Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:32, курс лекций

Описание работы

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ). Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему. Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны.

Содержание работы

1. Экономическая роль и функции государства.

2. Содержание государственных финансов, их основные функции, принципы организации.

3. Направления государственной финансовой политики.

4. Структура государственных финансов РФ.

5. Бюджетное устройство, бюджетная система РФ.

6. Назначение и структура бюджетной классификации.

7. Организация бюджетного процесса в РФ.

8. Государственный бюджет: сущность, структура.

9. Проблемы сбалансированности бюджетов.

10. Содержание и модели бюджетного федерализма.

11. Методы предоставления и виды финансовой помощи регионам из федерального бюджета.

12. Дифференциация регионов РФ по бюджетной обеспеченности и степени бюджетной самостоятельности.

13. Содержание и структура региональных финансов.

14. Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств.

15. Региональные внебюджетные фонды.

16. Структура местных финансов.

17. Процесс формирования местного бюджета.

18. Состав доходной части местного бюджета.

19. Государственный и муниципальный финансовый контроль: формы и органы контроля.

20. Основы управления государственными и муниципальными финансами.
21. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.
22. Государственные социальные внебюджетные фонды: значение, доходы, направления расходования средств.
23. Значение и функции государственного и муниципального кредитования.
24. Методы осуществления общегосударственного финансового контроля.
25. Дифференциация государственных займов.
26. Структура государственного долга. Методы управления государственным долгом.
27. Бюджетное финансирование. Структура финансового механизма. Сметное финансирование.
28. Государственное регулирование финансовой системы.
29. Способы мобилизации государственных доходов.
30. Принципы организации налоговой системы.
31. Виды и распределение доходов от налогов в РФ.
32. Социально-экономическая сущность налогов, элементы налога.
33. Пенсионный фонд.
34. Фонд обязательного медицинского страхования.
35. Фонд обязательного социального страхования.

Файлы: 1 файл

зачет-финансы.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

1. Экономическая роль и функции  государства. 

 

2. Содержание государственных финансов, их основные функции, принципы  организации. 

 

3. Направления государственной  финансовой политики.

 

4. Структура государственных финансов  РФ.

 

5. Бюджетное устройство, бюджетная система РФ.

 

6. Назначение и структура бюджетной  классификации. 

 

7. Организация бюджетного процесса  в РФ.

 

8. Государственный бюджет: сущность, структура. 

 

9. Проблемы сбалансированности  бюджетов.

 

10. Содержание и модели бюджетного  федерализма.

 

11. Методы предоставления и виды  финансовой помощи регионам из  федерального бюджета. 

 

12. Дифференциация регионов РФ  по бюджетной обеспеченности  и степени бюджетной самостоятельности. 

 

13. Содержание и структура региональных  финансов.

 

14. Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств.

 

15. Региональные внебюджетные фонды. 

 

16. Структура местных финансов.

 

17. Процесс формирования местного  бюджета. 

 

18. Состав доходной части местного  бюджета. 

 

19. Государственный и муниципальный финансовый контроль: формы и органы контроля.

 

20. Основы управления государственными  и муниципальными финансами. 

21. Отраслевые государственные  внебюджетные фонды. 

22. Государственные социальные  внебюджетные фонды: значение, доходы, направления расходования средств.

23. Значение и функции государственного  и муниципального кредитования.

24. Методы осуществления общегосударственного  финансового контроля.

25. Дифференциация государственных  займов.

26. Структура государственного  долга. Методы управления государственным долгом.

27. Бюджетное финансирование. Структура  финансового механизма. Сметное финансирование.

28. Государственное регулирование  финансовой системы. 

29. Способы мобилизации государственных  доходов. 

30. Принципы организации налоговой  системы.

31. Виды и распределение доходов  от налогов в РФ.

32. Социально-экономическая сущность  налогов, элементы налога.

33. Пенсионный фонд.

34. Фонд обязательного медицинского  страхования.

35. Фонд обязательного социального  страхования. 

 

 

8. Государственный бюджет: сущность, структура.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ). Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему. Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государственное устройство. Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций.  Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Доходами бюджетов принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозвратные безвозмездные перечисления. Налоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на совокупный доход; налоги на имущество.  Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: доходы от внешнеэкономической деятельности; собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Безвозмездные поступления: езвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления. Расходы бюджета РФ-денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

9.Проблемы сбалансированности  бюджетов.

Принцип сбалансированности бюджета, сформулированный в ст. 33 БК РФ, означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность бюджета. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета  достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений. В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме сбалансирования  бюджета.

1. Ежегодно балансируемый бюджет — сводится с нулевым сальдо (доходы равны расходам). Недостатки: такой бюджет не является экономически нейтральным, т.к. подобная политика является проциклической, а не антициклической, как может показаться на первый взгляд.

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе, должен балансироваться не ежегодно, а в пределах экономического цикла. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

3. Сбалансированность  бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).

Также сбалансированность бюджета зависит от надежности показателей  прогноза социально-экономического развития.

Таким образом, сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.

 

10. Содержание и модели  бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм – бюджетные взаимоотношения центра и регионов. Содержание бюджетного федерализма:1. повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации; 2. выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней; 3. создание условий для повышения эффективности социально - экономического развития регионов.

Модели федерализма: Децентрализованная – независимая модель, бюджет формируется из доходов субъекта федерации. Кооперативная – формирование бюджета при содействии федерального бюджета.

11. Методы предоставления  и виды финансовой помощи регионам  из федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может  быть осуществлено в следующих формах: предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; предоставление бюджетных кредитов; предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ. Средства финансовой помощи из федерального бюджета, предусмотренные к перечислению в бюджеты субъектов РФ, выделяются только субъектам РФ, выполняющим требования бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах без каких-либо исключений, дополнений и (или) особых условий. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в следующих формах предоставления: - дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной; - обеспеченности субъектов РФ; - субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; - бюджетных кредитов; - бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ. В соответствии финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации будет предоставляться через 5 фондов: 1. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - регионов (ФФПР) является в качестве основного по объему, методологии и формированию исходных данных канала распределения финансовой помощи субъектам Федерации. 2.Фонд компенсаций используется для предоставления субъектам Федерации целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. 3. Фонд софинансирования социальных расходов создан для стимулирования субъектов Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. 4.Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов, который должен объединять средства, распыленные между программами развития регионов.

12.Дифференциация регионов  РФ по бюджетной обеспеченности  и степени бюджетной самостоятельности.

Не нашла!!!!

13. Содержание и структура  региональных финансов.

Региональными называется бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу региональные бюджеты занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирование доходов и направления расходование средств. С другой стороны, региональные бюджеты занимают определенное промежуточное место в финансово - бюджетной системе страны, получаю помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). У финансов региональных органов власти существуют две функции: 1.  формирование денежных фондов регионального органа власти; 2.  Использование этих фондов региональным органом власти для выполнения возложенных на него населением и вышестоящим уровнем власти задач.

14. Бюджетсубъекта РФ: доходы, направления расходования средств.

 Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства,  дает политической власти реальную  возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: управленческой, военной, экономической, социальной и других функций государства. Государственные расходы осуществляются из различных фондов, как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий). В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные расходы -- это те расходы, которые или увеличивают имущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводственные расходы -- это те расходы, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными. Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти. Доходы федерального бюджета являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости. Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации -- налоговый. Налог -- это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж денежных средств, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги -- это налоги на прибыль предприятий, на доходы физических лиц, на имущество предприятий и др. Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Доходы бюджетов РФ образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. К налоговым доходам, согласно Налоговому кодексу РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены  Региональными налогами считаются налоги, установленные Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся три налога: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местными налогами признаются налоги, установленные Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время это два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Налоги и сборы устанавливаются и отменяются только Налоговым кодексом РФ.

 

 

 

 

15Региональные внебюджетные фонды

Внебюджетный фонд местного органа власти может формироваться за счет:

·    добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;

·   доходов от местных займов, лотерей, аукционов;

·   привлечения на добровольной основе средств предприятий, колхозов, кооперативов, других общественных организаций и граждан;

·    штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и др.

Такие фонды создаются на основании решений региональных представительных органов, в соответствии с которыми исполнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды  средства могут быть направлены на расходы: связанные со строительством объектов социально-культурного назначения; не запланированные в бюджете на текущий год (главным образом на расходы по благоустройству); связанные с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов; связанные с перерасходами установленных смет и нормативов (например, перекрытие установленных сметных расходов на строительство, пополнение установленных нормативов собственных оборотных средств подведомственным предприятиям и другие незапланированные расходы).

Средства, полученные за счет взносов  предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах  содействует:

·         концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;

·         усилению материальной заинтересованности региональных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;

·         укреплению финансовых ресурсов региональных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;

·         более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;

·         усилению экономической связи региональных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;

Информация о работе Лекции по "Финансам"