Малый бизнес и государственная поддержка его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………….3

Глава 1. Место и роль малого бизнеса в современной экономике………..5

Критерии определения малого предприятия в России и за рубежом…..5

Состояние и проблемы малого бизнеса…………………………………….8

Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса…………………...13

Основные направления государственной поддержки………………….…13

Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого бизнеса…….…..17

Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства……………………22

Заключение……………………………………………………………………32

Список литературы…………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик мордвинкина.docx

— 64.62 Кб (Скачать файл)

Практически инфраструктура создает  каналы, по которым государственная  поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации МП. Поскольку инфраструктура выполняет важную социальную функцию, ее создание и развитие должно (хотя бы частично) финансироваться государством. Наряду с этим (и такая практика имеется) для соответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе – субсидирование, гранты, благотворительность и т.д.

В настоящее время не существует общепринятой классификации элементов  инфраструктуры, типичной для регионов. Более того, иногда применяются разнообразные  определения для однотипных структур. Одним из базовых элементов инфраструктуры практически во всех регионах являются Фонды поддержки малого бизнеса, которые оказывают финансовую поддержку эффективным проектам малых предпринимателей (как правило, в виде льготных кредитов). Кроме того, именно за счет средств этих фондов происходит частичное финансирование донасыщения инфраструктуры регионов или муниципальных образований отдельными элементами.

Задачей регулирования деятельности базовых элементов инфраструктуры является концентрация на ключевых проблемах  поддержки малого бизнеса. В ближайшей перспективе это:

– актуальность информации, включая  вопросы передачи технологии, наличия  свободных производственных мощностей, рынков ресурсов и готовой продукции;

– маркетинг, продвижение продукции  и услуг на городской, региональные и внешние рынки, проведение выставок, рекламных кампаний, обучение, консалтинг.

В России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения и даже создается новая предпринимательская партия, а бюджетная поддержка малого бизнеса постоянно сокращается.

В этих условиях возрастает актуальность малобюджетных форм поддержки малых  предприятий, их самоорганизации, развития общественных организаций и объединений. Достаточно прочное и заметное место  среди негосударственных структур поддержки малого бизнеса занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная в 1991 г. как общественное объединение предприятий и предпринимателей, представляющее интересы всех отраслей экономики, в т.ч. и МП.

Что касается других форм общественных организаций федерального, регионального  и местного уровней, то в них участвует  незначительная часть субъектов  МП. При создании и обеспечении  деятельности специальных объединений  и союзов малого бизнеса возникает много проблем, прежде всего финансового характера. Объединения малых предпринимателей функционируют на основе различных организационно-правовых форм. Часть из них является общественными структурами, другие – коммерческими структурами (хозяйствующими субъектами). Число членов таких организаций часто незначительно, они не имеют организационного опыта и финансовых средств, чтобы направлять свою деятельность на защиту интересов МП. Кроме того, общественные объединения МП плохо взаимодействуют друг с другом. Для консолидации предпринимательских объединений, концентрации их усилий на решении неотложных проблем, обеспечения нормального правового климата возникла идея создания Объединения предпринимательских союзов России (ОПОРы).

Практическая деятельность общественных объединений малого бизнеса в значительной степени должна быть направлена на лоббирование. Система влияния на государственную политику получила распространение во всем мире. Для придания этим формам лоббирования правовых основ следует ускорить принятие законодательного акта «О лоббировании», как это практикуется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Как показал опыт более чем десятилетнего  развития предпринимательства в  России, недостаточная эффективность  различных форм государственной  поддержки во многом вызвана слабой подготовленностью этого сектора  экономики к ее восприятию. В перспективе  государство, как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать  свои риски. Для этого следует  упорядочить, координировать, контролировать, прежде всего, финансовые средства, направляемые в малый бизнес через различные  структуры.

В условиях переходной экономики чрезвычайно  велика роль государства в создании финансовых, страховых и правовых условий для развития малого и  среднего бизнеса. Среди множества факторов определяющих темпы развития малого бизнеса обозначим некоторые.

Необходима отработка системы  институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого бизнеса. Механизмы финансовой поддержки малого бизнеса по мере развития этого сектора экономики претерпели определенную трансформацию.

В последние годы происходило постепенное  сокращение и сведение практически на нет ассигнований на финансирование Федеральной программы государственной поддержки МП. Средства, предназначенные на данные цели на 2005 г., оказались внутри статей бюджета. Изъятие их непосредственно на поддержку малого бизнеса сопряжено с определенными трудностями. За это время во многих регионах сформировалась достаточно четкая политика администраций и законодательных собраний в части финансовой поддержки данного сектора региональной и местной экономики, которая предусматривается отдельной строкой в бюджете. Однако без необходимого внимания государственной власти к финансированию МП энтузиазм регионов может тоже зачахнуть.

Для повышения доступности банковских услуг для МП необходима отработка  ряда механизмов и рычагов, повышающих заинтересованность банков в работе с такими клиентами. Предстоит реализовать  на практике декларируемые намерения  об установлении различных льгот  тем банкам, которые кредитуют малый бизнес, в том числе за долгосрочное кредитование (на период свыше 3 лет). Кроме того, необходимы гибкие формы страхования кредитных рисков банков, а также расширение форм залога для получения кредита.

Для отдельно взятой малой формы  страховые услуги практически недоступны из-за их высокой стоимости. Неразвитость системы страхования в сфере  МП приводит к ненадежности хозяйственных  связей и увеличению числа банкротств.

Отсутствие необходимой страховой  защиты у малого бизнеса «отпугивает» потенциальных кредиторов, инвесторов в данную сферу. Если крупному предприятию  с устоявшейся репутацией удается  найти поддержку со стороны банков или других инвесторов, то в отношении  малого, особенно начинающего предприятия, обычные условия займов неприемлемы. От него требуются гарантии, в том  числе в форме страхования. Эффективность  использования механизма страховой  защиты является, таким образом, условием стабильного функционирования мелких фирм.

Специалисты выделяют два наиболее важных с экономической точки  зрения вида страховых услуг, обеспечивающих финансовую защищенность МП:

– страхование имущества, используемого  в производственном процессе, как  собственного, так и арендованного;

– страхование различных видов  гражданской собственности.

Это минимум страховых услуг, без  которых малые предприятия не могут рассматриваться как финансово  защищенные. Понятно, что каждая категория  малого бизнеса должна иметь возможность  выбрать тот объем и набор  видов страховой защиты, который  ему может быть полезен и доступен с финансовой точки зрения.

В последнее время и федеральное, и региональные правительства уделяют  заметное внимание проблемам развития страхования малого бизнеса. С этой целью в регионах, в некоторых  муниципалитетах создаются Гарантийные  фонды, которые являются основой развития страхования малых предприятий. Развитие таких прогрессивных финансово-кредитных технологий, как страхование, гарантии, залоги, которые позволяли бы привлекать заемные средства и не разорять при этом малые предприятия, требует участия государства. Необходимо создать нормативно-правовую основу для регламентации прохождения по всем уровням бюджетной системы средств по долевому финансированию, кредитов, инвестиций малого бизнеса и инфраструктурных проектов его поддержки на территориях.

Большое значение для развития МП имеет и лизинг. У лизинга большие  перспективы и при организации  малых предприятий на базе активов  крупных производств, так как  отпадает необходимость в значительных разовых инвестициях. Кроме того, при лизинге часто используется товарная форма арендных платежей вместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании). Эти обстоятельства чаще всего и выступают в качестве наиболее привлекательного момента  при участии малых предприятий  в реструктуризации крупных. Для  предприятий малого и среднего бизнеса, которые как никто другой испытывают потребность в приобретении основных фондов, именно лизинг является наиболее защищенным видом кредитования, позволяющим  размещать средства на длительный период по рыночным ставкам для кредитора  и при этом по доступной цене.

Однако все то, что происходило  с лизингом в России до настоящего времени, представляется незначительными  затруднениями по сравнению с  возможными проблемами, способными возникнуть в связи с вводом Налогового кодекса, где определение «ускоренной  амортизации» полностью отсутствует, что может затруднить развитие лизинга  в России. Расчеты показывают, что  при применении норм амортизации, заложенных в Налоговом кодексе, оборудование, взятое в лизинг, будет амортизироваться больше 10 лет. А это означает, что  у российских предприятий исчезнет возможность использования лизинга  как эффективного способа приобретения основных средств, которые помогают встать на ноги малым предприятиям, модернизировать производство, развивать выпуск конкурентоспособной продукции и, как следствие, помогают увеличивать налоговые поступления в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Помимо населения, органы муниципальные  управления (и это подтверждается всем мировым опытом) активно взаимодействуют  с предпринимательской средой, причем, прежде всего, с представителями  малого и среднего бизнеса. Последние испытывают со стороны органов муниципального управления не только известное регулирующее воздействие, но и являются получателями муниципальных услуг – как бесплатных (бюджетных), так и платных. Основные грани этого взаимодействия могут быть сформулированы следующим образом: взимание местных налогов и регулирование их отдельных параметров (предоставление льгот по местным налогам и сборам); выделение земельных участков; выдача различных разрешений, в частности, на прокладку коммуникаций и пр. участие малых предприятий в закупках товаров и услуг для муниципальных нужд, аренда муниципальной собственности малыми предприятиями и пр.

Особой формой названного взаимодействия, которая может охватывать ту или  иную часть субъектов малого бизнеса являются меры их прямой поддержки со стороны органов муниципального управления, которые наиболее эффективно реализуемы именно через специальные муниципальные программы. Такие программы сегодня составляют прерогативу лишь наиболее крупных и финансово обеспеченных муниципальных образований, прежде всего, городов – «столиц» субъектов РФ. Однако, если учесть, что применение программного метода характеризуется не масштабностью и стоимостью программ, а целеполаганием и системностью, пусть и ограниченного круга мер поддержки малого бизнеса, можно предположить, что разработка и реализация подобных программ может стать необходимым компонентом стратегии управления территориальным хозяйственным комплексом на уровне таких муниципальных образований, как муниципальные районы и городские округа. Требование подготовки и реализации подобных программ должно быть отражено и в специальной статье федерального закона по местному самоуправлению.

Пока же новое законодательство по местному самоуправлению противоречиво  трактует вопрос об использовании программно-целевого метода управления на муниципальном  уровне. Среди «Вопросов местного значения» (ст. ст. 14, 15, 16 131-ого ФЗ) обязанность  органов местного самоуправления реализовывать  программы социально-экономического развития данного муниципалитета (как  комплексные, так и целевые в  отношении, например, развития и поддержки  малого бизнеса) не рассматривается. Однако есть два обстоятельства, дающие основания  полагать, что такая работа все  же необходима.

Во-первых, она проистекает из п.6 ст.17 131-ого ФЗ, которая связывает  деятельность органов муниципального управления не только с осуществлением прямо обозначенных в законе функций (полномочий) по вопросам местного значения, но и с принятием и организацией выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Между тем, для абсолютного  большинства муниципалитетов России их программы социально-экономического развития в значительной, если не в решающей мере формируются именно как программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Вне системы мер по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса программы развития большинства муниципалитетов России экономически и социально несостоятельны. Именно исходя из этого, в новом 209-м ФЗ конкретно закреплены полномочия органов муниципального управления по развитию малого и среднего бизнеса, а также требованиям к тем программам, которые должны обеспечивать полную и эффективную реализацию названного круга полномочий муниципалитетов.

Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития