Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги.
Введение………………………………………………………….…………….3
Глава 1. Место и роль малого бизнеса в современной экономике………..5
Критерии определения малого предприятия в России и за рубежом…..5
Состояние и проблемы малого бизнеса…………………………………….8
Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса…………………...13
Основные направления государственной поддержки………………….…13
Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого бизнеса…….…..17
Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства……………………22
Заключение……………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………..35
Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации МП. Поскольку инфраструктура выполняет важную социальную функцию, ее создание и развитие должно (хотя бы частично) финансироваться государством. Наряду с этим (и такая практика имеется) для соответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе – субсидирование, гранты, благотворительность и т.д.
В настоящее время не существует
общепринятой классификации элементов
инфраструктуры, типичной для регионов.
Более того, иногда применяются разнообразные
определения для однотипных структур.
Одним из базовых элементов
Задачей регулирования деятельности
базовых элементов
– актуальность информации, включая вопросы передачи технологии, наличия свободных производственных мощностей, рынков ресурсов и готовой продукции;
– маркетинг, продвижение продукции и услуг на городской, региональные и внешние рынки, проведение выставок, рекламных кампаний, обучение, консалтинг.
В России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения и даже создается новая предпринимательская партия, а бюджетная поддержка малого бизнеса постоянно сокращается.
В этих условиях возрастает актуальность
малобюджетных форм поддержки малых
предприятий, их самоорганизации, развития
общественных организаций и объединений.
Достаточно прочное и заметное место
среди негосударственных
Что касается других форм общественных организаций федерального, регионального и местного уровней, то в них участвует незначительная часть субъектов МП. При создании и обеспечении деятельности специальных объединений и союзов малого бизнеса возникает много проблем, прежде всего финансового характера. Объединения малых предпринимателей функционируют на основе различных организационно-правовых форм. Часть из них является общественными структурами, другие – коммерческими структурами (хозяйствующими субъектами). Число членов таких организаций часто незначительно, они не имеют организационного опыта и финансовых средств, чтобы направлять свою деятельность на защиту интересов МП. Кроме того, общественные объединения МП плохо взаимодействуют друг с другом. Для консолидации предпринимательских объединений, концентрации их усилий на решении неотложных проблем, обеспечения нормального правового климата возникла идея создания Объединения предпринимательских союзов России (ОПОРы).
Практическая деятельность общественных объединений малого бизнеса в значительной степени должна быть направлена на лоббирование. Система влияния на государственную политику получила распространение во всем мире. Для придания этим формам лоббирования правовых основ следует ускорить принятие законодательного акта «О лоббировании», как это практикуется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
Как показал опыт более чем десятилетнего
развития предпринимательства в
России, недостаточная эффективность
различных форм государственной
поддержки во многом вызвана слабой
подготовленностью этого
В условиях переходной экономики чрезвычайно велика роль государства в создании финансовых, страховых и правовых условий для развития малого и среднего бизнеса. Среди множества факторов определяющих темпы развития малого бизнеса обозначим некоторые.
Необходима отработка системы институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого бизнеса. Механизмы финансовой поддержки малого бизнеса по мере развития этого сектора экономики претерпели определенную трансформацию.
В последние годы происходило постепенное сокращение и сведение практически на нет ассигнований на финансирование Федеральной программы государственной поддержки МП. Средства, предназначенные на данные цели на 2005 г., оказались внутри статей бюджета. Изъятие их непосредственно на поддержку малого бизнеса сопряжено с определенными трудностями. За это время во многих регионах сформировалась достаточно четкая политика администраций и законодательных собраний в части финансовой поддержки данного сектора региональной и местной экономики, которая предусматривается отдельной строкой в бюджете. Однако без необходимого внимания государственной власти к финансированию МП энтузиазм регионов может тоже зачахнуть.
Для повышения доступности
Для отдельно взятой малой формы страховые услуги практически недоступны из-за их высокой стоимости. Неразвитость системы страхования в сфере МП приводит к ненадежности хозяйственных связей и увеличению числа банкротств.
Отсутствие необходимой
Специалисты выделяют два наиболее важных с экономической точки зрения вида страховых услуг, обеспечивающих финансовую защищенность МП:
– страхование имущества, используемого в производственном процессе, как собственного, так и арендованного;
– страхование различных видов гражданской собственности.
Это минимум страховых услуг, без
которых малые предприятия не
могут рассматриваться как
В последнее время и федеральное,
и региональные правительства уделяют
заметное внимание проблемам развития
страхования малого бизнеса. С этой
целью в регионах, в некоторых
муниципалитетах создаются
Большое значение для развития МП имеет и лизинг. У лизинга большие перспективы и при организации малых предприятий на базе активов крупных производств, так как отпадает необходимость в значительных разовых инвестициях. Кроме того, при лизинге часто используется товарная форма арендных платежей вместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании). Эти обстоятельства чаще всего и выступают в качестве наиболее привлекательного момента при участии малых предприятий в реструктуризации крупных. Для предприятий малого и среднего бизнеса, которые как никто другой испытывают потребность в приобретении основных фондов, именно лизинг является наиболее защищенным видом кредитования, позволяющим размещать средства на длительный период по рыночным ставкам для кредитора и при этом по доступной цене.
Однако все то, что происходило
с лизингом в России до настоящего
времени, представляется незначительными
затруднениями по сравнению с
возможными проблемами, способными возникнуть
в связи с вводом Налогового кодекса,
где определение «ускоренной
амортизации» полностью отсутствует,
что может затруднить развитие лизинга
в России. Расчеты показывают, что
при применении норм амортизации, заложенных
в Налоговом кодексе, оборудование,
взятое в лизинг, будет амортизироваться
больше 10 лет. А это означает, что
у российских предприятий исчезнет
возможность использования
Заключение
Помимо населения, органы муниципальные управления (и это подтверждается всем мировым опытом) активно взаимодействуют с предпринимательской средой, причем, прежде всего, с представителями малого и среднего бизнеса. Последние испытывают со стороны органов муниципального управления не только известное регулирующее воздействие, но и являются получателями муниципальных услуг – как бесплатных (бюджетных), так и платных. Основные грани этого взаимодействия могут быть сформулированы следующим образом: взимание местных налогов и регулирование их отдельных параметров (предоставление льгот по местным налогам и сборам); выделение земельных участков; выдача различных разрешений, в частности, на прокладку коммуникаций и пр. участие малых предприятий в закупках товаров и услуг для муниципальных нужд, аренда муниципальной собственности малыми предприятиями и пр.
Особой формой названного взаимодействия, которая может охватывать ту или иную часть субъектов малого бизнеса являются меры их прямой поддержки со стороны органов муниципального управления, которые наиболее эффективно реализуемы именно через специальные муниципальные программы. Такие программы сегодня составляют прерогативу лишь наиболее крупных и финансово обеспеченных муниципальных образований, прежде всего, городов – «столиц» субъектов РФ. Однако, если учесть, что применение программного метода характеризуется не масштабностью и стоимостью программ, а целеполаганием и системностью, пусть и ограниченного круга мер поддержки малого бизнеса, можно предположить, что разработка и реализация подобных программ может стать необходимым компонентом стратегии управления территориальным хозяйственным комплексом на уровне таких муниципальных образований, как муниципальные районы и городские округа. Требование подготовки и реализации подобных программ должно быть отражено и в специальной статье федерального закона по местному самоуправлению.
Пока же новое законодательство
по местному самоуправлению противоречиво
трактует вопрос об использовании программно-
Во-первых, она проистекает из п.6
ст.17 131-ого ФЗ, которая связывает
деятельность органов муниципального
управления не только с осуществлением
прямо обозначенных в законе функций
(полномочий) по вопросам местного значения,
но и с принятием и организацией
выполнения планов и программ комплексного
социально-экономического развития муниципального
образования. Между тем, для абсолютного
большинства муниципалитетов
Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития