Малый бизнес и государственная поддержка его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………….3

Глава 1. Место и роль малого бизнеса в современной экономике………..5

Критерии определения малого предприятия в России и за рубежом…..5

Состояние и проблемы малого бизнеса…………………………………….8

Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса…………………...13

Основные направления государственной поддержки………………….…13

Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого бизнеса…….…..17

Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства……………………22

Заключение……………………………………………………………………32

Список литературы…………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик мордвинкина.docx

— 64.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….…………….3

 

Глава 1. Место и роль малого бизнеса  в современной экономике………..5

 

    1. Критерии определения  малого предприятия в России и  за рубежом…..5

 

    1. Состояние и проблемы малого бизнеса…………………………………….8

 

Глава 2. Государственная поддержка  малого бизнеса…………………...13

 

    1. Основные направления  государственной поддержки………………….…13

 

    1. Использование программно-целевых  методов управления для решения  задач развития и государственной  поддержки малого бизнеса…….…..17

 

    1. Основные направления  совершенствования государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства……………………22

 

Заключение……………………………………………………………………32

 

Список литературы…………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. В  последние годы проблемы малого бизнеса  все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво  развиваться государство. Эффективное  рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике  будет действовать большое число  предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению  получение доходов от самостоятельной  хозяйственной деятельности, а местным  бюджетам - налоги. Ориентация на малый  бизнес улучшает психологический настрой  в обществе и повышает ответственность  людей за собственную судьбу. Поэтому  разносторонняя поддержка сферы  малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных направлений  в развитии отдельных территорий.

В настоящее время малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном  уровне. Муниципальные образования  значительно меньше участвуют в  его развитии, хотя по своей природе  этот уровень управления более всего  близок и доступен гражданам. Следовательно, именно муниципалитетам надо решать конкретные задачи, связанные с развитием  частной инициативы граждан. Поэтому  возникает необходимость сместить акценты государственной поддержки  малого бизнеса на муниципальный  уровень.

Вместе с тем, полная децентрализация  поддержки малого бизнеса невозможна. Одной из важнейших задач региональных властей является обеспечение равных условий для социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе, по поддержке малого бизнеса.

В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса  на региональном и муниципальном  уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей  разных уровней совпадают. Это обусловлено  недостаточностью государственной  поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития малого бизнеса. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность темы.

Целью исследования является изучение принципов и методов государственной  поддержки малого бизнеса в муниципальных  образованиях.

В соответствии с поставленной целью  намечены следующие основные задачи:

  1. определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
  2. выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
  3. определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
  4. изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса;
  5. рассмотреть возможности и практические инструменты разработки и реализации муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, которые могут быть осуществлены на основе действующих положений муниципальной реформы;

Объектом исследования является сектор малых предприятий в российской экономике.

Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления  развития институтов государственной  поддержки малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

Глава 1. Место и роль малого бизнеса  в современной экономике

 

    1. Место малого бизнеса в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки

 

Малый бизнес представляет собой одновременно важное действующее лицо в экономической жизни, гармоничное развитие которой возможно только в условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной деятельности, и инкубатор для развития новых бизнесов – «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает неоднородность малого бизнеса как экономического явления, включающего в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные для реализации нововведений – производства новых продуктов, внедрения новых технологий, завоевания новых рынков и т.д.

Принципиально важное место малого бизнеса в современной развитой экономике обусловлено, с одной стороны, процессами сближения технической оснащенности крупных и мелких предприятий, диверсификации организационных форм производственной кооперации на базе бурно развивающихся информационных технологий, а с другой – преимуществами малых предприятий по сравнению с крупными:

− узкая специализация (на разработках  и продвижении одного - двух видов  продукции в строго ограниченных сферах современной науки и технологии);

− наличие значительной доли высококвалифицированных  специалистов в структуре занятых;

− высокая доля затрат на НИОКР, поскольку  выпуск качественно новой продукции - это одно из основных средств малых  предприятий для выхода на рынок  или сохранения своего места на нем;

− создание и перепрофилирование малых предприятий требуют меньших  затрат, которые при благоприятных  шансах рынка сравнительно быстро окупаются; такие предприятия имеют большие возможности в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе;

− гибкость, способность быстро приспосабливаться  к новым требованиям, выдвигаемым  научно-техническим прогрессом, что  особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса;

− возможность оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно возникают  рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах  незначительна, не требует массового производства.1

Разработка новых и коррекция  устоявшихся терминов, связанных  с понятиями инноваций и инновационной  деятельности, преследует, кроме чисто  теоретической, еще и практическую цель - получение эффективного рабочего инструмента, для измерения инновационных  процессов на разных уровнях управления им. Он выступает важным институциональным  фактором диффузии знаний и их коммерциализации, трансфера технологий и выведения новых продуктов на рынок. В инновационном процессе выделяется этап, включающий необходимые операции до выведения продукта на рынок: исследования и разработки, завершающиеся документированным описанием технологии или опытным образцом, которые затем могут выводиться на рынок. Как правило, именно на этом этапе малый и средний бизнес показывают более высокую эффективность по сравнению с крупным. С точки зрения жизненного цикла продукта они менее всего пригодны для стадии быстрого распространения продукта на широком рынке. Здесь подключается крупный бизнес. Учитывая, что продукт стареет на рынке, крупные фирмы должны заботиться о его замене новым уже на стадии расширения рынка, что создает у них заинтересованность в сотрудничестве с малым бизнесом, подключающимся к поиску новых вариантов. Таким образом, создаются условия для постоянной работы малого бизнеса в процессе непрерывного совершенствования производства.

Крупные предприятия с большей  осторожностью относятся к нововведениям, они как можно дольше избегают радикальных изменений, ибо последние  несут с собой угрозу больших  потерь. Малые предприятия, чей риск в денежном выражении менее весом, склонны к более радикальным  и рискованным нововведениям. Они  реализуют менее капиталоемкие  проекты, но по широкому спектру направлений  и сфер деятельности. Владельцы малых  инновационных предприятий часто  имеют более высокую, проникнутую  творческим энтузиазмом мотивацию  по сравнению с менеджерами, и  тем более акционерами крупных  компаний.

Анализ зарубежной практики государственной  поддержки малого бизнеса показывает, что ее формы и содержание весьма многообразны. Характерная общая черта - множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличии органа, вырабатывающего национальную политику в данной области и координирующего ее осуществление. За рубежом также огромное значение придается формам взаимодействия органов господдержки малого бизнеса и институтов его самоорганизации, таких как ассоциации, общества взаимного кредитования, структуры субконтрактации и франчайзинга.

В настоящее время реализуется  множество программ поддержки малого и среднего бизнеса, дополняющих мероприятия на национальном уровне. Однако до сих пор сохраняется разнобой в определениях сектора малого и среднего бизнеса, принятых в отдельных странах и отдельных международных организациях, оказывающих поддержку этим секторам. Тем самым возникают неравные конкурентные условия между предприятиями, попавшими либо нет (в силу указанного различия определений) в зону влияния программ поддержки.

Следовательно, актуальной остается задача унификации определений малого и среднего бизнеса, действующих в разных странах и на международном уровне.

    1. Состояние и проблемы малого предпринимательства

 

Малый и средний бизнес имеет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта. Даже краткое перечисление достоинств этого сектора экономики позволяет в полной мере оценить те благотворные перспективы, которые он может открыть в России. Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность. Столь же значительны социальные функции малого и среднего бизнеса. Развитие малого бизнеса увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности общества, создает новые рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

Подлинная цель экономических реформ – создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень  и качество жизни населения; достойное  участие России в мировом экономическом сообществе. Развитый малый бизнес – уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Малый бизнес – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.2

Малый бизнес занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общественного устройства. В соответствии со сложившимся характером разделения труда в общественном масштабе ему отводится двоякая роль – с одной стороны малый бизнес – это всеобщая основа (база) развития и подпитки свободных рыночных отношений, основанных на свободе распределения всех видов ограниченных, с другой стороны малое предпринимательство это наиболее действенная форма решения задачи повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает весьма ощутимый хозяйственный результат.

В экономически развитых странах число  малых и средних предприятий  достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены  две трети экономически активного  населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В  этих странах проводится активная и  последовательная политика по поддержке  и развитию предпринимательства.

За последние десятилетия можно  наблюдать определенное структурное  преобразование экономической системы, заключающееся в переходе лидерства  в ней от крупных фирм к малому бизнесу. Хотя “лицо” любого развитого  государства формируют крупные  корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малый бизнес как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.

Малые предприятия в развитых странах  являются основными создателями  дополнительных рабочих мест. Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с рыночной экономикой состоит в том, что  там крупное производство не противопоставляется  малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким  образом формировалась принципиально новая структура экономики. Для крупного бизнеса необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении - отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.

Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития