Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:56, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование структуры финансово-кредитной системы Российской Федерации и анализ места в ней государственных и муниципальных финансов.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- раскрыть экономическую сущность финансов и выявить основные элементы, формирующие финансовую систему государства;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. ДИНАМИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности. [9]
Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. [12]
Среди звеньев финансово-кредитной
системы особое место занимает фондовый
рынок. Его можно выделить в отдельное
звено, так как фондовый рынок
представляет собой особый вид финансовых
отношений, возникающих в результате
купли-продажи специфических
Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.
Наконец, финансы хозяйствующих
субъектов, которые являются основой
единой финансовой системы страны,
обслуживают процесс создания и
распределения общественного
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы – на финансах предприятий, поскольку последние непосредственно участвуют в процессе материального производства, т.е. в создании ВВП. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. [13]
Специфичность финансовой системы СССР являлась одним из основных факторов неудач Российской Федерации при формировании рыночной экономики. Основными чертами этой системы были следующие.
Во-первых, государство единолично не только распределяло и перераспределяло ВВП и национальный доход, но и формировало их физический и стоимостной объем. Оно объединяло процессы производства и распределения, используя централизованное государственное планирование экономического и социального развития.
Во-вторых, ценообразование зависело от следующих форм накоплений социалистического хозяйства:
1) налог с оборота – как главная форма межотраслевого, внутриотраслевого и межрегионального перераспределения национального дохода;
2) распределение прибыли
3) начисления на заработную плату по социальному страхованию формировали централизованный фонд - бюджет государственного социального страхования, который включался в бюджет страны и отражался в его доходах и расходах. [11]
Эти формы денежных накоплений формировали основную часть доходов государственного бюджета.
В-третьих, государство определяло
систему и нормы оплаты труда.
Это позволяло ему внести некоторые
изменения в схему
В-четвертых, в расходах на народное хозяйство значительную долю составляли дотации сельскому хозяйству, транспорту и планово-убыточным предприятиям. Такая система финансирования из бюджета обеспечивала населению низкие цены на продукты питания, первой необходимости и детские товары, низкие цены на транспортные перевозки, низкие цены на коммунально-бытовые услуги.
В-пятых, через финансирование из государственного бюджета системы просвещения, здравоохранения, культуры, санаторно-курортного комплекса обеспечивались для населения бесплатные или лишь частично оплачиваемые услуги учреждений этой сферы.
В результате такой схемы перераспределения национального дохода через государственный бюджет населению как бы возмещалась неоплаченная часть труда. В статистических показателях выделялись два показателя: средняя заработная плата и реальный доход, то есть доходы населения с учетом доходов, приходящихся на душу населения из общественных фондов потребления.
Все вышесказанное подвело к необходимости реформирования финансовой системы СССР.
Становление новой финансово-кредитной системы началось в 1992 году. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.
В системе общегосударственных финансов при переходе к рыночным отношениям произошли следующие изменения. При планово-директивной экономике на государственном уровне формировались три фонда: государственный бюджет, фонд государственного имущественного и личного страхования и фонд государственного социального страхования. Все они имели фиктивную обособленность, на практике средства переливались из одного фонда в другой по решению правительства. В ходе реформирования кроме бюджета стали формироваться пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонды развития НИОКР и др. Каждый фонд имел специфические задачи и соответствующую организацию финансовых отношений. Бюджет, хотя и сохранял свою главенствующую роль, но уже не являл таким всеобъемлющим, как ранее, когда через бюджет государство централизовало свыше 50 % национального дохода. Это привело к распылению финансовых ресурсов, сокращению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.
Принципы устройства новой бюджетной системы утверждали самостоятельность, единство каждого звена бюджетной системы, но принципы распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы не обеспечивали реализацию принципов, декларируемых законом о бюджетном устройстве. В результате обострялись проблемы бюджетного федерализма. Путем к их решению было законодательное перераспределение функций каждого уровня государственной власти, изменение структуры распределения налогов между тремя уровнями бюджетной системы и совершенствование механизма бюджетного регулирования.
Названные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. Финансовые отношения по поводу формирования бюджета оказались такими же сложными, противоречивыми, во многом не отвечающими интересам хозяйствующих субъектов, как и в период становления социалистических финансов. К тому же отрасли экономики и бюджетная сфера лишились прежней финансовой поддержки государства. К концу 1998 года в России была сформирована только инфраструктура финансовой системы государства с рыночной экономикой. Теперь ее нужно было наполнить соответствующим содержанием. Однако этому мешали постоянные финансовые кризисы, сотрясающие экономику и не дающие ей подняться.
К концу ХХ века в развитии бюджетной системы Российской Федерации проявилась тенденция к достижению большей автономности, бездефицитности бюджетов различных уровней и относительному уменьшению встречных финансовых потоков (таблица 1.) [14].
Таблица 1. Динамика федерального бюджета Российской Федерации (млрд. руб.) за 2007 – 2011 гг.
Период |
Доходы |
Расходы |
Сальдо баланса: дефицит (-)/профицит (+) | |
всего |
в том числе налоговые |
всего | ||
2007 |
7781,1 |
4194 |
5986,6 |
1794,5 |
2008 |
9275,9 |
4693,6 |
7570,9 |
1705 |
2009 |
7337,8 |
3661,6 |
9660,1 |
-2322,3 |
2010 |
8305,4 |
4053 |
10117,4 |
-1812 |
2011 |
11366 |
5580,7 |
10935 |
431 |
В настоящее время ученые не пришли к единому мнению о составе финансовой системы Российской Федерации. Расхождения во мнениях заключаются в основном в том, выделять ли систему страхования в отдельное звено финансовой системы или же оно входит в общегосударственные финансы, или финансы предприятий и учреждений различных форм собственности. Это связано с тем, что до недавнего времени государство обладало монополией на страхование, а также с тем, что страхование носит замкнутый характер и выражает особые экономические отношения, отличные от кредитных и бюджетных. Тем не менее, взаимосвязь государственных и муниципальных финансов в структуре финансово-кредитной системы Российской Федерации представлена на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь государственных и муниципальных финансов в структуре финансово-кредитной системы Российской Федерации
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и финансы предприятий. Главное звено финансовой системы – государственный бюджет. Составляя значительную часть государственных финансов, он играет важнейшую роль в осуществлении государственной экономической политики.
Проанализируем основные показатели, характеризующие состояние финансово-кредитной системы Российской Федерации.
Динамика доходов консолидированного бюджета в 2005 -2011 годах представлена на диаграмме 1. С 2005 по 2008 года доходы неизменно растут с 8579,9 млрд. руб. до 16169,1 млрд. руб. (за четыре года доходы выросли в два раза). В 2009 году величина доходов уменьшается до 13599,7 млрд.руб., в 2010 году они увеличиваются до 15715, млрд. руб., но уровня 2008 года так и не достигают. В первую очередь это связано с мировым финансовым кризисом, который начался в конце 2008 года. Разгар кризиса пришелся на 2009 год, это и объясняет резкое уменьшение доходов консолидированного бюджета. Лишь в 2011 году доходы выросли до 20853,7 млрд. руб. и превысили докризисный уровень.
Диаграмма 1. Динамика доходов консолидированного бюджета РФ в 2005 - 2011 годах
Динамика расходов консолидированного бюджета в 2005 - 2011 годах отражена на диаграмма 2. Соотношение расходов и доходов на протяжении последних лет изменялось следующим образом: в 2005 году доля расходов составляла 79,5%, до 2009 года эта доля не превышала 100%. В 2009 – 2010 годах эта доля равнялась 118% и 110% соответственно (бюджет становится дефицитным). Это опять же связано с кризисными явлениями в экономике. В 2011 году бюджет вновь становится профицитным, и доля расходов уменьшается до 95,9 %.
Диаграмма 2. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ в 2005 – 2011 гг.
Соответствующим образом изменялся и профицит консолидированного бюджета (диаграмма 3). В 2009 и 2010 годах профицит превращается в дефицит, который корректируется в положительную величину только в 2011 году.
Диаграмма 3. Динамика профицита консолидированного бюджета РФ в 2005 – 2011 гг.
Аналогичные тенденции отмечаются и в формировании федерального бюджета РФ. Доля налоговых доходов в общей структуре доходов сокращается с 2007 по 2010 года, с 53,9% в 2007 до 48,8 % в 2010. В 2011 году доля налоговых доходов увеличивается до 49,1%. (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Динамика доходов федерального бюджета РФ в 2007 – 2011 гг.
Динамика расходов федерального бюджета в 2007 -2011 годах отражена на диаграмме 5. Из рисунка видно, что их доля по отношению к доходам изменяется аналогично изменениям в консолидированном бюджете.
Информация о работе Место государственных и муниципальных финансов в финансово-кредитной системе РФ