Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ дефицита государственного бюджета и методов его финансирования.
Задачи курсовой работы:
− выявить сущность бюджетного дефицита и раскрыть способы финансирования дефицита государственного бюджета;
− проанализировать уровень дефицита государственного бюджета РФ в современных условиях;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 5
1.1. Сущность бюджетного дефицита 5
1.2. Методы и источники финансирования дефицита государственного бюджета 8
2. АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА КАК ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Дефицит федерального бюджета будет покрываться за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности1. Можно надеяться, что у России, имеющей «хорошую кредитную историю» и не снижающиеся с 2010 г. кредитные рейтинги ВВВ и Baal (стабильный или положительный), в ближайшие годы не возникнет реальных проблем с размещением долговых инструментов. Также следует принимать во внимание возможность получения дополнительных поступлений от приватизации («Роснефть», «Газпром», «РЖД» и т.д.).
По данным Минфина России, доходы федерального бюджета по итогам января-декабря 2012 г. составили 12858,3 млрд руб. (21,0% ВВП), что на 0,6 п.п. ВВП превышает их значение за аналогичный период 2011 г. (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Основные параметры федерального бюджета в январе-декабре 2011-2012 гг. [19, с. 28]
|
Январь-декабрь 2012 г. |
Январь-декабрь 2011 г. |
Исполнение в % к годовой бюджетной росписи на 2012 г. |
Отклонение | |||
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
п.п. ВВП | ||
Доходы, в том числе: |
12858,3 |
21,0 |
11367,6 |
20,4 |
99,6 |
1490,7 |
0,6 |
Нефтегазовые доходы |
6452,9 |
10,5 |
5641,7 |
10,1 |
100,7 |
811,2 |
0,4 |
Расходы, в том числе: |
12871,1 |
21,0 |
10935,6 |
19,6 |
99,3 |
1935,5 |
1,4 |
процентные расходы |
320,0 |
0,5 |
262,7 |
0,5 |
96,4 |
57,3 |
0,0 |
непроцентные расходы |
12551,1 |
20,5 |
10672,9 |
19,1 |
99,4 |
1878,2 |
1,4 |
Профицит (Дефицит) федерального бюджета |
-17,2 |
0,0 |
432,0 |
0,8 |
-449,2 |
-0,82 | |
Ненефтегазовый дефицит |
-6470,1 |
-10,5 |
-5209,7 |
-9,3 |
-1260,4 |
-1,2 | |
Оценка ВВП |
61149,3 |
55798,6 |
Расходы федерального бюджета при кассовом исполнении на уровне 99,6% за 12 месяцев 2012 г. составили 12871,1 млрд руб. (21,0% ВВП), что на 1,4 п.п. ВВП выше их значения по итогам 2011 г. Нефтегазовые доходы выросли на 0,4 п.п. ВВП до 6452,9 млрд руб. (10,5% ВВП), кассовое исполнение по этому разделу доходов по итогам 2012 г. составило 100,7% к прогнозным значениям.
Несмотря на существенный прирост расходов федерального бюджета в 2012 г. на 1,4 п.п. ВВП относительно предыдущего года и замедление темпов роста доходов федерального бюджета, дефицит бюджета в 2012 г. вырос только на 0,8 п.п. ВВП в сравнении с 2011 г. и составил 17,2 млрд руб. или 0,02% ВВП. Ненефтегазовый дефицит в 2012 г. увеличился на 1,2 п.п. ВВП, при этом, нефтегазовые доходы бюджета выросли на 0,4 п.п. ВВП и составили 50,1% в общем объеме доходов федерального бюджета в 2012 г. против 49,7% от доходов 2011 г.
Объем Резервного фонда на 01.01.2013 г. равнялся 1885,7 млрд руб., объем Фонда национального благосостояния – 2690,6 млрд руб.
Консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-ноябрь 2012 г. исполнен с профицитом в размере 236,4 млрд руб. (0,4% ВВП), при кассовом исполнении бюджета по расходам на уровне 76,2% (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Основные параметры консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-ноябре 2011-2012 гг. [19, с. 30]
|
Январь-ноябрь 2012 г. |
Январь-ноябрь 2011 г. |
Отклонения, п.п. ВВП | ||
млрд руб. |
% ВВП |
млрд руб. |
% ВВП | ||
Доходы, в том числе: |
7150,7 |
12,9 |
6928,4 |
14,3 |
-1,4 |
Налог на прибыль организаций |
1844,2 |
3,3 |
1806,5 |
3,? |
-0,4 |
НДФЛ |
1940,3 |
3,5 |
1699,2 |
3,5 |
0,0 |
Акцизы на товары, производимые на территории РФ |
403,4 |
0,7 |
339,7 |
0,7 |
0,0 |
Налог на имущество |
759,2 |
1,4 |
660,0 |
1,4 |
0,0 |
Налог на совокупный доход |
264,2 |
0,4 |
208,3 |
0,4 |
0,0 |
Расходы |
6914,3 |
12,5 |
6156,7 |
12,7 |
-0,2 |
Профицит (Дефицит) консолидированного бюджета |
236,4 |
0,4 |
771,7 |
1,6 |
-1,2 |
Оценка ВВП |
55460 |
48541,6 |
Доходы консолидированного бюджета за январь-ноябрь 2012 г. составили 7150,7 (12,9% ВВП), расходы – 6914,3 млрд руб. (12,5% ВВП). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года произошло снижении поступлений в доходную часть бюджета на 1,4 п.п. ВВП, расходы сократились на 0,2 п.п. ВВП. Тем не менее даже при таком сокращении доходов за 11 месяцев 2012 г. относительно предыдущего года, по предварительным данным Минфина России, доходы субъектов РФ по итогам 2012 г. на 250 млрд руб. превысили первоначальный прогноз в объеме 7900 млрд руб.
По итогам 11 месяцев 2012 г. профицит сохранился в подавляющем большинстве регионов и только в 7 субъектах РФ консолидированный бюджет исполнен с дефицитом, в то время как ситуация с исполнением консолидированных бюджетов по сравнению с январем-ноябрем 2012 г. изменилась в худшую сторону: тогда профицит бюджета отмечался только в 7 субъектах РФ.
Долг консолидированного бюджета субъектов РФ на 01.12.2012 г. составил 1164,8 млрд руб. или 16,8% их доходов за одиннадцать месяцев 2012 г. В 2013 г. в связи с финансированием социальных обязательств по исполнению Указов Президента от 7 мая 2012 г. за счет консолидированных бюджетов субъектов объем государственного долга, по предварительным оценкам Минфина России, может увеличиться на 11%.
Таким образом, при сохранении тенденций к сокращению темпов роста поступлений в региональные бюджеты в 2013 г. ряду субъектов РФ, возможно, потребуется дополнительная помощь от федерального бюджета. Тем самым, состояние региональных бюджетов может стать одним из негативных внутренних факторов, влияющих на устойчивость финансовой системы страны в целом в текущем году.
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Однако в условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит снижение поступлений в государственный бюджет из названных источников. Возможна и иная ситуация, когда при стабильных поступлениях в казну увеличиваются расходы государства. При этом увеличение государственных расходов может происходить и за счет роста обыкновенных расходов, и за счет появления непредвиденных, чрезвычайных расходов (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.п.). Как известно, потребности способны развиваться до безграничности, в то время как средства, необходимые для их удовлетворения, имеют свои границы. Названные явления приводят к дефициту бюджета. Дефицит государственного бюджета, превышение государственными расходами государственных доходов, – весьма распространенное явление в современной экономике. Однако причины возникновения дефицита государственного бюджета могут существенно различаться в зависимости от экономической природы процессов, породивших увеличение расходной части государственного бюджета при одновременном уменьшении его доходной части.
В любом обществе существуют объективные и субъективные противоречия между размером денежных доходов и растущими, порой непредвиденными, расходами на регулирование экономики страны, на выполнение социальных программ и функций по обороне страны. Известные американские экономисты К. Р. Макконелл и Л. С. Брю следующим образом формулируют три основные причины длительного использования в различных странах государственного (муниципального) долга: «Расходы в военное время, циклические спады и сокращения налогов в последнее время» [17, с. 368].
В нормальных рыночных условиях дефицит возникает, когда уровень инвестирования в стране значительно превышает уровень накопления. И в данном случае оценка влияния этого дефицита на экономическую ситуацию не является однозначной, так как зависит от конкретных ситуаций, от целей, преследуемых государством на данном этапе. Иногда дефицит становится причиной превышения нормы окупаемости инвестиционной стоимости привлекаемого иностранного капитала. В российской экономике главной причиной дефицита является превышение потребления (особенно государственных расходов) над реальными доходами бюджета. К данной ситуации классическая причина дефицита, а именно рост уровня инвестирования по сравнению со снижением уровня накопления, не имеет прямого отношения. В большинстве развитых стран дефицит бюджета – обычное и постоянное явление. При этом задача государства в такой ситуации состоит в том, чтобы использовать бюджетный дефицит для управления экономической ситуацией в стране.
Очевидно, что в случае превышения расходов над доходами возникает необходимость изыскивать способы покрытия этой разницы, поскольку нехватка денежных средств у государства вовсе не означает, что некоторые статьи государственных расходов вообще окажутся лишенными финансирования. Так или иначе, государство вынуждено будет найти дополнительные источники доходов, которые позволят материально обеспечить все предусмотренные (запланированные) расходы. Такие действия правительства обусловлены существованием принципа сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Возможности и степень влияния государственного кредита на экономику государства оценивались В.А. Лебедевым весьма трезво: он подчеркивал, что «кредитом государство должно пользоваться осторожно: если оно будет постоянно кредитоваться для покрытия текущих расходов, то оно может потерять кредит или дойти до того, что все доходы пойдут на плату процентов по займам» [8, с. 207].
Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридические лица. Финансово-экономическими предпосылками реализации отношений по государственному (муниципальному) кредиту служат особенности образования доходов, а также наличие разрывов во времени их получения и использования юридическими лицами (организациями) и гражданами. У граждан свободные денежные средства могут образовываться по ряду причин: из-за неравномерности получения заработной платы и других видов доходов, гонораров, дивидендов по ценным бумагам, социальных выплат, сумм, выплаченных в возмещение ущерба, наследства и т.п. Ненасыщенность товарного рынка при несбалансированной экономике также может явиться причиной оседания у населения наличных денежных средств. Для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования граждане часто сознательно ограничивают свои потребности, в результате чего у них также могут образовываться значительные денежные сбережения.
У юридических лиц, помимо названных причин, временно свободные денежные средства образуются из-за сезонного характера производства, длительного производственного цикла, неравномерности крупных капитальных вложений. Резервные и страховые фонды юридических лиц также могут быть источником временно свободных денежных средств.
Функционирование государственного (муниципального) кредита предполагает наличие не только временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и объективных экономических предпосылок их образования, но и правового закрепления возможности использования названных средств государством и муниципальными образованьями в качестве кредитных ресурсов. Привлечение сбережений населения и юридических лиц путем распространения государственных ценных бумаг позволяет их покупателю ежегодно получать доход в виде процента от вложенных денежных средств. При напряженном финансовом положении государства данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования бумажно-денежной эмиссии. Средства, взятые государством взаймы, направляются на общегосударственные нужды и обезличиваются в общей сумме государственных доходов. Погашение государственных займов и выплата процентов по ним также производятся из бюджета [15, с. 317-318].
Положительная роль государственного (муниципального) кредита, по общему мнению, заключается в безэмиссионном пополнении доходов бюджета, которое необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хозяйственном обороте при дестабилизации экономики страны.