Кругооборот денежных средств и финансовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение кругооборота денежных средств и финансовых ресурсов предприятия. Для достижения цели задачи поставлены следующие:
определить понятия и экономическую сущность финансовых ресурсов и денежных средств;
изучить нормативно-законодательное регулирование финансов и денежных средств;
проанализировать движение денежных средств предприятия;
изучить управление финансовыми ресурсами предприятия;
выявить проблемы кругооборота денежных средств и пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы понятия денежных средств и финансовых ресурсов предприятия……………………………………………………………5
1.1 Сущность, значение и классификация денежных средств и финансовых ресурсов предприятия………………………………………….………5
Нормативно- законодательное регулирование оборота денежных средств и финансовых ресурсов предприятия………………………………..13
2. Кругооборот денежных средств и финансовых ресурсов предприятия……………………………………………………………………………...20
2.1 Движение денежных средств предприятия………………………20
2.2 Управление финансовыми ресурсами предприятия…………….28
2.3. Проблемы кругооборота денежных средств и финансовых ресурсов предприятия и пути их решения………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованных источников ………………………………….41
Приложение……………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota1_ZhURNYaEVA_1 (1).docx

— 351.29 Кб (Скачать файл)

Отчет о движении денежных средств - это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств - это отчет об изменениях финансового состояния, составленный на основе метода потока денежных средств. Он дает возможность оценить будущие поступления денежных средств, проанализировать способность фирмы погасить свою краткосрочную задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Данный отчет может быть составлен либо в форме отчета об изменениях в финансовом положении (с заменой показателя "чистые оборотные активы" на показатель "денежные средства"), либо по специальной форме, где направления движения денежных средств сгруппированы по трем направлениям: хозяйственная (операционная) сфера, инвестиционная и финансовая сферы.

Логика анализа достаточно очевидна - необходимо выделить по возможности все операции, затрагивающие движение денежных средств. Это можно сделать различными способами, в частности путем анализа всех оборотов по счетам денежных средств (счета 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59). Однако в мировой учетно-аналитической практике применяют, как правило, один из двух методов, известных как прямой и косвенный методы. Разница между ними состоит в различной последовательности процедур определения величины потока денежных средств в результате текущей деятельности:

  • прямой метод основывается на исчислении притока (выручка от реализации продукции, работ и услуг, авансы полученные и др.) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных краткосрочных ссуд и займов и др.) денежных средств, т.е. исходным элементом является выручка;
  • косвенный метод основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировке чистой прибыли, т.е. исходным элементом является прибыль.

Итак, подводя итог данного  пункта можно сделать следующие  выводы: финансовые ресурсы – это та часть денежных средств которая остается в распоряжении предприятия и используется в целях его расширения. Основным источником формирования финансовых ресурсов на предприятиях выступает стоимость реализованной продукции, работ, услуг, различной части которой в процессе распределения выручки принимает форму денежных доходов и накоплений.

Так же важную роль на предприятии  в отношении финансов играют денежные средства. Экономическая сущность денег заключается в том, что они служат самым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества. Они служат средством всеобщей обмениваемости на товары, недвижимость, произведения искусства, драгоценности. Значимость денежных средств определяется тремя основными причинами:

  • рутинность;
  • предосторожность;
  • спекулятивность.

 

 

 

 

    1. Нормативно - законодательное регулирование  оборота денежных средств и финансовых ресурсов предприятия

Правовое обеспечение  функционирования финансового механизма  предприятия включает законодательные  акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение  – это инструкции. Нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения.

К финансовой информации относятся  сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов. Ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

Ю.А.Максимов, Е.М. Максимова, А.В. Семенов, считают, что правовая база финансов предприятий очень  широка. Она включает: Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Учетную политику организаций.5

Считается, что основными задачами учета  денежных средств и расчетов являются:

  • своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
  • оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
  • контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
  • контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
  • контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
  • своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами.

Порядок хранения и расходования денежных средств  в кассе регламентируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Прием наличных денег кассой производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером  или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. При приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому  ордеру за подписями тех же лиц  – главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира или оттиском кассового  аппарата.

Приходный кассовый ордер  должен обязательно содержать следующие  разборчиво заполненные реквизиты:

  • наименование предприятия, структурного подразделения, код;
  • предприятия по ОКПО и код структурного подразделения;
  • регистрационный номер и дату заполнения;
  • номер корреспондирующего счета, субсчета;
  • в графе «Принято от» пишется наименование лица, вносящего деньги в кассу, а если это юридическое лицо, то обязательно указывается фамилия лица, через которого приняты деньги;
  • в графе «Основание» пишется либо номер и дата договора, либо за что осуществляется прием денег и основание для начисления задолженности (номер и дата счета-фактуры);
  • указывается сумма цифрами и прописью, причем выделяется отдельной строкой суммы налога с продаж и суммы налога на добавленную стоимость с указанием ставок налогов;
  • в графе «Приложение» должны быть указаны дата, номер накладной, по которой отпущены товарно-материальные ценности (квитанции, по которой оказаны услуги) и т.п.

Приходный кассовый ордер  должен быть подписан главным бухгалтером.

Выдача наличных денег  производится из кассы по расходному кассовому ордеру.

Расходный кассовый ордер  также должен быть подписан главным  бухгалтером предприятия, и, кроме  того, он должен содержать распорядительную подпись руководителя или уполномоченного  лица.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру одному человеку кассир должен потребовать предъявить документ, который удостоверяет личность получателя.

На предприятии таким  документом может быть и внутреннее удостоверение, если на нем есть фотография и подпись владельца.

Далее кассир должен записать наименование и номер документа, кем и когда он был выдан, и  получить подпись о получении  денег. Она делается получателем  собственноручно, причем чернилами  или шариковой ручкой с указанием  суммы: рублей – прописью, копеек –  цифрами.

В расходном кассовом ордере должны быть заполнены следующие  реквизиты:

  • наименование предприятия и структурного подразделения;
  • код предприятия по ОКПО и код структурного подразделения;
  • регистрационный номер и дата выписки расходного кассового ордера;
  • номер корреспондирующего счета, субсчета;
  • в графе «Выдать» указывается наименование получателя денежной суммы;
  • в графе «Основание» пишется либо номер и дата договора, либо за что осуществляется выдача денежной суммы и основание для начисления задолженности (номер и дата счета-фактуры);
  • сумма указывается цифрами и прописью;
  • в графе «Приложение» должны быть перечислены все прилагаемые к ордеру документы. В качестве приложений могут выступать, например, доверенность, копия приказа руководителя о командировке работника (на основании данного распорядительного документа бухгалтерией производится определение суммы, подлежащей выдаче подотчетному лицу на командировочные расходы).

Учет кассовых операций предприятия ведется в Кассовой книге, которая должна отвечать следующим  условиям:

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и  опечатана сургучной печатью  на последней странице, где делается запись «В этой книге пронумеровано  и прошнуровано… листов». Общее количество листов в ней заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.

На предприятиях при условии  обеспечения полной сохранности  кассовых документов кассовая книга  может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы  формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные  формой кассовой книги.

Нумерация листов кассовой книги в  этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания  с начала года.

В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц  должно автоматически печататься общее  количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.

Кассир после получения машинограмм  «Вкладной лист кассовой книги» и  «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет  кассира вместе с приходными и  расходными кассовыми документами  в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

В целях обеспечения сохранности  и удобства использования машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в  течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются  в хронологическом порядке. Общее  количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга  опечатывается.

В настоящее время ЦБ РФ Указанием  от 14.11.2001 г. №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными  деньгами в Российской Федерации  между юридическими лицами по одной  сделке» установил в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу  между юридическими лицами в сумме 60 тысяч рублей.

Расчеты с участием граждан, не связанные  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности, могут производиться  наличными деньгами без ограничения  суммы или в безналичном порядке.

В соответствии с  п.3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации безналичные расчеты  производятся через банки, иные кредитные  организации, в которых открыты  соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено  используемой формой расчетов.6

Для открытия расчетного счета  в банк необходимо представить следующие  документы:

  • заявление на открытие счета;
  • временное свидетельство о регистрации, выданное регистрирующим органом;
  • прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально или регистрирующим органом копии устава и учредительного договора;
  • заверенные в установленном порядке в двух экземплярах банковские карточки с образцами подписей и оттиска печати;
  • решение учредителей о создании предприятия (протокол собрания);
  • копия приказа руководителя о назначении главного бухгалтера;
  • документ, подтверждающий постановку предприятия на налоговый учет.

Информация о работе Кругооборот денежных средств и финансовых ресурсов предприятия