Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:32, курс лекций
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ). Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему. Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны.
1. Экономическая роль и функции государства.
2. Содержание государственных финансов, их основные функции, принципы организации.
3. Направления государственной финансовой политики.
4. Структура государственных финансов РФ.
5. Бюджетное устройство, бюджетная система РФ.
6. Назначение и структура бюджетной классификации.
7. Организация бюджетного процесса в РФ.
8. Государственный бюджет: сущность, структура.
9. Проблемы сбалансированности бюджетов.
10. Содержание и модели бюджетного федерализма.
11. Методы предоставления и виды финансовой помощи регионам из федерального бюджета.
12. Дифференциация регионов РФ по бюджетной обеспеченности и степени бюджетной самостоятельности.
13. Содержание и структура региональных финансов.
14. Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств.
15. Региональные внебюджетные фонды.
16. Структура местных финансов.
17. Процесс формирования местного бюджета.
18. Состав доходной части местного бюджета.
19. Государственный и муниципальный финансовый контроль: формы и органы контроля.
20. Основы управления государственными и муниципальными финансами.
21. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.
22. Государственные социальные внебюджетные фонды: значение, доходы, направления расходования средств.
23. Значение и функции государственного и муниципального кредитования.
24. Методы осуществления общегосударственного финансового контроля.
25. Дифференциация государственных займов.
26. Структура государственного долга. Методы управления государственным долгом.
27. Бюджетное финансирование. Структура финансового механизма. Сметное финансирование.
28. Государственное регулирование финансовой системы.
29. Способы мобилизации государственных доходов.
30. Принципы организации налоговой системы.
31. Виды и распределение доходов от налогов в РФ.
32. Социально-экономическая сущность налогов, элементы налога.
33. Пенсионный фонд.
34. Фонд обязательного медицинского страхования.
35. Фонд обязательного социального страхования.
Механизм распределения доходов состоит из 3-х блоков
Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.
Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.
Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.
32. Социально-экономическая
сущность налогов, элементы
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого - минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных отношений. В далеком прошлом налоги взимались в натуральной форме, сегодня - преимущественно в денежной форме. Источником налога является валовой внутренний продукт, т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течение определенного периода. Мобилизованная часть созданного ВВП помощью налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментами перераспределения ВВП.
Как экономическая категория налоги объективны (существуют вне человеческого сознания) и представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. То же время субъективное начало налогов проявляется в возможностях властных структур изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике.
В узком смысле налог представляет собой определенный денежный платеж, осуществляемый плательщиком в бюджет или во внебюджетный фонд в установленном порядке.
В широком смысле налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд составляющих (элементов). Так, в налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным.
Рассмотрим эти элементы подробнее:
Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (НК РФ ст. 19). В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (НК РФ, ст. 38, п. 1).
Источник налога - доход, из которого выплачивается налог.
Единица обложения представляет собой
определенную количественную меру измерения
объекта налогообложения. Поэтому
она зависит от объекта обложения
и может выступать в
Налоговая ставка -- это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (или равными), пропорциональными, прогрессивными или регрессивными.
Налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (НК РФ, ст. 56, п. 1).
Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.
Законодательством в качестве одного из основных признаков налогового платежа устанавливается срок уплаты налога, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет или внебюджетный фонд. Налоги уплачиваются авансовыми платежами в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога.
33. Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд Российской Федерации
является самостоятельным финансово-
Пенсионный фонд Российской Федерации
(ПФР) - один из наиболее значимых социальных
институтов страны. Это крупнейшая федеральная
система оказания государственных услуг
в области социального обеспечения в России.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.
Следует различать два основных направления деятельности негосударственных пенсионных фондов:
1. Деятельность по обязательному пенсионному страхованию – учет, приумножение средств пенсионных накоплений и выплата накопительной части государственной пенсии по старости.
Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). Негосударственный пенсионный фонд также как Пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.
2. Негосударственное (
В данном случае работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на обычный вклад в банке, только деньги выплачиваются в виде пенсии после выхода на пенсию.
34. Фонд обязательного
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования является государственным
некоммерческим учреждением.
Основными задачами фонда являются:
· финансовое обеспечение установленных
законодательством прав граждан на медицинскую
помощь за счет средств обязательного
медицинского страхования;
· обеспечение финансовой устойчивости
системы обязательного медицинского страхования
и создание условий для выравнивания объема
и качества медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории РФ в рамках
базовой программы обязательного медицинского
страхования;
· аккумулирование финансовых средств
фонда для обеспечения финансовой стабильности
системы обязательного медицинского страхования.
Источниками формирования доходов бюджета
ФФОМС являются:
a) часть единого социального налога;
b) часть единого налога на вмененный доход;
c) возврат ранее размещённых временно
свободных финансовых средств;
d) прочие доходы.
Расходуются средства бюджета ФФОМС
на следующие цели:
1) выполнение целевых программ оказания
медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию;
2) компьютеризация системы обязательного
медицинского страхования;
3) мероприятия по подготовке и переподготовке
специалистов для системы обязательного
медицинского страхования;
4) научные исследования в области обязательного
медицинского страхования;
5) содержание ФФОМС и т.д.
Временно свободные финансовые средства
ФФОМС размещаются в банковских депозитах
и могут использоваться для приобретения
высоколиквидных государственных ценных
бумаг.
Доходы от использования временно свободных
финансовых средств и нормированного
страхового запаса ФФОМС направляются
на выравнивание деятельности его территориальных
отделений и реализацию принятых программ.
Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и
отчёт о его исполнении, которые по представлению
Правительства РФ утверждаются федеральным
законом. Управление ФФОМС осуществляется
коллегиальным органом – правления и
постоянно действующим исполнительным
органом – директором. Средства, направляемые
гражданами и юридическими лицами на финансирование
государственной, муниципальной систем
здравоохранения, не облагаются налогами.
Федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования
освобождаются от уплаты налогов по доходам
от основной деятельности.
Страховые медицинские организации (страховщики),
не входят в систему здравоохранения.
Органы управления здравоохранением и
медицинские учреждения не имеют права
быть учредителями страховых медицинских
организаций, но могут владеть их акциями.
Суммарная доля акций, принадлежащих органам
управления здравоохранением и медицинским
учреждением, не может превышать 10% общего
пакета акций страховой медицинской организации.
Страховая медицинская организация обязана:
· осуществлять деятельность по обязательному
медицинскому страхованию на коммерческой
основе;
· заключать договоры с медицинскими учреждениями
на оказание медицинской помощи застрахованным
по обязательному медицинскому страхованию;
· заключать договоры на оказание медицинских,
оздоровительных и социальных услуг гражданам
по добровольному медицинскому страхованию
с любыми медицинскими или другими учреждениями;
· с момента заключения договора медицинского
страхования выдавать страхователю или
застрахованному страховые медицинские
полисы.
Медицинские учреждения, оказывающие
медицинскую помощь в системе медицинского
страхования, заключают договоры со страховыми
медицинскими организациями.
Услуги медицинских учреждений оплачиваются
страховыми организациями в порядке и
сроки, предусмотренные договором между
ними, но не позднее месяца с момента представления
документа об оплате. Ответственность
за несвоевременность документа об оплате.
Ответственность за несвоевременность
внесения платежей определяется условиями
договора медицинского страхования. Страховая
медицинская организация имеет право
требовать от юридических или физических
лиц, ответственных за вед, причинённый
здоровью гражданина, возмещения ей расходов
в пределах суммы, затраченной на оказание
застрахованному медицинской помощи,
за исключением случаев, когда вред причинен
страхователем.
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования создаются законодательными
и исполнительными органами власти субъектов
РФ.
Финансовые средства и имущество всех
фондов обязательного медицинского страхования
находятся в федеральной собственности.
Порядок формирования фондов и средств
целевого назначения является единым
для всех территориальных фондов, включая
их филиалы:
1. Финансовые средства территориального
фонда обязательного медицинского страхования,
в том числе фонд финансовых средств обязательного
медицинского страхования, направляемых
на финансирование территориальной программы
обязательного медицинского страхования
и нормированный страховой запас;
2. фонды и средства целевого назначения,
формируемые за счёт средств, направляемых
на содержание исполнительной дирекции
территориального фонда обязательного
медицинского страхования.
Доходы бюджетов территориальных ФОМС
формируются за счёт следующих источников:
· части единого социального налога;
· страховых взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего нетрудоспособного
населения региона, подлежащие перечислению
в Фонд из регионального бюджета;
· прочих поступлений.
Расходы бюджета территориального ФОМС
включают:
· финансирование региональных программ
обязательного медицинского страхования;
· формирование нормированного страхового
запаса;
· финансирование целевых программ по
видам помощи, входящим в программу обязательного
медицинского страхования;
· содержание Фонда и его филиалов;
· финансирование отдельных мероприятий
по здравоохранению; · приобретение медицинского
оборудования для лечебно – профилактических
учреждений, работающих в системе обязательного
медицинского страхования;
· прочие расходы.
Территориальный фонд обязательного медицинского
страхования и его филиалы финансируют
страховые медицинские организации на
основании договоров о финансировании
обязательного медицинского страхования.
Оно осуществляется по дифференцированным
подушевым нормативам.
35. Фонд обязательного социального страхования.
Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.
Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.
Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.
Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.
Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.
Функции