динамика роста доли продаж в кредит иностранных автомобилей  от общего объема продаж иномарок в 2003-2007 годах представлена в диаграмме  приложении 7. В 2007 году доля «кредитных»  иностранных машин достигла 45% в  общем объеме продаж. При сохранении существующих темпов роста рынка  автокредитования можно предположить, что в текущем году уже каждый второй автомобиль на российском рынке будет продаваться с использованием кредитных схем.

Наблюдаемая в настоящее  время тенденция стабильного  роста рынка автокредитования берет начало в 2004 году. Так, если в начале 2003 года услугу автокредитования в России предоставляло лишь около 10 банков, то в 2004 году в этом сегменте рынка банковских услуг только в Москве действовало уже более 30 игроков. К началу 2005 года ставки по рублевым кредитам снизились до 18-20%, а по валютным кредитам - до 10-12%. Сроки кредитования увеличились до двух-трех лет. Согласно данным «Автостата», в 2003 году с использованием кредитных схем было продано лишь около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн. долларов США. В 2004 году прирост рынка составил около 100 тысяч автомобилей в натуральном выражении и около 1 млрд. долларов США – в денежном выражении. В 2005 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка в денежном выражении составил порядка 3,6 млрд. долларов США. Следующий – 2006 год показал более чем 40-процентный рост рынка автокредитования, по кредитным схемам было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей на сумму в 5,5 млрд. долларов США. В 2007 году автокредитование охватило более 40% рынка легковых автомобилей, объем рынка автокредитования составил порядка 750 тысяч автомобилей или около 9 млрд. долларов США [37].

В 2007 году кредитные ставки по автокредитам находились в диапазоне 9-14% годовых по кредитам в валюте и 12-19% по кредитам в рублях. Величина кредитной ставки напрямую связана с видом автокредита. На сегодняшний день на российском рынке представлены следующие основные виды автокредитования:

– Классический кредит - это  договор между покупателем и  банком, между банком и автосалоном. Для оформления классического кредита  необходимо представить пакет документов: справки о доходах, копии всевозможных заключенных клиентом договоров, документы  из налоговой инспекции и военкомата и другие. С этим пакетом покупатель приходит в банк, имея на руках определенную сумму денег для минимального первоначального взноса (10-20%), заполняет  подробную анкету и сдает документы. Решение принимается банком в  течение нескольких дней.

– Экспресс-кредит - это договор  между покупателем и банком, где  автосалон выступает посредником. Экспресс-кредит оптимален для клиентов, испытывающих затруднения в предоставлении банку официальных документов о  доходах, или для людей, не желающих тратить время на сбор документов. Оформление экспресс-кредита очень просто - клиент заполняет заявку прямо в автосалоне, предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, после чего ждет около часа ответа из банка. Стоимость таких кредитов выше стоимости классических кредитов - порядка 13-15% годовых в валюте против 7-10% годовых соответственно.

– Беспроцентный кредит –  представляет совместное изобретение  автосалонов и банков, когда первые передают автомобиль клиенту в рассрочку  и уступают вторым долг клиента со скидкой. Как правило, если клиент оплачивает единовременно 30% от стоимости; автомобиля, он получает рассрочку на год, оплачивая 40% получает рассрочку на два года, 50% - на три года. Для оформления беспроцентного кредита в автосалоне необходимы: копия паспорта и паспорта супруги/супруга, копия трудовой книжки, заверенная печатью работодателя, копия водительского удостоверения клиента и водительских удостоверений лиц, допущенных к управлению автомобилем.

– Кредит BuyBack - это договор между автосалоном и банком, при котором часть суммы замораживается до конца срока кредитования для единовременной выплаты. Особенность кредита BuyBack в том, что вместо выплаты замороженной части суммы клиент может вернуть автомобиль. Общая стоимость автомобиля делится приблизительно на три равные части. Первая вносится сразу, вторая распределяется на ежемесячные выплаты, а третья часть «замораживается». Когда срок кредитования подходит к концу, клиент должен принять решение, что делать с машиной - он может продать машину обратно в тот же салон, где и покупал, либо продать автомобиль куда угодно и кому угодно, а салону вернуть ссуду, либо перезаключить договор, что позволит оставить машину у себя, а «замороженную» сумму выплачивать в течение еще двух-трех лет. Также можно поменять автомобиль на новый, тогда старый станет одновременно и первоначальным взносом.

Одной из наиболее актуальных задач для банков, действующих  на российском рынке автокредитования, в настоящее время является выход в регионы. Согласно оценкам экспертов и игроков рынка, сегодня банки удовлетворяют спрос на автокредиты в регионах не более чем на 50%. Во многом именно с этим обстоятельством связано стремление многих столичных банков к выходу и расширению представленности в нестоличных регионах, упор в стратегии развития на расширение сети филиалов и отделений.

Среди потребителей услуг  автокредитования эксперты и представители игроков российского рынка выделяют три основные группы [37]:

1. Потребители со средним  месячным доходом 1000-2000 долларов  США. Это, как правило, менеджер  младшего или среднего звена,  работающий в известной международной  компании, с семьей, имеющий одного или двух детей. Кредиты для таких заемщиков обычно рассчитаны на два года, стоимость приобретаемого в кредит автомобиля составляет 15-20 тыс. долларов США. Часто представители рассматриваемой группы предпочитают воспользоваться спецпрограммами, позволяющими получить кредит без первоначального взноса. Покупатели этой группы составляют до 30% всех клиентов автокредитования (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3 - Доли основных групп  потребителей на российском рынке автокредитования, % от общего числа кредитов

 

2. Потребители со средним  месячным доходом свыше 3000 долларов  США. Типичным представителем  этой группы является бизнесмен,  имеющий собственное дело в  России. Уровень дохода потребителя  позволяет профинансировать покупку  любого автомобиля стоимостью 20-30 тыс. долларов США. Зачастую  у таких заемщиков уже есть  автомобиль иностранного производства, который они сдают по системе  trade-in и используют вырученные деньги в качестве первоначального взноса. На долю представителей рассматриваемой группы приходится примерно 40% от всех покупок автомобилей в кредит.

3. Потребители со средним  месячным доходом менее 1000 долларов  США. Это в большинстве случаев  автолюбители, не прибегавшие ранее  к банковским кредитам. Такие  клиенты зачастую незнакомы с  банковскими правилами, к тому  же не полностью доверяют банкам. На эту категорию приходится  до 30% клиентов.

В заключении, основываясь  на оценках ряда экспертов, представим некоторые основные прогнозы относительно тенденций развития российского  рынка автокредитования в ближайшем будущем. Прежде всего, следует ожидать сохранения тенденции роста рынка, поскольку российский парк автомобилей и уровень проникновения автокредитования пока далеки от насыщения. Сегодня в России в среднем на 1000 человек приходится 200 автомобилей, тогда как в странах Европы - 400 автомобилей, в США – 750 автомобилей. Также в пользу развития рынка автокредитования свидетельствуют факты увеличения продаж автомобилей зарубежного производства – в 2007 году число проданных иномарок превысило число проданных отечественных автомобилей, и смещения предпочтений российских автовладельцев в сторону более дорогих иномарок - в 2007 году на автомобили сегмента 10-20 тыс. долларов США пришлось 23% покупок против 18% в 2005 году.

Помимо общего роста рынка  автокредитования, одними из основных тенденций ближайшего будущего, вероятно, станут снижение требований к заемщикам и увеличение срока кредитования. Упрощение процедуры выдачи автокредита, дальнейшее расширение ассортимента дополнительных банковских услуг выступят одними из важнейших предпосылок увеличения объемов продаж автокредитов. Смягчение условий по кредитам позволит привлечь на рынок автокредитования более широкие слои населения, в частности, менее обеспеченные слои, которые до сих пор не могли себе позволить покупку автомобиля в кредит.

Также важной тенденцией ближайшего будущего на рынке автокредитования станет активный выход столичных банков в российские регионы.

Одними из основных проблем  на российском рынке автокредитования, увеличивающих банковские риски, выступают мошенничество и чрезмерное увлечение некоторых игроков экспресс-кредитованием. Факт мошенничества остается распространенным на российском рынке автокредитов, в настоящее время в среднем 10% заявок на автокредит отклоняются банками по причине мошенничества. Экспресс-кредит представляет на сегодняшний день наиболее рискованный продукт в сфере автокредитования. При этом у некоторых банков в общем объеме кредитов, выданных в 2006 году, доля экспресс-кредитов составила около 60%. По мнению экспертов, при бурном росте банковского сектора в целом и потребительского кредитования в частности разбухание «кармана» экспресс-кредитования в портфелях банков может усилить банковские риски, уже начиная с 2007 года.

В связи с финансовым кризисом в настоящее время ставки по автокредитам повысили почти все банки. Одним из последних это сделал Сбербанк России. Связано это с недостатком финансовых средств. Вместе с тем, Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ выдают автокредиты в обычном режиме во всех регионах страны, где они представлены. Эти банки также ужесточили подход к заемщикам, как и остальные коммерческие банки, но не приостанавливали кредитование населения. Автокредиты выросли в цене, как в российских рублях, так и в иностранной валюте. В достаточно сложной ситуации оказались те заемщики, которые оформляли автокредиты именно в валюте. Курс американского доллара значительно вырос по отношению к российскому рублю, что негативно сказалось на размере выплат по данным видам кредитов [25. С. 20]. 

Пересмотр условий автокредитования в первом полугодии начался с повышения цен. "Ставки по гривневым кредитам выросли на 5-8% годовых, долларовым - на 3-5% годовых, в евро - в среднем на 4% годовых", - сообщил директор финансовой группы "Консалтинг и инвестиции" Алексей Вегера [12. С. 25]. Стоимость автокредитов в нацвалюте сегодня находится в рамках 18,5-25% годовых, в евровалюте - 12-19%, в долларе - 13-19%. Также ряд банков на 5% подняли размер минимального первоначального взноса - до 10-15% стоимости машины. Лишь немногие продолжали кредитовать без взноса: обычно для получения таких займов приходилось выполнять одно из двух условий: соглашаться на увеличение ставки на 1-2% годовых либо предоставлять дополнительное обеспечение, такое, например, как поручительство третьего лица. Как и прежде, финансисты выделяли две основные причины ухудшения кредитных условий: не прекращающийся мировой финансовый кризис и активное связывание денежной массы Национальным Банком, который продолжает бороться с инфляцией.

Информация о работе Кредитование физических лиц