Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги.
Введение………………………………………………………….…………….3
Глава 1. Место и роль малого бизнеса в современной экономике………..5
Критерии определения малого предприятия в России и за рубежом…..5
Состояние и проблемы малого бизнеса…………………………………….8
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса…………………...13
Основные направления государственной поддержки………………….…13
Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого бизнеса…….…..17
Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства……………………22
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………..35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Место и роль малого бизнеса в современной экономике………..5
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса…………………...13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. В
последние годы проблемы малого бизнеса
все более привлекают внимание ученых
и практиков. Малый бизнес является
важным элементом рыночной экономики,
без которого не может устойчиво
развиваться государство. Эффективное
рыночное хозяйство возможно только
в том случае, если в экономике
будет действовать большое
В настоящее время малый бизнес
поддерживается, прежде всего, на государственном
уровне. Муниципальные образования
значительно меньше участвуют в
его развитии, хотя по своей природе
этот уровень управления более всего
близок и доступен гражданам. Следовательно,
именно муниципалитетам надо решать
конкретные задачи, связанные с развитием
частной инициативы граждан. Поэтому
возникает необходимость
Вместе с тем, полная децентрализация
поддержки малого бизнеса невозможна.
Одной из важнейших задач региональных
властей является обеспечение равных
условий для социально-
В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития малого бизнеса. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность темы.
Целью исследования является изучение
принципов и методов
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
Объектом исследования является сектор малых предприятий в российской экономике.
Предметом исследования являются проблемные
области и перспективные
Глава 1. Место и роль малого бизнеса в современной экономике
Малый бизнес представляет собой одновременно важное действующее лицо в экономической жизни, гармоничное развитие которой возможно только в условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной деятельности, и инкубатор для развития новых бизнесов – «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает неоднородность малого бизнеса как экономического явления, включающего в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные для реализации нововведений – производства новых продуктов, внедрения новых технологий, завоевания новых рынков и т.д.
Принципиально важное место малого бизнеса в современной развитой экономике обусловлено, с одной стороны, процессами сближения технической оснащенности крупных и мелких предприятий, диверсификации организационных форм производственной кооперации на базе бурно развивающихся информационных технологий, а с другой – преимуществами малых предприятий по сравнению с крупными:
− узкая специализация (на разработках
и продвижении одного - двух видов
продукции в строго ограниченных
сферах современной науки и
− наличие значительной доли высококвалифицированных специалистов в структуре занятых;
− высокая доля затрат на НИОКР, поскольку выпуск качественно новой продукции - это одно из основных средств малых предприятий для выхода на рынок или сохранения своего места на нем;
− создание и перепрофилирование
малых предприятий требуют
− гибкость, способность быстро приспосабливаться к новым требованиям, выдвигаемым научно-техническим прогрессом, что особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса;
− возможность оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства.1
Разработка новых и коррекция
устоявшихся терминов, связанных
с понятиями инноваций и
Крупные предприятия с большей
осторожностью относятся к
Анализ зарубежной практики государственной поддержки малого бизнеса показывает, что ее формы и содержание весьма многообразны. Характерная общая черта - множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличии органа, вырабатывающего национальную политику в данной области и координирующего ее осуществление. За рубежом также огромное значение придается формам взаимодействия органов господдержки малого бизнеса и институтов его самоорганизации, таких как ассоциации, общества взаимного кредитования, структуры субконтрактации и франчайзинга.
В настоящее время реализуется множество программ поддержки малого и среднего бизнеса, дополняющих мероприятия на национальном уровне. Однако до сих пор сохраняется разнобой в определениях сектора малого и среднего бизнеса, принятых в отдельных странах и отдельных международных организациях, оказывающих поддержку этим секторам. Тем самым возникают неравные конкурентные условия между предприятиями, попавшими либо нет (в силу указанного различия определений) в зону влияния программ поддержки.
Следовательно, актуальной остается задача унификации определений малого и среднего бизнеса, действующих в разных странах и на международном уровне.
Малый и средний бизнес имеет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта. Даже краткое перечисление достоинств этого сектора экономики позволяет в полной мере оценить те благотворные перспективы, которые он может открыть в России. Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность. Столь же значительны социальные функции малого и среднего бизнеса. Развитие малого бизнеса увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности общества, создает новые рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Подлинная цель экономических реформ – создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитый малый бизнес – уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Малый бизнес – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.2
Малый бизнес занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общественного устройства. В соответствии со сложившимся характером разделения труда в общественном масштабе ему отводится двоякая роль – с одной стороны малый бизнес – это всеобщая основа (база) развития и подпитки свободных рыночных отношений, основанных на свободе распределения всех видов ограниченных, с другой стороны малое предпринимательство это наиболее действенная форма решения задачи повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает весьма ощутимый хозяйственный результат.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.
За последние десятилетия
Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с рыночной экономикой состоит в том, что там крупное производство не противопоставляется малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким образом формировалась принципиально новая структура экономики. Для крупного бизнеса необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении - отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.
Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития