Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена небывалым за последнее время ростом кредитования физических лиц. В настоящее время в российской экономике наблюдается стабилизация, постепенное увеличение жизненного уровня населения. Это способствует более оптимистичному взгляду на будущее. Складывающаяся ситуация явилась одной из основных причин развития рынка кредитования частных лиц: выдачи потребительских кредитов, автокредитования, ипотечного кредитования, образовательного кредитования, кредитования при помощи пластиковых карт.
Введение
1. Теория формирования и развития процессов кредитования физических лиц
1.1. Современное представление об экономическом содержании понятия «кредитование физических лиц»
1.2. История становления и развития кредитования физических лиц
1.3. Классификация банковских кредитов физическим лицам и их роль в экономическом развитии
1.4 риски, возникающие в процессе банковского кредитования физических лиц
2. Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в россии
2.1. Анализ портфеля кредитов физическим лицам в российских коммерческих банках
2.2. Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь» (ООО)
2.3. Проблемы развития процессов кредитования физических лиц в России
3. Перспективы дальнейшего качественного и количественного роста портфеля кредитов физическим лицам
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Еще одной отличительной чертой рынка потребительского кредитования станут опережающие темпы роста кредитования населения по сравнению с темпами роста выдачи кредитов юридическим лицам.
В настоящее время суммарная
доля кредитов, выданных банковской системой
населению, юридическим лицам и
другим хозяйствующим субъектам, находится
на близком к предельному значению
уровне, по достижению которого могут
возникнуть сложности с общей
ликвидностью банковской системы и
как следствие с возможностью
исполнения банками своих обязательств.
В этой связи мы считаем, что в
целом суммарный объем ссудной
задолженности будет
В отличие от юридических
лиц у большинства населения
сегодня практически нет
Таким образом, сравнив данные по относительному размеру ипотечного рынка и по структуре использования кредитных средств населением, полученные в результате собственных расчетов, можно заключить, что в основном кредиты на недвижимость оформлялись в виде обычных потребительских кредитов на относительно непродолжительный срок. Это удобно для заемщиков, которые хотят улучшить свои жилищные условия, не покупая новое жилье (например, с помощью обмена, ремонта), потому что в таком случае не нужно проводить длительную процедуру оформления ипотечного кредита (оформление залога, страхование различных рисков).
Вместе с тем, хотя в ближайшие годы население будет по-прежнему отдавать предпочтение привлечению средств с целью совершения операций на рынке недвижимости, оно все активнее начнет использовать для этого ипотечные кредиты, а не личные займы, как сейчас, то есть будет происходить качественное изменение в структуре кредитования. Такой прогноз основан на целом ряде факторов, главные из которых - целенаправленная государственная политика и улучшение инфраструктуры рынка, а также несопоставимый по высоте с доходами граждан уровень цен на недвижимость.
В последнее время государство
принимает активные меры, содействующие
развитию ипотечного кредитования. Так,
например, в 2004 г. был принят закон, разрешающий
банкам выпускать ипотечные облигации
для рефинансирования ипотечных
кредитов. Недавно вступивший в действие
Жилищный кодекс РФ окончательно закрепил
обязанность большинства
Кроме того, увеличение числа
участников рынка, а также внимание
к нему со стороны западных кредитных
институтов, имеющих богатейший опыт
работы на этом рынке, будут содействовать
улучшению инфраструктуры ипотечного
рынка, сделают его более
Таким образом, учитывая низкую обеспеченность граждан жильем, устаревшее состояние жилого фонда, при сохранении текущих темпов роста доходов населения в ближайшие годы можно рассчитывать на значительный рост ипотечного кредитования, постоянное увеличение его доли в общем объеме выданных кредитов. Еще одним не менее важным фактором, говорящим о хороших перспективах ипотечного кредитования, является опыт развития этого сегмента рынка за рубежом. Наибольший объем задолженности физических лиц за границей приходится на ипотечное кредитование. В развитых странах на этот вид кредитования в 2007 г. приходилось около 76% от объема выданных населению кредитов, в странах Восточной Европы - 40–60%. Оставшаяся часть потребительских кредитов распределялась между автокредитованием и другими видами потребительского кредитования - займами на личные цели, товарными кредитами, кредитными картами и так далее. Опыт восточноевропейских стран показывает, что в условиях целенаправленной государственной политики эти проблемы решаются быстро. В этом смысле показателен пример Чехии, где доля ипотечных кредитов в объеме задолженности населения выросла за 9 лет с 4 до 43%. Следовательно, можно предположить, что ипотечное кредитование станет в ближайшей перспективе одним из быстро растущих сегментов рынка кредитования населения. Фактором, который, безусловно, благоприятно скажется на темпах роста числа потребительских кредитов, станет усиление конкуренции. Можно предположить, что при сохранении позитивной динамики макроэкономических показателей в России доля иностранных банков на этом рынке увеличилась с 1,8 до 9,1%. Выход иностранцев на российский рынок будет означать не только усиление конкуренции, но и более интенсивное внедрение новых методов борьбы за потребителя. Поэтому для того чтобы вовлекать в процесс кредитования все большее и большее количество участников, банки, а также их партнеры, прежде всего из числа торговых сетей и крупных производителей товаров народного потребления, компаний, занимающихся жилищным строительством, должны будут предъявить рынку новые маркетинговые и рекламные технологии.
В этой связи весьма актуальными могут оказаться совместные программы банков и торговых сетей. Так, например, величина дисконта, предоставляемого по кредитной карточке того или иного банка, а также количество торговых сетей, предоставляющих скидки по банковским картам, скорее всего, станет весьма существенным преимуществом для выпустившего карточку банка. Наряду с этим на первый план в конкурентной борьбе выйдет качество обслуживания клиентов, сила бренда, широта спектра предоставляемых банком сопутствующих услуг, возможности гибкого учета индивидуальных потребностей клиента.
Пути решения проблем кредитования физических лиц включают:
1. Для развития рынка
ипотечного кредитования и
2. Для развития рынка образовательного кредитования необходимы:
- законодательная база
предоставления финансовой
- гарантия возврата кредита государством, позволяющая ему взять значительную часть рисков на себя.
3. В условиях конкуренции
выиграет тот, кто
4. Банкам необходимо взять
на вооружение передовые
- консолидированную информацию
о клиентах, представленную в
унифицированном виде. Информация
должна периодически
- достоверный способ
- модель классификации
заемщиков должна иметь
- модель классификации
должна периодически
Все это становится более актуальным в виду будущего бурного роста рынка потребительского кредитования и будущей конкуренции. Росту рынка будут способствовать ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов и, как следствие, снижение ценовых условий кредитования. Говоря о тенденциях развития российского банковского сектора сегодня в период финансового кризиса стало модным кредитовать малый и средний бизнес. Темпы роста выдачи кредитов в этой отрасли возросли. В ближайшем будущем появятся банки-монолайнеры, основная цель которых – кредитовать покупки автомобилей своих брендов, к примеру, «Тойота-банк».
Еще одним перспективным
и важным направлением в конкурентной
борьбе, является улучшение сервисных
функций банков, то есть предоставление
продуктов и услуг с
Заключение
Переход России к рыночной
экономике, преодоление кризиса
и возобновление экономического
роста, повышение эффективности
функционирования экономики, создание
необходимой инфраструктуры невозможно
обеспечить без использования и
дальнейшего развития кредитных
отношений. Кредит - предоставление денег
или товаров в долг, как правило,
с уплатой процентов; стоимостная
экономическая категория, неотъемлемый
элемент товарно-денежных отношений.
Возникновение кредита связано
непосредственно со сферой обмена,
где владельцы товаров
По мнению Егорова А.Е. «Кредитование физических лиц рассматривается как важная составная часть целостной системы кредитных отношений. Основная цель кредитования физических лиц - способствовать более полному удовлетворению потребительских нужд населения. При этом следует подчеркнуть, что сущностной чертой кредитования физических лиц выступают отношения кредитора (банка) и заемщика (физического лица)».
На это положение обращает внимание и профессор Жуков Е.Ф. По его мнению «Кредитование физических лиц – это кредиты, предоставляемый банком населению с целью приобретения дорогостоящих предметов потребления, улучшения жилищных условий и так далее». Безусловно, высказанное положение имеет ключевое значение для определения сущности кредитования физических лиц.
С точки зрения Ю.В. Крупнова, кредиты физическим лицам следует рассматривать как отдельную, самостоятельную форму банковского кредита, имеющую черты как ссуды денег, так и ссуды капитала.
Много веков банковский кредит физическим лицам развивался слабо. Это было обусловлено рядом причин, которые существовали на тот момент в обществе. Вплоть до Второй мировой войны коммерческие банки развитых капиталистических странах почти не предоставляли населению денежные ссуды на потребительские цели. На сегодняшний день существует объективная необходимость разработки методик и механизмов, позволяющих повысить эффективность кредитного процесса. Несмотря на перспективность и положительную динамику развития операций кредитования населения, коммерческие банки при их проведении продолжают сталкиваться с определенными проблемами, связанными с исследованием теоретических основ управления риском коммерческих банков при кредитовании физических лиц.