Малый бизнес и государственная поддержка его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………….3

Глава 1. Место и роль малого бизнеса в современной экономике………..5

Критерии определения малого предприятия в России и за рубежом…..5

Состояние и проблемы малого бизнеса…………………………………….8

Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса…………………...13

Основные направления государственной поддержки………………….…13

Использование программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого бизнеса…….…..17

Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства……………………22

Заключение……………………………………………………………………32

Список литературы…………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик мордвинкина.docx

— 64.62 Кб (Скачать файл)

Программно-целевое управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.

Целевая программа по своей сущности должна являться адресным документом, в котором должны быть сбалансированы используемые ресурсы, по исполнителям и срокам завершения. Таким образом, в целевой программе интегрируется  полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение  одной или нескольких народнохозяйственных задач.

На региональном уровне программно-целевой  подход в управлении применяется  хотя и в русле его общей  методологии, но имеет свои специфические  черты. Помимо характерной для региональных программ максимальной нацеленности на решение социальных проблем территории, им в еще большей степени, чем  федеральным программам, свойственен  поиск возможностей расширения горизонта  программ, использование современных  методов бюджетирования, использование механизмов государственно-частного партнерства в подготовке и реализации программ. Региональные программы в принципе не могут быть эффективны без увязки с программами развития муниципальных образований, с одной стороны, и соответствующими федеральными программами - с другой.

Уже в настоящее время подобные программы обеспечивают активное воздействие  на всю предпринимательскую среду  посредством целевых установок  и взаимосвязанного использования  различных экономических, правовых и иных механизмов. Это позволяет  органам государственного управления сосредоточить усилия на достижении приоритетных целей хозяйственного и социального развития региона  и сформировать в рамках его хозяйственного комплекса адекватную современной  экономике систему институтов рынка, предпринимательства и государственного регулирования. Этот метод позволяет достичь максимальной эффективности привлекаемых ресурсов, гибко учитывать специфику переходных процессов и одновременно - хозяйственные и социальные особенности, а также потенциальные источники развития отдельных типов регионов России. Одним из секторов экономики регионов, регулирование которого на протяжении более чем десяти лет реформ осуществляется на основе комплексных целевых программ, является малый бизнес.

Региональные программы поддержки  малого бизнеса, несмотря на наличие  серьезных финансовых, организационных  и правовых проблем, реализуются  в настоящее время почти во всех субъектах РФ и разрабатываются  на достаточно длительную перспективу. Есть основания полагать, что в  ближайшее время эти программы  сохранят и усилят свои позиции в  экономической политике регионов по отношению к малому бизнесу. Вместе с тем, пока действующие региональные программы поддержки малого бизнеса  не обеспечивают ощутимых результатов  для его развития и реального  позитивного влияния на экономику  субъектов РФ в целом. В этих условиях крайне важно уточнить правовой статус этих программ (региональные законы о  государственных целевых программах); сформулировать единые требования к  их разработке, обеспечить взаимосвязь  с общей программой (стратегией) социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочную перспективу.

Необходимо дальнейшее совершенствование  методологии разработки названных  программ с целью осуществления  их не как символических и достаточно обособленных от общей экономической  стратегии региона мероприятий, а как программ, «весовых» по формулируемым  целям и задачам, разносторонних по содержанию, а также достаточно результативных по своим важнейшим  экономическим и социальным показателям. Первоочередной задачей является переход  от программ поддержки малого бизнеса  к программам его устойчивого, долговременного  развития. Механизмы таких «программ  развития» должны быть интегрированы  в систему управления региональным народнохозяйственным комплексом и подчинены его приоритетам. В первую очередь, это должно реализовываться через взаимное согласование программ и иных мер, ориентированных на поддержку малого бизнеса, с общей стратегией и конкретной программой социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу. Региональная целевая программа поддержки малого бизнеса должна представлять собой разносторонне мотивированный и четко целеориентированный комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсному обеспечению, по исполнителям и срокам, обеспечивающим эффективное использование потенциала малого бизнеса в решении проблем социально-экономического развития субъекта РФ.

В этой связи построение эффективно действующей системы государственной  поддержки малого бизнеса и реализация ее задач методами программно-целевого управления невозможно вне четко представления о воспроизводственных функциях малого бизнеса (экономических, социальных. фискальных и пр.) и их особенностях в рамках экономики конкретного региона и конкретного этапа ее развития. Таким образом, при разработке рассматриваемых региональных программ важно отталкиваться от воспроизводственных функций малого бизнеса (формирование рабочих мест и доходов; насыщение и демонополизация рынков; пополнение бюджетов всех уровней; утверждение среднего класса и пр.), характеризующих его наиболее значимые функции в экономике данного субъекта РФ и, следовательно, специфику целей и задач политики его поддержки на региональном уровне.

Важнейшим принципом программного метода управления выступает и его  целевой характер, т.е. вменение программным  мерам системы эшелонированных  во времени целей, объективно отражающих как реально имеющуюся картину  экономики региона и сферы  малого бизнеса (на момент подготовки программы), так и приоритеты их развития на весь срок действия программного документа. Применительно к разработке целевых программ поддержки малого бизнеса программно-целевой подход предполагает непосредственную ориентированность мер государственного регулирования на некий конечный результат, имеющий конкретные количественные и качественные параметры. Однако в действующих региональных программах применение целевого метода формализовано; практически не встречаются попытки зафиксировать целевые установки данных программ по количественным и качественным параметрам развития сферы малого предпринимательства исходя не вообще, а именно исходя из общего анализа социально-экономического положения региона и его долговременных изменений.

Эффективное использование программно-целевого метода управления, в том числе, для  решения задач развития и государственной  поддержки малого бизнеса, возможно только на основе устойчивости его ресурсного обеспечения. В современной экономике ограничителями развития сферы малого бизнеса выступают многие виды ресурсов, в том числе, финансовые кадровые, информационные и пр. Содействие в восполнении этих ресурсов и выступает одной из целей всей поддержки малого бизнеса и требует привлечения значительных средств, которые не всегда имеются в наличии на субфедеральном уровне управления. Недостаточность финансирования программ определяется, прежде всего, общей нехваткой средств в бюджетах субъектов РФ, неустойчивостью их доходной базы из-за зависимости от изменений в системе межбюджетного регулирования. Кроме того, постоянно давало о себе знать несовпадение временного горизонта программ (как правило, не менее 2-3 лет) и действовавших горизонтов бюджетного планирования (1 год).5

 

 

 

    1. Основные направления  совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса

 

Наряду с такими основными ресурсами  возможного роста экономики, как  сокращение доли малоэффективной государственной  собственности (она все еще превышает 50%), иностранные инвестиции, в качестве главного резерва называется стимулирование среднего и малого бизнеса.

Десятилетия развития рыночных реформ в России не сопровождалось широкомасштабным развитием малого бизнеса. В результате малые и средние предприятия  не занимают того места в экономике, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких  предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины валового внутреннего продукта. Россия значительно  отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого бизнеса в ВВП России не более 10–11%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%.

По данным проведенного в 2010 г. Госкомстатом РФ сплошного обследования МП, выявлено 800 тысяч активно действующих малых предприятий. Еще более 200 тысяч таких предприятий ликвидировано или находилось в стадии ликвидации.

В процессе обследования выяснилось, что обновление фондов в этом секторе  идет значительно быстрее, чем в  целом по экономике, при этом выше и само качество инвестиций. Так, коэффициент  обновления основных фондов на МП составляет 20% (на крупных и средних – 5%). Это означает, что фонды в первом случае полностью меняются в течение пяти лет, а во втором – только в течение 20 лет. Кроме того, коэффициент выбытия в малом бизнесе равен 8% против 1% в экономике в целом.

Структура МП половина малых предприятий находятся в сфере торговли: они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной. В строительстве сосредоточено 14% малых предприятий, которые обеспечивают 28% подрядных работ в стране. В промышленности малые предприятия занимают 14%, они развиваются наиболее интенсивно в легкой, пищевой промышленности, в производстве стройматериалов. Способность малого бизнеса быстро занимать возникающие «ниши» в экономике проявилась в связи с изменениями в таможенной политике, позволившими малым предприятиям наладить производство и выйти на рынок с изделиями бытовой техники и радиоаппаратуры.

Вместе с тем выяснилось, что  активность малых предприятий по сравнению с крупными и даже средними все еще низка. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет всего около 3%.

Кроме того, несмотря на рост производства и услуг на малых предприятиях, который носит преимущественно интенсивный характер (он происходит в условиях сокращения количества действующих, незначительного увеличения занятых), их вклад в валовой внутренний продукт России не соответствует имеющимся возможностям. Все это позволяет утверждать о достаточно высоком потенциале малого бизнеса, не говоря уже об уклоняющемся от официального обследования теневом предпринимательстве. По свидетельству специалистов, официальных органов, в частности МАПа, выявленная общая тенденция к росту малого бизнеса не является результатом его последовательной государственной поддержки. Предпосылками такого роста явился так называемый компенсационный эффект событий 1998 года и сложившаяся в последние годы благоприятная экономическая ситуация.

Опыт экономически развитых стран  свидетельствует о том, что при  определенных усилиях государства  малые предприятия могут играть более заметную роль в развитии страны.

Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания высоких темпов развития экономики страны необходима активность малых и средних предприятий.

Правительство в этих условиях инициировало пересмотр политики в данной сфере  с тем, чтобы особо важные инструменты, применяемые для поддержки малых и средних предприятий соответствовали изменениям, происходящим вокруг них.

Основными целями новой концепции  являются:

– поддержка самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства  и освоения новых видов продукции;

– создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;

– создание необходимой системы  безопасности.

Первая цель состоит в поддержке  позитивного роста активно добивающихся своих задач малых и средних  предприятий и их самостоятельных  усилий в хозяйственной деятельности и освоении новых видов продукции. Вторая цель состоит в облегчении доступа к ресурсам управления, таких, как капитал, людские ресурсы, технология, информация и прочие, а также в  обеспечении честных условий  конкуренции путем устранения несовершенства функции рынка. Третья цель состоит  в смягчении воздействия, вызванного резким изменением окружающих условий, и в помощи малым и средним  предприятиям адекватно реагировать  на возникающие отклонения, и в  то же самое время создать систему, которая предоставляет поддержку  предприятиям, потерпевшим неудачу, а также возможности заново испытать судьбу на рынке.

Меры государственной поддержки, разрабатываемые с учетом выдвинутых на предстоящий период целей, предполагается дифференцировать для средних, малых, мельчайших предприятий; особо выделяются венчурные предприятия всех размеров.

Для начинающих новое дело венчурных  компаний предусмотрена многосторонняя поддержка, включающая смягчение условий  кредитования, необходимого для начала дел, обеспечение гибкими управленческими  ресурсами, такими как кадры, технологии. Для уже существующих малых и средних предприятий будут внедряться такие меры поддержки по обеспечению управленческих ресурсов как оборудование и инженерно-технические средства, технология и людские ресурсы, будут также реализованы мероприятия в целях оптимизации перехода, направленного на укрепление управленческой базы.

В России до последнего времени не удалось встроить меры поддержки  малого бизнеса в общую политику реформирования экономики.

В России малые предприятия явились  своеобразным локомотивом реформ только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, когда они явились своего рода полигоном апробации негосударственных  форм хозяйствования. Позднее отсутствие четко обозначенных приоритетов  экономического развития экономики  в целом позволило (хотелось бы предположить только эту причину) выработать стратегии  встраивания малого бизнеса, переориентацию народного хозяйства на рыночное развитие.

Динамичное развитие малого бизнеса и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависит от наличия необходимых институциональных основ.

К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки  малого и среднего бизнеса, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 96 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Наиболее полно они представлены в Москве, которая является своего рода полигоном отработки управленческих и организационных решений в отношении МП.

Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития