Место государственных и муниципальных финансов в финансово-кредитной системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование структуры финансово-кредитной системы Российской Федерации и анализ места в ней государственных и муниципальных финансов.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- раскрыть экономическую сущность финансов и выявить основные элементы, формирующие финансовую систему государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. ДИНАМИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Контр работа В №1.doc

— 622.50 Кб (Скачать файл)

Кредит  представляет собой систему денежных отношений, посредством которых  осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности. [9]

Фонды имущественного и личного  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствует их предупреждению. [12]

Среди звеньев финансово-кредитной  системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное  звено, так как фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг. [8]

Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания  капитала в отрасли с высоким  уровнем дохода. Фондовый рынок, как  и кредитное звено, служит для  мобилизации и эффективного использования  временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Наконец, финансы хозяйствующих  субъектов, которые являются основой  единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и  распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. [9] От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Несмотря на разграничение сферы  деятельности и применение особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы – на финансах предприятий, поскольку последние непосредственно участвуют в процессе материального производства, т.е. в создании ВВП. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. [13]

1.3. Эволюция российской финансово-кредитной системы

 

Специфичность финансовой системы  СССР являлась одним из основных факторов неудач Российской Федерации при  формировании рыночной экономики. Основными чертами этой системы были следующие.

Во-первых, государство единолично не только распределяло и перераспределяло ВВП и национальный доход, но и  формировало их физический и стоимостной  объем. Оно объединяло процессы производства и распределения, используя централизованное государственное планирование экономического и социального развития.

Во-вторых, ценообразование зависело от следующих форм накоплений социалистического  хозяйства:

1) налог с оборота – как  главная форма межотраслевого, внутриотраслевого и межрегионального перераспределения национального дохода;

2) распределение прибыли происходило  между потребностями государства  и потребностями предприятия,  причем пропорции этого распределения  периодически менялись;

3) начисления на заработную плату по социальному страхованию формировали централизованный фонд - бюджет государственного социального страхования, который включался в бюджет страны и отражался в его доходах и расходах. [11]

Эти формы денежных накоплений формировали основную часть доходов государственного бюджета.

В-третьих, государство определяло систему и нормы оплаты труда. Это позволяло ему внести некоторые  изменения в схему распределения  совокупного общественного продукта по К. Марксу, в результате которых часть стоимости созданного трудом необходимого продукта трансформировалась (переводилась) в стоимость прибавочного продукта и, следовательно, оплата труда при социализме была значительно ниже стоимости необходимого продукта. То есть государство меняло структуру распределения национального дохода в пользу прибавочного продукта, сокращая тем самым долю оплаты труда, что и объясняет низкий уровень оплаты труда при социализме. Другое дело, что оно обеспечивало перераспределение национального дохода так, что основная его часть направлялась на финансирование народного хозяйства и социально-культурной сферы, концентрируя денежные накопления в бюджете страны.

В-четвертых, в расходах на народное хозяйство значительную долю составляли дотации сельскому хозяйству, транспорту и планово-убыточным предприятиям. Такая система финансирования из бюджета обеспечивала населению низкие цены на продукты питания, первой необходимости и детские товары, низкие цены на транспортные перевозки, низкие цены на коммунально-бытовые услуги.

В-пятых, через финансирование из государственного бюджета системы просвещения, здравоохранения, культуры, санаторно-курортного комплекса  обеспечивались для населения бесплатные или лишь частично оплачиваемые услуги учреждений этой сферы.

 В результате такой схемы перераспределения национального дохода через государственный бюджет населению как бы возмещалась неоплаченная часть труда. В статистических показателях выделялись два показателя: средняя заработная плата и реальный доход, то есть доходы населения с учетом доходов, приходящихся на душу населения из общественных фондов потребления.

Все вышесказанное подвело  к необходимости реформирования финансовой системы СССР.

Становление новой финансово-кредитной  системы началось в 1992 году. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

В системе общегосударственных  финансов при переходе к рыночным отношениям произошли следующие  изменения. При планово-директивной  экономике на государственном уровне формировались три фонда: государственный бюджет, фонд государственного имущественного и личного страхования и фонд государственного социального страхования. Все они имели фиктивную обособленность, на практике средства переливались из одного фонда в другой по решению правительства. В ходе реформирования кроме бюджета стали формироваться пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонды развития НИОКР и др. Каждый фонд имел специфические задачи и соответствующую организацию финансовых отношений. Бюджет, хотя и сохранял свою главенствующую роль, но уже не являл таким всеобъемлющим, как ранее, когда через бюджет государство централизовало свыше 50 % национального дохода. Это привело к распылению финансовых ресурсов, сокращению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.

Принципы устройства новой бюджетной  системы утверждали самостоятельность, единство каждого звена бюджетной  системы, но принципы распределения  доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы не обеспечивали реализацию принципов, декларируемых законом о бюджетном устройстве. В результате обострялись проблемы бюджетного федерализма. Путем к их решению было законодательное перераспределение функций каждого уровня государственной власти, изменение структуры распределения налогов между тремя уровнями бюджетной системы и совершенствование механизма бюджетного регулирования.

Названные преобразования вызвали  значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. Финансовые отношения по поводу формирования бюджета оказались такими же сложными, противоречивыми, во многом не отвечающими интересам хозяйствующих субъектов, как и в период становления социалистических финансов. К тому же отрасли экономики и бюджетная сфера лишились прежней финансовой поддержки государства. К концу 1998 года в России была сформирована только инфраструктура финансовой системы государства с рыночной экономикой. Теперь ее нужно было наполнить соответствующим содержанием. Однако этому мешали постоянные финансовые кризисы, сотрясающие экономику и не дающие ей подняться.

К концу ХХ века в развитии бюджетной  системы Российской Федерации проявилась тенденция к достижению большей  автономности, бездефицитности бюджетов различных уровней и относительному уменьшению встречных финансовых потоков (таблица 1.) [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Динамика федерального  бюджета Российской Федерации           (млрд. руб.) за 2007 – 2011 гг. 

 

Период

Доходы

Расходы

Сальдо баланса:

дефицит (-)/профицит (+)

всего

в том числе  налоговые

всего

2007

7781,1

4194

5986,6

1794,5

2008

9275,9

4693,6

7570,9

1705

2009

7337,8

3661,6

9660,1

-2322,3

2010

8305,4

4053

10117,4

-1812

2011

11366

5580,7

10935

431


 

 

В настоящее время ученые не пришли к единому мнению о составе финансовой системы Российской Федерации. Расхождения во мнениях заключаются в основном в том, выделять ли систему страхования в отдельное звено финансовой системы или же оно входит в общегосударственные финансы, или финансы предприятий и учреждений различных форм собственности. Это связано с тем, что до недавнего времени государство обладало монополией на страхование, а также с тем, что страхование носит замкнутый характер и выражает особые экономические отношения, отличные от кредитных и бюджетных. Тем не менее, взаимосвязь государственных и муниципальных финансов в структуре финансово-кредитной системы Российской Федерации представлена на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь государственных и муниципальных финансов в структуре финансово-кредитной системы Российской Федерации

 

Таким образом, финансовая система  представляет собой совокупность звеньев  финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и финансы предприятий. Главное звено финансовой системы – государственный бюджет. Составляя значительную часть государственных финансов, он играет важнейшую роль в осуществлении государственной экономической политики.

 

Глава 2. Анализ основных показателей развития финансовой системы Российской Федерации

2.1. Динамика статистических показателей, характеризующих состояние финансово-кредитной системы Российской Федерации

 

Проанализируем основные показатели, характеризующие состояние финансово-кредитной системы Российской Федерации.

Динамика доходов консолидированного бюджета в 2005 -2011 годах представлена на диаграмме 1. С 2005 по 2008 года доходы неизменно растут с 8579,9 млрд. руб. до 16169,1 млрд. руб. (за четыре года доходы выросли в два раза). В 2009 году величина доходов уменьшается до 13599,7 млрд.руб., в 2010 году они увеличиваются до 15715, млрд. руб., но уровня 2008 года  так и не достигают. В первую очередь это связано с мировым финансовым кризисом, который начался в конце 2008 года. Разгар кризиса пришелся на 2009 год, это и объясняет резкое уменьшение доходов консолидированного бюджета. Лишь в 2011 году доходы выросли  до 20853,7 млрд. руб. и превысили докризисный уровень.

Диаграмма 1. Динамика доходов консолидированного бюджета РФ в 2005 - 2011 годах

 

Динамика расходов консолидированного бюджета в 2005 - 2011 годах отражена на диаграмма 2. Соотношение расходов и доходов на протяжении последних лет изменялось следующим образом: в 2005 году доля расходов составляла 79,5%, до 2009 года эта доля не превышала 100%. В 2009 – 2010  годах эта доля равнялась 118% и 110% соответственно (бюджет становится дефицитным). Это опять же связано с кризисными явлениями в экономике. В 2011 году бюджет вновь становится профицитным, и доля расходов уменьшается до 95,9 %.

Диаграмма 2. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ в 2005 – 2011 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответствующим образом изменялся и профицит консолидированного бюджета (диаграмма 3). В 2009 и 2010 годах профицит превращается в дефицит, который корректируется в положительную величину только в 2011 году.

Диаграмма 3. Динамика профицита консолидированного бюджета РФ в 2005 – 2011 гг.

 

Аналогичные тенденции отмечаются и в формировании федерального бюджета РФ. Доля налоговых доходов в общей структуре доходов сокращается с 2007 по 2010 года, с 53,9% в 2007 до 48,8 % в 2010. В 2011 году доля налоговых доходов увеличивается до 49,1%. (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Динамика доходов федерального бюджета РФ в 2007 – 2011 гг.

 

Динамика расходов федерального бюджета в 2007 -2011 годах отражена на диаграмме 5. Из рисунка видно, что их доля по отношению к доходам изменяется аналогично изменениям в консолидированном бюджете.

Информация о работе Место государственных и муниципальных финансов в финансово-кредитной системе РФ