Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:32, курс лекций

Описание работы

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ). Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему. Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны.

Содержание работы

1. Экономическая роль и функции государства.

2. Содержание государственных финансов, их основные функции, принципы организации.

3. Направления государственной финансовой политики.

4. Структура государственных финансов РФ.

5. Бюджетное устройство, бюджетная система РФ.

6. Назначение и структура бюджетной классификации.

7. Организация бюджетного процесса в РФ.

8. Государственный бюджет: сущность, структура.

9. Проблемы сбалансированности бюджетов.

10. Содержание и модели бюджетного федерализма.

11. Методы предоставления и виды финансовой помощи регионам из федерального бюджета.

12. Дифференциация регионов РФ по бюджетной обеспеченности и степени бюджетной самостоятельности.

13. Содержание и структура региональных финансов.

14. Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств.

15. Региональные внебюджетные фонды.

16. Структура местных финансов.

17. Процесс формирования местного бюджета.

18. Состав доходной части местного бюджета.

19. Государственный и муниципальный финансовый контроль: формы и органы контроля.

20. Основы управления государственными и муниципальными финансами.
21. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.
22. Государственные социальные внебюджетные фонды: значение, доходы, направления расходования средств.
23. Значение и функции государственного и муниципального кредитования.
24. Методы осуществления общегосударственного финансового контроля.
25. Дифференциация государственных займов.
26. Структура государственного долга. Методы управления государственным долгом.
27. Бюджетное финансирование. Структура финансового механизма. Сметное финансирование.
28. Государственное регулирование финансовой системы.
29. Способы мобилизации государственных доходов.
30. Принципы организации налоговой системы.
31. Виды и распределение доходов от налогов в РФ.
32. Социально-экономическая сущность налогов, элементы налога.
33. Пенсионный фонд.
34. Фонд обязательного медицинского страхования.
35. Фонд обязательного социального страхования.

Файлы: 1 файл

зачет-финансы.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

Выделение из внебюджетных фондов средств  на проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  осуществляется на договорной основе. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерством науки и технологий РФ и Минфин РФ.

22. Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.

Особенность этих фондов состоит в том, что имеют узкоцелевую направленность.

Внебюджетные фонды многообразны.

По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:

  • социальные (для финансирования социальных расходов — выплаты пенсий, пособий и т.п.);
  • экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).

По уровням управления (определяются государственным устройством страны):

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые  для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.);

региональные  внебюджетные фонды создаются для  финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями;

 из местных внебюджетных  фондов финансируются некоторые  потребности местных сообществ  (строительство муниципального жилья,  отдельных природоохранных мероприятий  и т.п.).

К доходам государственных социальных внебюджетных фондов относятся:

  • обязательные платежи (специальные целевые налоги и страховые взносы, установленные налоговым законодательством для того или иного фонда);
  • другие доходы, а именно:
    • бюджетные средства;
    • доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
    • добровольные взносы физических и юридических лиц;
    • прочие источники, не запрещенные законодательством.

Основным источником доходов государственных  социальных внебюджетных фондов в настоящее  время выступает единый социальный налог.

23. Государственное и муниципальное кредитование - основные черты и функции

 

 

Государственное и муниципальное  кредитование представляет из себя такие  отношения, согласно которым в роли кредиторов или заемщиков выступают  Российская Федерация, субъект РФ или мун образование. Гос и мун кредиты могут получаться и предоставляться Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для юридических лиц, для других бюджетов, иностранных государств, их юридических лиц, а также для международных организаций.     
Гос и мун образованиями используется гос и мун кредитование с целями обеспечения процесса финансирования разнообразных собственных потребностей. Полученные подобным способом средства поступают для распоряжения, как органами гос представительной и исполнительной власти, так и органами местного самоуправления, становясь дополнительными финансовыми ресурсами. Они могут направляться для покрытия бюджетного дефицита. В дальнейшем источниками гос (муниципальных) займов, а также выплат процентов по ним, становятся бюджетные средства.

Основные черты  государственного и муниципального кредитования

- добровольная  основа данных отношений;  
- возвратный, а также платный характер;  
- обеспечением по кредиту при заимствовании средств государством (муниципальным образованием) выступает все имущество, которое находится в их собственности;  
- средства, которые привлекаются в результате гос (мун) кредита используются только на погашение дефицита бюджета. четко выраженная целевая направленность;  
- Гос и мун кредитование отличается срочным характером. Долговые обязательства не могут быть более 30 и 10 лет соответственно.

Функции государственного и муниципального кредитования

 

 

1. Перераспределение  денежных ресурсов согласно потребностям экономики направлено для  поддержки конкретной социально-экономической деятельности. 
2. Регулирующая функция - из-за условий ограниченности бюджетных ресурсов их выделение не всегда является оправданным на безвозмездной основе. Также, эффективность применения выделенных средств на возвратной и платной основе является более высокой, чем на безвозвратной и бесплатной. В данной ситуации государство получает дополнительную возможность для стимулирования развития некоторых отраслей и предприятий при выделении для них целевых бюджетных ссуд. 
3. учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, который выделяется государством. Формы данного контроля включают надзор: за передвижением денежных масс, за выполнением условий кредитного договора, за использованием заемщиком выделенных средств по назначению, за выполнением принятых дополнительных обязательств и др.

25. Дифференциация гос.  займов.

Гос и мун займы - денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров.

Их можно дифференцировать по ряду критериев.

1) В зависимости от валюты  заимствования: различают государственные  внутренние и внешние заимствования.

2) В зависимости от субъектов  заемных отношений: федеральные,  региональные и местные.

3) В зависимости от обращения  на фондовом рынке: рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс; нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения определенных инвесторов.

4) В зависимости от обеспеченности  долговых обязательств: закладные  - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации); беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).

5) В зависимости от срока привлечения  средств: кратко-, средне - и долгосрочные.

6) В зависимости от вида ценной  бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.

7) В зависимости от вида дохода  по ценной бумаге: проценты (плавающие  либо фиксированные); купонный доход  (постоянный или переменный); доход  в виде дисконта от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.

8) В зависимости от обязательства  заемщика строго соблюдать сроки  погашения займа, установленные  при его выпуске: с правом  досрочного погашения; без права  досрочного погашения;

От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит исполнительному органу власти. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Гос и мун займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или ОМС.

 

24. Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.

2. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

3. Анализ  Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т. д.

4. Ревизия - метод документального контроля за финансово -хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, расходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

Ревизии бывают: • комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;• частичные;• тематические (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);• плановые и внеплановые;• сплошные и выборочные

5. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности

6. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента

26. Государственный  долг: сущность, структура и методы  управления

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

  • месту размещения долга;
  • уровням государственной власти;
  • сроку привлечения средств;
  • характеру выплачиваемого дохода;
  • объему расходов на выплату государственного долга;
  • методу определения дохода и др.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости  от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится  на внешний и внутренний.

Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

В организационную структуру системы  управления государственным долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга. Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия осуществления заимствований, включая программу государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации управляет в установленном порядке государственным долгом. Центральный банк Российской Федерации консультирует Минфин России по вопросам графика погашения государственного долга с учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации принимает участие в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

Управление государственным  долгом осуществляется с помощью следующих методов:

  1. рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;
  2. аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;
  3. конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;
  4. новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;
  5. унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;
  6. консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

27. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования: безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их, целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Действуют также специальные принципы: получение средств Гос и мун учреждениями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные средства выступают основным источником финансирования деятельности данных учреждений; финансово-плановым актом, который служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе экономических нормативов, утвержденных в установленном порядке.

Государственные и муниципальные  бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, включая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения государственных нормативов финансирования.

Информация о работе Лекции по "Финансам"