Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ дефицита государственного бюджета и методов его финансирования.
Задачи курсовой работы:
− выявить сущность бюджетного дефицита и раскрыть способы финансирования дефицита государственного бюджета;
− проанализировать уровень дефицита государственного бюджета РФ в современных условиях;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 5
1.1. Сущность бюджетного дефицита 5
1.2. Методы и источники финансирования дефицита государственного бюджета 8
2. АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА КАК ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
СОДЕРЖАНИЕ
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной, т.е. к сбалансированности бюджета. В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется бюджетным дефицитом. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых следует выделить спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения.
Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Целью данной работы является анализ дефицита государственного бюджета и методов его финансирования.
Задачи курсовой работы:
В советском бюджетном законодательстве нормы, регулирующие порядок обеспечения сбалансированности общесоюзного бюджета, отсутствовали, так как в них не было необходимости. Считалось, что дефицит присущ исключительно бюджетам капиталистических стран, в то время как «отличительной особенностью бюджета социалистического государства является его бездефицитность и прочность доходной базы» [14, с. 310].
В настоящее время бюджетный дефицит характерен для большинства стран. В этой связи экономисты отмечают, что существование бюджетного дефицита еще не свидетельствует о серьезных экономических проблемах той или иной страны. Важно определить, каковы его размеры. Если дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП, это дает основание надеяться, что в экономике страны достаточно резервов, чтобы изыскать дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия. Если же бюджетный дефицит свыше указанных нормативов, это является характерным показателем экономического неблагополучия в стране и может повлечь за собой серьезные не только экономические, но и политические и социальные последствия.
Частым явлением для российского бюджета являлся дефицит. Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Положения данной статьи конкретизируют такие принципы бюджетного законодательства, как принцип сбалансированности бюджета, принцип общего (совокупного) покрытия расходов и принцип достоверности бюджета.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
При утверждении федерального бюджета с дефицитом государственные органы должны его минимизировать, а также определить источники и способы его финансирования, установив верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода с учетом требований БК РФ.
Если федеральный бюджет принимается с нефтегазовым дефицитом, то также устанавливается величина нефтегазового трансферта и Резервного фонда, за счет которых надлежит осуществлять его финансирование. Согласно ст. 96.7 БК РФ нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Финансирование бюджетного дефицита за счет сырьевых доходов, накопленных в фондах невозобновляемых ресурсов, предусмотрено законодательством ряда стран. В основном это государства с развивающейся экономикой (Кувейт, Нигерия, Сингапур и др.). В качестве исключения из правила вошли Норвегия, Канада (провинция Альберта), США (штат Аляска), которые формируют подобные фонды. В 2004 г. и в Российской Федерации появился новый способ – это финансирование дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов.
Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Вопросы дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета регулируются законом (решением) о бюджете субъекта Российской Федерации (местного бюджета). Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ряда ограничений [7, с. 298-299]:
1) дефицит бюджета субъекта
Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п. 4 ст. 130 БК РФ (условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета), дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные выше в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации;
2) дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п. 4 ст. 136 БК РФ (основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации), дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные выше в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать вышеуказанным ограничениям.
Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных данной статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных БК РФ мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Современными экономистами происхождение бюджетного дефицита определяется следующими основными факторами. Это долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений и государственных расходов; стадии экономического цикла, в которых находится экономика страны в данный период; текущая политика государства в области бюджетных расходов и доходов; чрезвычайные обстоятельства, вызывающие рост непредвиденных расходов государства; неэффективность финансовой системы. В зависимости от этих факторов или их совокупности в большинстве стран используются следующие методы финансирования бюджетного дефицита [5, с. 66]:
Все три метода не лишены недостатков. Кредитно-денежная эмиссия, конечно, снижает дефицит бюджета, но создает сильное инфляционное воздействие на экономику и приводит к различного рода сбоям, поскольку дефицит бюджета покрывается за счет выпуска в обращение необеспеченных денег. Этот метод подвергся жесткой критике еще в начале XIX в.
Увеличение налоговых поступлений в бюджет происходит в результате роста налоговых ставок, что означает фактически прямое или косвенное изъятие доходов у населения и частного сектора и их перераспределение. Происходит снижение стимулов и деловой активности к инвестированию, спад производства, социальные негативные последствия. При этом если применение первых двух методов финансирования дефицита достаточно быстро приводит к нежелательным последствиям для экономики, то долговое финансирование имеет определенную длительность срока возврата долгов, который можно неоднократно продлевать, что и определяет временной промежуток от начала накопления заимствований до наступления непосредственно кризисных явлений, обусловленных неуправляемым ростом государственного долга, который ложится тяжелым бременем на экономику. Вследствие этого государство не в состоянии погашать и обслуживать свои долговые обязательств в полном объеме и в срок.
Следует отметить, что в рамках долгового метода финансирования бюджетного дефицита (основные принципы которого были сформули рованы немецким экономистом А. Вагнером в конце XIX в. в «законе возрастающей государственной активности», вошедшего в состав мировой экономической науки) посредством долгового финансирования достигалось оптимальное распределение во времени инвестиционной нагрузки на государственные бюджеты. С другой стороны, исключалась необходимость повышения налогов для финансового обеспечения чрезвычайных расходов. Поэтому такой подход в финансировании государственных расходов посредством долгового, или, по-другому сказать, кредитного, финансирования широко пропагандировался экономистами немецкой школы конца XIX – начала XX в. Данные принципы оказали существенное влияние на современный этап развития теории о роли государственного долга, поскольку они стали использоваться многими европейскими странами при планировании бюджетов. На различных стадиях развития экономики, будь то спады или подъемы, темпы роста доходов бюджета, определенные на основе налогового законодательства, выше или ниже темпов роста расходов бюджета, которые, как правило, имеют тенденцию к росту. Поэтому необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов на кредитной основе для своих нужд вытекает из противоречий между размером потребностей и возможностью государства удовлетворить эти потребности за счет доходов бюджета.
Активное использование этого метода финансирования обусловлено рядом факторов, на которых следует кратко остановиться. Так, например, большинство населения до конца не понимает, что рост государственного долга сегодня связан с усилением налогового бремени в будущем. При этом политики под давлением населения скрывают значительную часть бюджетного дефицита в сфере социального, медицинского страхования или пенсионного обеспечения путем создания дополнительных бюджетных или внебюджетных фондов, проведения квазифискальных мероприятий. С другой стороны, учитывая возраст и работоспособную продолжительность жизни, население одобряет кредитное финансирование расходов, которые запланированы как дефицитные. Таким образом, с помощью кредитного финансирования государственных расходов правительство решает проблемы развития экономики, которые иначе просто недостижимы, или при попытке использования других методов финансирования дефицита бюджета несет значительные издержки.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [1, ст. 94, п. 1]: