Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:32, курс лекций
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ). Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему. Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны.
1. Экономическая роль и функции государства.
2. Содержание государственных финансов, их основные функции, принципы организации.
3. Направления государственной финансовой политики.
4. Структура государственных финансов РФ.
5. Бюджетное устройство, бюджетная система РФ.
6. Назначение и структура бюджетной классификации.
7. Организация бюджетного процесса в РФ.
8. Государственный бюджет: сущность, структура.
9. Проблемы сбалансированности бюджетов.
10. Содержание и модели бюджетного федерализма.
11. Методы предоставления и виды финансовой помощи регионам из федерального бюджета.
12. Дифференциация регионов РФ по бюджетной обеспеченности и степени бюджетной самостоятельности.
13. Содержание и структура региональных финансов.
14. Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств.
15. Региональные внебюджетные фонды.
16. Структура местных финансов.
17. Процесс формирования местного бюджета.
18. Состав доходной части местного бюджета.
19. Государственный и муниципальный финансовый контроль: формы и органы контроля.
20. Основы управления государственными и муниципальными финансами.
21. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.
22. Государственные социальные внебюджетные фонды: значение, доходы, направления расходования средств.
23. Значение и функции государственного и муниципального кредитования.
24. Методы осуществления общегосударственного финансового контроля.
25. Дифференциация государственных займов.
26. Структура государственного долга. Методы управления государственным долгом.
27. Бюджетное финансирование. Структура финансового механизма. Сметное финансирование.
28. Государственное регулирование финансовой системы.
29. Способы мобилизации государственных доходов.
30. Принципы организации налоговой системы.
31. Виды и распределение доходов от налогов в РФ.
32. Социально-экономическая сущность налогов, элементы налога.
33. Пенсионный фонд.
34. Фонд обязательного медицинского страхования.
35. Фонд обязательного социального страхования.
Выделение из внебюджетных фондов средств
на проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Внебюджетные фонды
Особенность этих фондов состоит в том, что имеют узкоцелевую направленность.
Внебюджетные фонды
По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:
По уровням управления (определяются
государственным устройством
В федеральных внебюджетных фондах
аккумулируются средства, необходимые
для обеспечения социально-
региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями;
из местных внебюджетных
фондов финансируются
К доходам государственных
Основным источником доходов государственных социальных внебюджетных фондов в настоящее время выступает единый социальный налог.
Государственное и муниципальное
кредитование представляет из себя такие
отношения, согласно которым в роли
кредиторов или заемщиков выступают
Российская Федерация, субъект РФ или мун
образование. Гос и мун кредиты могут получаться
и предоставляться Российской Федерацией,
субъектами РФ и муниципальными образованиями для юридических лиц, для других бюджетов, иностранных государств,
их юридических лиц, а также для международных
организаций.
Гос и мун образованиями используется
гос и мун кредитование с целями обеспечения
процесса финансирования разнообразных
собственных потребностей. Полученные
подобным способом средства поступают
для распоряжения, как органами гос представительной
и исполнительной власти, так и органами
местного самоуправления, становясь дополнительными
финансовыми ресурсами. Они могут направляться
для покрытия бюджетного дефицита. В дальнейшем
источниками гос (муниципальных) займов,
а также выплат процентов по ним, становятся
бюджетные средства.
25. Дифференциация гос. займов.
Гос и мун займы - денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров.
Их можно дифференцировать по ряду критериев.
1) В зависимости от валюты
заимствования: различают
2) В зависимости от субъектов
заемных отношений:
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс; нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения определенных инвесторов.
4) В зависимости от
5) В зависимости от срока
6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.
7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или переменный); доход в виде дисконта от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.
8) В зависимости от
От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит исполнительному органу власти. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.
Гос и мун займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или ОМС.
24. Методы проведения финансового контроля.
По методам проведения финансов
1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.
2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
3. Анализ Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.
4. Ревизия - метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.
Ревизии бывают: • комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;• частичные;• тематические (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);• плановые и внеплановые;• сплошные и выборочные
5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности
6. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента
26. Государственный долг: сущность, структура и методы управления
Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:
Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.
Управление государственным
В организационную структуру
Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:
Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования: безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их, целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Действуют также специальные принципы: получение средств Гос и мун учреждениями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные средства выступают основным источником финансирования деятельности данных учреждений; финансово-плановым актом, который служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе экономических нормативов, утвержденных в установленном порядке.
Государственные и муниципальные бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, включая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения государственных нормативов финансирования.