Лизинг как метод инвестирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий. В ситуации, когда возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства. Глубокие структурные изменения в современной российской экономике заставляют по-новому взглянуть на состояние и перспективы развития лизинга в России.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Основные понятия и сущность лизинга
4
§ 1.1.
История развития лизинга
4
§ 1.2.
Основные понятия и классификация лизинга
8
Глава 2. Лизинг как инвестиционная деятельность
11
§ 2.1.
Лизинг как метод инвестирования. Преимущества и недостатки
11
§ 2.2.
Практическая часть: пример лизинговой сделки
20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития лизинга в России
20
§ 3.1.
Некоторые аспекты развития российского рынка лизинга
20
§ 3.2.
Перспективы развития лизинга в России
26
Заключение
30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая_лизинг_3.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)
  • увеличение прибыли; 
  • обеспечение воспроизводственного процесса; 
  • повышение эффективности использования капитала;
  • снижение степени риска путем усиления контроля за использованием вложенного капитала;
  • ускорение научно-технического процесса; 
  • повышение устойчивости предприятия и его конкурентоспособности.

За последнее время во всем мире наблюдается положительная тенденция роста продовольственного рынка. Такая же картина характерна и для России. Как уже отмечалось выше, с каждым годом растет конкуренция среди лизинговых компаний, что побуждает их осваивать новые сегменты рынка.

В числе устойчивых тенденций  последних лет можно назвать  региональное направление развития лизинга путем создания филиальной сети крупных лизинговых компаний. Этому способствовало общее экономическое  развитие страны, ряд федеральных  программ и мероприятий, обеспечивающих развитие регионального бизнеса, а также увеличение конкуренции в таких сложившихся финансовых центрах, как Москва и Санкт-Петербург. Доля регионального бизнеса крупнейших лизинговых компаний возросла до 40% от общего лизингового портфеля. Таким образом, значительное увеличение сделок в общем объеме рынка лизинга зафиксировано в Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах.

   Рис. 1. Структура рынка лизинга по регионам

Кроме того, лизинговые компании были вынуждены принимать меры по расширению ассортимента лизинговых продуктов и совершенствованию условий лизинговых сделок (снижение ставок, размера аванса, увеличение сроков договоров и т.д.). Отдельными компаниями предлагались специальные программы по определенным видам объектов лизинга, но пока их не очень много. Все чаще в финансовую аренду стала предлагаться недвижимость, и этот рынок продолжает расти.

 Со вступлением российской экономики в фазу инвестиционного роста лизинг в своей деятельности все шире использует предприятия авиации, судостроения, машиностроения, сельского хозяйства, значительный объем лизинговых сделок присутствует в энергетике. Так что использование лизинга в настоящее время носит действительно многоотраслевой характер.

Подводя итоги, следует  отметить, что многие представители  лизингового сообщества отмечают потребность  в более четком правовом регулировании  отношений, возникающих в деятельности лизинговых компаний. Это, в первую очередь, вопросы, связанные с выкупом предмета лизинга, порядком формирования лизинговых платежей, условиями расторжения договоров лизинга и урегулированием процедур возврата предмета лизинга, страхованием предмета лизинга. Это возможно осуществить путем принятия новой редакции закона «О финансовой аренде (лизинге)».

Действующий закон был  принят в условиях становления рыночных отношений, зарождения лизинговой деятельности в России и к настоящему времени  претерпел целый ряд изменений.

Сегодня накоплен существенный правоприменительный опыт по различным аспектам лизинговой деятельности, который необходимо закрепить на законодательном уровне. Российская ассоциация лизинговых компаний со своей стороны могла бы инициировать обращение к органам законодательной власти с предложением разработки и принятия новой редакции закона, регулирующего лизинговую деятельность.

Анализ российской строительной отрасли демонстрирует высокий потенциал России на общеевропейском лизинговом рынке, что не может не оставаться не замеченным как в Европе, так и в мировом финансовом сообществе. В связи с тем, что российский финансовый рынок достаточно стабилен, а внутренний рынок лизинга пока еще далек от насыщения, в ближайшей перспективе ожидается появление на рынке новых игроков из числа западных лизинговых компаний и инвестиционных банковских групп. Все это еще более усилит конкуренцию в борьбе за крупных корпоративных клиентов и на розничном рынке лизинговых услуг. Тем не менее интеграция российского рынка в европейский становиться все более очевидной.

 

 

 

§ 3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ   

 

Для сохранения положительной  динамики показателей российского  рынка лизинга необходима экономическая  и политическая стабильность в стране.

Несмотря на то, что  острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка лизинга.

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность ускоренной амортизации, пока оценить трудно. Заинтересованной стороной такой отмены могут быть Минфин и Федеральная налоговая служба РФ, предполагая повышение налоговых сборов. «Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения». Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

В настоящее время  отмена повышающих коэффициентов к  норме амортизации при лизинге  противоречит курсу страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг— практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.

Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость поддержки механизма  лизинга государством. Безусловно, развитие государственных программ и лизинговых компаний — это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и простимулировать рыночный сектор лизинга.

«Минэкономразвития планирует  внести изменения в Закон о  финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок  изъятия предмета лизинга, узаконить  повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц». Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка. За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора. Также изменения порядка взыскания позволят снизить затраты лизинговых компаний, что сделает более доступными их услуги. По проекту Минэкономразвития поправки упрощают процедуру возврата предмета лизинга, если клиент неоднократно нарушит условия договора, тогда лизинговой компании достаточно только исполнительной подписи нотариуса, чтобы изъять предмет лизинга.

Минусов от планируемых  законодательных поправок также  достаточно. Изменения процесса изъятия  предмета лизинга— процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей. Что касается повторного лизинга, то  возможные поправки открывают поле для широкой трактовки лизинга, превращая его в некий механизм аренды, то есть переведет лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в сферу аренды или проката. Это может послужить поводом к отмене существующих налоговых преференций для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга как средства обновления основных средств.

«В среднесрочном периоде  рынок лизинга для малого бизнеса  будет расти, но устойчивость этого  роста остается под вопросом в  связи с недостатком у государства  финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и инертностью бизнеса».

На фоне неблагоприятных  изменений инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное вмешательство  и регулирование рынка лизинговых услуг может сыграть стабилизирующую роль. Есть два пути такого регулирования. Первый— связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут использоваться разнообразные формы и методы, они включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах, она во многом соответствует существующим традициям. Однако она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лизинг является эффективной  формой финансирования расходов на приобретение основных средств. Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией  договора лизинга, в том числе  приобретением предмета лизинга.

Лизинг позволяет предприятию использовать в денежном обороте средства другого предприятия на долгосрочной основе. Данная форма финансирования осуществляется через лизинговую компанию, приобретающую для третьего лица право собственности на имущество и отдающего его в аренду на определенный срок. Особую роль играет лизинг в техническом перевооружении предприятий.

Лизинг можно рассматривать  как форму долгосрочного кредитования покупки. Поскольку лизинговая компания полностью оплачивает основные средства по поручению лизингополучателя за счет собственных средств, то к ней переходит право собственности на предмет покупки.

Для предприятия-арендатора необходимость привлечения к  сделке лизинговой компании вызвана  в основном отсутствием финансовых ресурсов для приобретения основных средств и сложностью получения долгосрочных ссуд. Лизинг стимулирует эффективное использование основных средств и полностью исключает наличие не установленного оборудования, его нерациональное использование, так как получаемый доход от эксплуатации предмета лизинга должен покрывать все расходы, включая арендную плату, и приносить прибыль.

Совершенствование правовой и нормативной базы финансовой аренды позволит лизинговым компаниям развиваться  более стремительными темпами и  аккумулировать значительно большие финансовые ресурсы, с целью их дальнейшего инвестирования в предприятия. Все это поможет привлечь дополнительный объем капитальных инвестиций в экономику, что, в свою очередь, положительно скажется на повышении общего уровня жизни граждан.

Один из путей преодоления инвестиционного кризиса - привлечение иностранных инвестиций, хотя, на наш взгляд, следует весьма осторожно подходить к перспективам обновления основных фондов отечественных предприятий путем привлечения иностранного капитала.

Поскольку предприятие все меньше собственных средств может направить на инвестирование в основные фонды, становится очевидной необходимость поиска нетрадиционных источников финансирования капитальных вложений в первую очередь использование лизинга.

Специалисты в области промышленной политики уверены, что в ближайшие годы лизинг будет главным инвестиционным инструментом для малого бизнеса и основным способом обновления производственных фондов.

Завершая изложение  материала о роли финансового  лизинга в инвестиционной деятельности предприятий, сформулируем следующие основные выводы:

1. Обзор законодательного  обеспечения развития финансового  лизинга позволяет не только  выявить его недоработки, но  и дать предложения по совершенствованию  лизингового законодательства, и  наметить направление дальнейшего целесообразного развития.

2. Отмечая недостатки, присущие финансовому лизингу  в целом, не меняют общего  положения оценки применения  этого эффективного и привлекательного  для предприятий метода инвестирования.

3. Перспективы использования лизинга как эффективного метода инвестирования в основные фонды предприятий подтверждается практикой работающих предприятий стран с наиболее развитой рыночной экономикой, и динамикой развития лизинга в отдельных странах Восточной Европы.

Информация о работе Лизинг как метод инвестирования