Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:56, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование структуры финансово-кредитной системы Российской Федерации и анализ места в ней государственных и муниципальных финансов.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- раскрыть экономическую сущность финансов и выявить основные элементы, формирующие финансовую систему государства;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. ДИНАМИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
СОДЕРЖАНИЕ
Рыночная экономика, при всем разнообразии
ее моделей, известных мировой практике,
характеризуется тем, что представляет
собой социально
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании экономики и необходимой предпосылкой ее роста и стабильности. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Только после того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала.
От эффективности работы и надежности финансовой системы в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижении инфляции и росте финансовой стабилизации. Не случайно процесс экономических преобразований во всех странах с трансформационной экономикой, каковой, безусловно, является и Российская Федерация, начинается именно с финансовой системы.
Между тем специалистами неоднократно отмечалась неэффективность российской финансовой системы, которая проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения – полноценным финансированием, причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета, в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
Целью настоящей работы является исследование структуры финансово-кредитной системы Российской Федерации и анализ места в ней государственных и муниципальных финансов.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- раскрыть экономическую
- охарактеризовать особенности формирования финансовой системы Российской Федерации и провести анализ ее важнейших показателей;
- исследовать основные проблемы
и перспективы формирования
Объектом исследования является финансово-кредитная система России.
Предмет исследования – место государственных и муниципальных финансов в финансово-кредитной системе РФ.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных экономистов, материалы периодической печати, статистические данные.
При проведении исследования использовались методы финансового, статистического и системного анализа.
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. [17] Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. По сути, финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. [15]
Под финансовой системой понимают также а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. [19]
В менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать диспропорцию развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. [16]
Под финансовой системой рассматривается совокупность финансовых отношений как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. [18]
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов – соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. [10]
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Каждое звено, в свою очередь, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный). [18]
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей. [5]
Внебюджетные фонды
управляются непосредственно
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны и образуют в совокупности единую финансовую систему, в которой выделяют централизованные (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование) и децентрализованные (финансы коммерческих, некоммерческих предприятий, общественных объединений) финансы. По сути, финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема финансовой системы государства
Рассмотрим звенья финансовой системы более подробно.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. [7]
Главным звеном финансовой системы
государства является государственный
бюджет, который представляет собой
форму образования и
Через
госбюджет государство
Роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту. [5]
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. [6]
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Информация о работе Место государственных и муниципальных финансов в финансово-кредитной системе РФ