Кредиты коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ дефицита государственного бюджета и методов его финансирования.
Задачи курсовой работы:
− выявить сущность бюджетного дефицита и раскрыть способы финансирования дефицита государственного бюджета;
− проанализировать уровень дефицита государственного бюджета РФ в современных условиях;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 5
1.1. Сущность бюджетного дефицита 5
1.2. Методы и источники финансирования дефицита государственного бюджета 8
2. АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА КАК ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Емельянцева - Финансы.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
    • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
    • курсовая разница по средствам федерального бюджета;
    • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
    • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
    • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
    • разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
    • разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [1, ст. 94, п. 2]:

    • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
    • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
    • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
    • разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
    • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В 2011 г. динамика основных параметров бюджета расширенного правительства продолжила начатые в 2010 г. тенденции – наращивание доходов при сдерживании бюджетных расходов относительно ВВП (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Доходы и расходы бюджетов в 2008-2011 гг. [12, с. 46]

 

2011 г.

2010 г.

2009 г.

2008 г.

Отклонение в п.п. ВВП, 2011 г. от 2010 г.

 

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

 

Федеральный бюджет

Доходы

11 365,9

20,9

8 305,4

18,4

7 337,7

18,9

9 275,9

22,5

+2,5

Расходы

10 935,2

20,1

10 117,5

22,4

9 660,90

24,9

7 570,8

18,3

-2,3

Дефицит (-) / Профицит (+)

+430,7

+0,8

-1 812,1

-4,0

-2 322,3

-6,0

1 705,0

+4,1

+4,8

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Доходы

7 643,9

14,1

6 537,3

14,5

5 926,6

15,3

6 253,1

15,1

-0,4

в т.ч. межбюджетные трансферты

1 644,0

3,0

1 398,9

3,1

1 487,4

3,8

1 132,6

2,7

-од

Расходы

7 679,3

14,2

6 636,9

14,7

6 255,7

16,1

6 253,5

15,1

-0,6

Дефицит (-) / Профицит (+)

-35,4

-0,1

-99,6

-0,2

-329,0

-0,8

-54,4

-од

+0,1

Бюджет расширенного правительства

Доходы

20 853,6

38,4

16 031,9

35,5

13 599,7

35,0

16 169,0

39,2

+2,9

Расходы

20 004,8

36,8

17 616,6

39,0

16 048,3

41,3

14 157,0

34,3

-2,2

Дефицит (-) / Профицит (+)

+848,8

+ 1,6

-1584,7

-3,5

-2448,6

-6,3

+2012,0

+4,9

+5,1

Справочно: ВВП, млрд руб.

54 369

45 166

38 809

41 277

-

Прирост государственного долга РФ (с учетом выданных госгарантий) за год

+1 190,3

+2,2

+921,9

+2,0

+583,1

+1,4

+289,6

+0,7

 

 

Объем доходов бюджета расширенного правительства в 2011 г. составил 38,4% ВВП, что на 2,9 п.п. ВВП выше уровня 2010 г. Доходы федерального бюджета достигли 20,9% ВВП, на 2,5 п.п. ВВП выше по сравнению с 2010 г., преимущественно за счет роста поступлений нефтегазовых доходов вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Мировые цены на нефть марки Urals в 2011 г. стабилизировались на уровне 109 долл. (в 2010 г. –78 долл.) при росте внешнеторгового оборота, рассчитанного по методологии платежного баланса, на 30,3%. В 2011 г. продолжилось восстановление промышленного производства: индекс промышленного производства составил 104,7%. Доля доходов федерального бюджета в общих поступлениях расширенного правительства несколько выросла – с 51,8% в 2010 г. до 54,5% в 2011 г.

По итогам 2011 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило доходов 7643,9 млрд руб. (14,1% ВВП), что на 0,4 п.п. ВВП ниже доходов предыдущего года (14,5% ВВП), за счет снижения поступлений по большинству налоговых и неналоговых доходов, а также снижения объема межбюджетных трансфертов (на 0,1 п.п. ВВП). Настораживает тот факт, что в 2011 г. наблюдается самый низкий с 2008 г. уровень поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ.

Наибольшее сокращение наблюдается по налогу на прибыль организаций – на 0,3 п.п. ВВП, по НДФЛ – на 0,2 п.п. ВВП, по налогу на имущество – на 0,2 п.п. ВВП. Поступления по транспортному налогу остались на уровне 0,1% ВВП за счет роста поступлений от физических лиц. По транспортному налогу с организаций наблюдается сокращение. В целом доля налоговых доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ сократилась на 1,2% в сравнении с показателем предыдущего года.

По неналоговым доходам можно отметить снижение в 2011 г. поступлений в бюджеты субъектов РФ по доходам от собственности на 0,1 п.п. ВВП по сравнению с поступлениями 2010 г. И здесь налицо нарастание проблем управления собственностью на региональном уровне, объем которой должен прирастать за счет ежегодных инвестиций бюджетов субъектов на создание объектов государственной собственности в размере до 2,0% ВВП. Остальные неналоговые доходы в сравнении с 2010 г. не изменились

Несмотря на двухлетнюю тенденцию роста поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, выйти на докризисный уровень доходов (доходы бюджета расширенного правительства в 2008 г. – 39,2% ВВП) не удалось.

Расходы бюджета расширенного правительства последовательно сокращались с 41,3% ВВП в 2009 г. до 36,8% ВВП в 2011 г., что на 2,2 п.п. ВВП ниже расходов в 2010 г., но все еще (на 2,5 п.п. ВВП) выше докризисного уровня 2008 г. При этом сокращение расходов было неравномерным в разрезе уровней бюджетной системы: так, расходы федерального бюджета сократились в 2011 г. на 2,3 п.п. ВВП в сравнении с 2010 г. и составили 10 935,2 млрд руб. (20,1% ВВП).

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам года сократились на 0,6 п.п. ВВП в сравнении с предыдущим годом и составили 7679,3 млрд руб. (14,2% ВВП).

Частично снижение объема расходов бюджетной системы обусловлено низкими темпами расходования в течение года бюджетных средств. Например, по итогам 8 месяцев кассовое исполнение федерального бюджета по расходам составило 58,4%, а консолидированных бюджетов субъектов РФ – 51,7%. В последний месяц года было освоено около 20% всех расходов федерального бюджета (в 2010 г. – 17,7%, в 2009 г. – 15,0%).

Консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с незначительным дефицитом (-0,1% ВВП). По данным на 1 января 2012 г., 57 субъектов Российской Федерации исполнили бюджеты с дефицитом, наибольший дефицит отмечен в Республике Татарстан, Самарской области, Краснодарском крае.

При отдельных позитивных тенденциях, продолжившихся в бюджетной системе страны в 2011 г. (например, рост доходов при одновременном сокращении расходов, возвращение бюджета расширенного правительства к профицитному сальдо), симптомы усиления рисков устойчивости бюджетной системы страны налицо. Главным из них, на наш взгляд, является сохраняющаяся высокая зависимость доходов бюджета от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей. Как результат, профицит бюджета достигается только при экстремально высоких ценах на нефть.

По оценкам ИЭПП, структурная составляющая доходов бюджетной системы РФ, имеющая место при средней многолетней цене на нефть (67 долл./барр.), в 2011 г. составила 32,4% ВВП, а значит, с учетом величины расходов бюджета (36,8% ВВП) структурный дефицит в 2011 г. был равен 4,4% ВВП.

В законе о бюджете на ближайшие три года не предполагается сохранение достигнутых в 2011 г. темпов роста доходов федерального бюджета (табл. 2.2): доходы федерального бюджета должны сократиться в 2012 г. на 0,8 п.п. ВВП, в 2013 г. – на 1,3 п.п. ВВП и в 2014 г. – на 1,5 п.п. ВВП в сравнении с уровнем в 2011 г., причем прогнозируется еще большее снижение нефтегазовых поступлений – с 10,2% ВВП в 2011 г. до 7,2% ВВП в 2014 г.

Таблица 2.2

Основные характеристики федерального бюджета в 2008-2014 гг., % ВВП [12, с. 61]

 

 

Факт

Закон о бюджете

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы

22,5

18,9

18,4

20,9

20,1

19,6

19,4

в том числе нефтегазовые

10,6

7,7

8,5

10,2

7,7

7,1

7,2

Расходы

18,3

24,9

22,4

20,1

21,6

21,2

20,1

в том числе условно утвержденные

-

-

-

-

-

0,5

1,2

Дефицит (-) / Профицит (+)

+4,1

-6,0

-4,0

+0,8

-1,5

-1,6

-0,7

Ненефтегазовый дефицит

-6,4

-13,7

-12,5

-9,4

-9,2

-8,7

-7,9

Справочно: ВВП, млрд руб.

41 277

38 809

45 166

54 369

58 683

64 803

72 493


 

В 2012 г. расходы федерального бюджета должны вырасти относительно 2011 г. на 1,5 п.п. ВВП с последующим снижением до уровня 2011 г. Таким образом, на ближайшие три года в законе о федеральном бюджете заложен дефицит в пределах 0,7-1,5% ВВП. Причем повышено значение базовой цены на нефть, обеспечивающей сбалансированность федерального бюджета в среднесрочном периоде: если в 2011 г. Значением, соответствующим сбалансированному бюджету, была цена на нефть 115 долл./барр., то уже в 2012-2013 гг., по оценкам Минфина, сбалансированность федерального бюджета может быть обеспечена при цене не менее 120-125 долл./барр. Таким образом, в ближайшие три года уязвимость бюджета при колебаниях мировых цен на углеводороды увеличивается.

Следует отметить, что при формировании основных параметров федерального бюджета на 2012-2014 гг. были использованы оптимистичные прогнозы макроэкономических показателей: так, более чем на 5 млрд руб. был повышен прогноз по объему ВВП на 2012 г. относительно значения, принятого при формировании ФБ 2011-2013 гг.

При этом прогноз величины нефтегазовых доходов в федеральном бюджете 2012-2014 гг. основывался на более консервативном сценарии развития. С одной стороны, ориентация на консервативный сценарий по нефтегазовым доходам позволяет отказаться от необходимости секвестирования расходов в течение бюджетного года при сокращении поступлений в доходную часть бюджета. С другой – наличие дополнительных доходов, в том числе вследствие проявления осторожности при их планировании, позволяет пересмотреть расходную часть в сторону увеличения отдельных статей, что не добавляет точности среднесрочному бюджетному планированию.

Динамика расходов и доходов федерального бюджета в постоянных ценах 2008 г. (рис. 2.1) соответствует тенденциям по изменению доходов и расходов в текущих ценах в 2008-2014 гг.: значительное сокращение доходов в 2009-2010 гг. и ежегодный прирост после 2012 г.; существенный рост расходов в 2009 г., 2012-2014 гг. с небольшим снижением в 2010-2011 гг.

Динамика основных параметров федерального бюджета в 2008-2014 гг. дает основания утверждать, что задача сбалансированности федерального бюджета отходит на второй план, при этом приоритет отдается финансовому обеспечению ранее принятых и новых расходных обязательств.

Рис. 2.1. Динамика доходов, расходов и дефицита федерального бюджета, млрд руб. в постоянных ценах 2008 г.

Однако бессистемное наращивание обязательств в одной области приводит к дисбалансу развития других сфер социально-экономического развития, для точечного урегулирования которых потребуются впоследствии дополнительные расходы бюджетных средств. Например, в конце 2011 – начале 2012 г. за увеличением денежного довольствия военнослужащих и прокуроров последовало обсуждение вопроса о необходимости увеличения заработной платы преподавателям вузов. В ближайшее время на повестку дня не может не встать вопрос о повышении оплаты труда такой низкооплачиваемой категории бюджетников, как библиотекари, музейные служащие, социальные работники и т.д. Очевидно, что бюджет 2012-2014 гг. продолжает тенденцию последних лет, становясь все более ориентированным на обеспечение государственного (расходы на оборону, правопорядок) и индивидуального (расходы на образование, здравоохранение, социальную поддержку) потребления, нежели на стимулирование экономических преобразований.

Информация о работе Кредиты коммерческих банков