Малый бизнес и государственная поддержка его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………….3

Глава 1. Место и роль малого бизнеса в современной экономике………..5

Критерии определения малого предприятия в России и за рубежом…..5

Состояние и проблемы малого бизнеса…………………………………….8

Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса…………………...13

Основные направления государственной поддержки………………….…13

Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого бизнеса…….…..17

Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства……………………22

Заключение……………………………………………………………………32

Список литературы…………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик мордвинкина.docx

— 64.62 Кб (Скачать файл)

Малый бизнес в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего бизнеса, по дерегулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Кроме юридических лиц, предпринимательской  деятельностью занимаются также  предприниматели без образования  юридического лица, которые на практике мало, чем отличаются от собственно предприятий и могут иметь  несколько десятков сотрудников, значительный объем деятельности и т.д. Никакой  сколько-нибудь достоверной статистики по таким индивидуальным предпринимателям на сегодняшний день нет. Достаточно сказать, что Госкомстат располагает  данными примерно об одном миллионе предпринимателей, в то время, как Министерство по налогам и сборам – о 3,5 миллионах.

В то же время по различным оценкам  примерно половина малых предприятий  – “мертвые” и не ведут никакой  деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и  фактически не существуют, не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Это связано  с одной стороны с тем, что  ликвидация предприятия является достаточно трудным делом. С другой стороны, отсутствие эффективного контроля за добросовестностью ведения бизнеса позволяет создавать фирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости.

Понятие среднее предприятие не существует в российском законодательстве. Никакие данные об этой группе предприятий  не рассчитываются и не публикуются. Они могут быть получены только путем  специальных расчетов на основе баз  данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах Российской Федерации. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человек  персонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% от общего числа крупных и средних  предприятий. Поэтому в ряде случаев  совокупные данные о крупных и  средних предприятиях достаточно точно  характеризуют группу средних предприятий.

Развитие малого и среднего бизнеса в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве. Подавляющее большинство малых и средних предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост. Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции чрезвычайно мала.

Несмотря на наметившуюся в последние  годы тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых  предприятиях, их вклад в валовой  внутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малых  предприятий также находится  на низком уровне. Доля малых предприятий  в суммарном объеме инвестиций в  основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного  потенциала.

Основная часть трудностей и  препятствий на пути становления  и развития российского малого бизнеса лежит за рамками самой сферы малого бизнеса. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:

  1. несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства, затруднение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и местному заказу;
  2. отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов для инвестирования малых предприятий;
  3. несовершенство системы налогообложения;
  4. проблемы материально-ресурсного обеспечения малого бизнеса;
  5. трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей;
  6. неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
  7. проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого бизнеса;
  8. несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства

 

2.1. Основные направления государственной поддержки

 

За последнее десятилетие в  России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной  поддержки малого бизнеса. Учитывая современные условия и проблемы развития малого бизнеса, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого бизнеса становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого бизнеса в Российской Федерации.3

Систему государственной поддержки  малого бизнеса в настоящее время составляют:

  • государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого бизнеса;
  • государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого бизнеса, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого бизнеса и управление инфраструктурой его поддержки;
  • государственная инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого бизнеса.

Рассмотрим  некоторые из них:

  1. Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого бизнеса.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого бизнеса. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный аппарат системы  поддержки малого бизнеса включает государственные структуры, ответственные за развитие малого бизнеса на федеральном уровне, в число которых входят:

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной  инфраструктуры поддержки малого бизнес является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого бизнеса. Сам Федеральный фонд поддержки малого бизнеса это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого бизнеса.

Региональные фонды учреждены  правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной  администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных  фондов определяется, в основном, тремя  факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого бизнеса (программами поддержки малого бизнеса) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

Возможно несколько организационных  форм предпринимательства в зависимости  от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при  учебных центрах службы занятости  являются одним из каналов, содействующих  предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости  могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно  с районными центрами может оказывать  финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем  такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив  людей, которые решили создать такую  мастерскую. Парикмахерская, вязальная  мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы –  вот лишь несколько возможных  сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным  специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь:

Например, чтобы арендовать помещения  или найти сотрудников для  своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о  тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной  специальности. Возможно создание биржи  надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего  надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.

В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной  помощи, помощь в размещении рекламы  продукции или услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь. Человек, ставший  членом фонда, должен быть уверен, что  он является гарантией обеспечения  надежности заключаемых договоров  с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация  выставок-продаж продукции, создание магазина.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого бизнеса

 

В современной экономической литературе под программно-целевой деятельностью (управлением) понимается система подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Программа в самом общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных  общностью решаемой проблемы, а также  информации об этих действиях. Синтез понятий «программа» и «цель» образует категории «программно-целевая деятельность, «программно-целевые методы», «программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание терминов «программность» и «целенаправленность» позволяет выделить круг программных действий, обладающих направленностью, в совокупность целеориентированных мер. Такие меры образуют целенаправленный программно-целевой комплекс, в котором цель деятельности выходит на первый план, становится, с одной стороны, главным ориентиром, а с другой - связующим звеном всей системы действий.

Программно-целевое управление представляет систему намечаемых, подлежащих осуществлению  мер (действий), проведение которых  призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Определенная подобным образом программно-целевая  деятельность имеет самые разные формы, получившие название «программно-целевое  планирование», «программно-целевое  управление», «социально-экономическое  программирование». Все формы, виды деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию  на программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую программно-целевым  подходом, или программно-целевым  методом. Такая методология наиболее характерна для процессов выработки  и реализации управленческих решений, связанных с задачами, не находящими решений в экономике как управляемой системе.

Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития