Место государственных и муниципальных финансов в финансово-кредитной системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование структуры финансово-кредитной системы Российской Федерации и анализ места в ней государственных и муниципальных финансов.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
- раскрыть экономическую сущность финансов и выявить основные элементы, формирующие финансовую систему государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 8
1.3. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1. ДИНАМИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Контр работа В №1.doc

— 622.50 Кб (Скачать файл)

Результаты работы органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты целесообразно учитывать при распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Необходимо совершенствовать процедуру заключения и исполнения соглашений об оздоровлении государственных финансов с высокодотационными субъектами Российской Федерации, предусматривая в них права, обязанности и порядок действия сторон в случае нарушения условий соглашений, а также регламентировать методы финансового и административного воздействия в отношении указанных субъектов Российской Федерации.

Реформа разграничения  полномочий законодательно закрепила  значительную часть полномочий по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и от того, насколько эффективно будут использоваться региональные финансы, во многом будет определяться и устойчивость государственных финансов в целом.

Одним из направлений работы по повышению качества управления государственными и муниципальными финансами должно стать повышение бюджетной дисциплины субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Бюджетным законодательством  Российской Федерации установлен целый  ряд параметров, используемых при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, соблюдение которых должно обеспечиваться в безусловном порядке. Среди таких параметров - ограничение предельных размеров долга и дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также расходов на обслуживание долга.

Однако, несмотря на экономическую  целесообразность и безусловность  указанных ограничений, их нарушение  допускается целым рядом субъектов  Российской Федерации. При этом предоставленное  Министерству финансов Российской Федерации право приостанавливать перечисление межбюджетных трансфертов получателям, нарушающим федеральное законодательство, на практике не получило системного воплощения.

Несоблюдение ограничений, утвержденных Бюджетным кодексом Российской Федерации, связано с отсутствием необходимой регламентации процедуры и последовательности действий по применению санкций к субъектам Российской Федерации, нарушающим бюджетное законодательство.[17]

Исходя из этого необходимо, во-первых, внести соответствующие изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, уточняющие как сами требования, так и меры по обеспечению их соблюдения, а во-вторых, разработать детальный порядок, устанавливающий методику оценки соблюдения требований бюджетного законодательства и регламент действий по отношению к субъектам Российской Федерации, нарушающим законодательство, включая экономические и административные механизмы.

В качестве меры по повышению  ответственности за несоблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, определенных бюджетным законодательством, следует уменьшать размеры субсидий на реализацию полномочий субъектов Российской Федерации, направляемых из создаваемого Федерального фонда софинансирования расходов.

Представление прозрачной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления является необходимым условием обеспечения эффективного и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами. Основой процесса достижения этой цели должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Прозрачность облегчает  контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за принятые решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях.

Открытая информация о финансовом состоянии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, планах и результатах управления государственными и муниципальными финансами должна быть достоверной, понятной, своевременной и полной. В получении указанной информации заинтересованы не только органы, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами, но и граждане, инвесторы, кредиторы, другие субъекты хозяйственной деятельности.

В настоящее время  в открытом доступе на регулярной основе существуют отдельные элементы статистической информации о состоянии региональных и муниципальных финансов, в числе которых присутствует отчетность об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.[14]

Вместе с тем отсутствует  полная картина функционирования секторов общественных финансов на региональном и муниципальном уровнях, равно как и единая методологическая основа для сбора, обработки и предоставления такого рода информации.

Особенно эта проблема актуальна на муниципальном уровне в условиях ограниченного набора данных в отношении муниципальных образований не только поселенческого, но и районного типа.

Необходимо  разработать систему мониторинга  работы органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в условиях реализации реформы местного самоуправления.[13]

В переходный период реализации реформы местного самоуправления Министерством  финансов Российской Федерации будет  организована работа по обмену опытом между субъектами Российской Федерации  для выбора оптимального пути осуществления этой реформы.

В целях оказания методологической помощи субъектам Российской Федерации  по повышению управляемости государственных  и муниципальных финансов Министерством  финансов Российской Федерации будут  разработаны рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по следующим направлениям реформирования бюджетного процесса:

    • повышение результативности бюджетных расходов;
    • совершенствование среднесрочного финансового планирования;
    • совершенствование системы управления региональным и муниципальным долгом;
    • осуществление мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", начата работа по реформированию управления бюджетными расходами с использованием принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

При этом смещение акцентов в бюджетном процессе путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров не должно ограничиваться только федеральным уровнем, но и распространяться на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.[15]

Внедрение на региональном уровне принципов бюджетирования, ориентированного на результат, потребует изменения  законодательства Российской Федерации  в части организационно-правовых форм организаций бюджетной сферы, планирования и управления финансами, определения полномочий ответственных лиц на всех уровнях государственного и муниципального управления, изменения систем отчетности, создания систем управленческого учета и управления качеством предоставляемых государственных и муниципальных услуг, систем текущего мониторинга и контроля за результатами.

Будут разработаны методические рекомендации по определению стоимости  государственных и муниципальных  услуг, разработке и реализации целевых  бюджетных программ, разработке системы сбалансированных целевых показателей, а также системы показателей работы лиц, ответственных за проведение финансовой политики.

Одним из основных элементов  бюджетной реформы является переход  к среднесрочному финансовому планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения одобренных в предыдущем бюджетном периоде основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.[12]

Практика регулирования  процесса среднесрочного финансового  планирования в региональном и муниципальном законодательстве сводится, как правило, только к воспроизведению норм федерального законодательства, при этом в большом количестве субъектов Российской Федерации правовое регулирование среднесрочного финансового планирования отсутствует.

В целях совершенствования процесса среднесрочного финансового планирования на региональном и муниципальном уровнях необходимо внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации положения, обязывающие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления проводить правовое регулирование:

    • процедур среднесрочного финансового планирования, включая конкретизацию целей задач, видов и форматов планирования, перечней входных и выходных показателей, требований к исходной информации;
    • порядка взаимодействия всех участников процесса среднесрочного финансового планирования;
    • взаимосвязи между среднесрочным финансовым планом и программами социально-экономического развития на перспективу;
    • порядка учета в процессе среднесрочного финансового планирования основных социально-экономических приоритетов территорий;
    • процедур использования показателей среднесрочного финансового плана при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год;
  • порядка мониторинга исполнения показателей среднесрочного финансового планирования, корректировки указанных.[11]

 Реализация мер по повышению эффективности межбюджетных отношений должна обеспечить завершение процесса системного реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также создание эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

 

Заключение

 

Несмотря на позитивные изменения, происходящие в последние  годы в области финансовой системы  России, нельзя не сказать о проблемах, которых сопровождают процесс реформирования.

Бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требованиям. Сложившиеся механизмы и процедуры ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными финансами.

Остается низкой экономическая  эффективность государственного сектора  экономики. Он по-прежнему слишком велик и трудноуправляем. Значительная часть государственного имущества не используется для исполнения публичных полномочий. Сохраняются необоснованные ограничения на приватизацию отдельных видов государственного имущества.

Сложившаяся сеть бюджетополучателей не является оптимальной, что снижает эффективность использования средств федерального бюджета. Бюджетные ассигнования по-прежнему распределяются между бюджетными учреждениями вне зависимости от объема и качества предоставляемых услуг, их общественной полезности. Контроль со стороны государства за внебюджетной деятельностью федеральных учреждений и принимаемыми ими на себя обязательствами носит в основном формальный характер.

Не урегулирована проблема обеспечения выполнения государственных обязательств по инвестиционным проектам и другим программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год. При формировании бюджета перечень таких обязательств каждый раз подвергается ревизии, часто на основе субъективных критериев. Применяемые механизмы закупки товаров и услуг для государственных нужд зачастую не способствуют рациональному использованию бюджетных средств. Отвечающий современным реалиям закон о государственных закупках не принят.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что на современном этапе финансовая стратегия государства должна быть разработана с учетом различных форм собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными методами финансового воздействия на экономическую и социальную сферы жизни общества должны стать налогообложение, маневрирование финансовыми ресурсами, финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость и эффективность такой практики.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2011).
  2. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года № 467-р.
  3. Актуальные вопросы функционирования финансово-кредитной системы : сборник научных трудов. – Казань: Новое знание, 2007.
  4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 678 с.
  5. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. / Л.Г. Баранова,  О.В. Врублевская, Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова – М.: Финансы и статистика, 2005. – 222 с.
  6. Герасименко В.В. Основные тенденции развития современной финансовой системы // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1999. № 6. С. 3-15.
  7. Герасименко В.В., Городецкий Д.Е. Российская экономика: финансовая система / В.В. Герасименко, Д.Е. Городецкий. – М.: ТЕИС, 2006. – 341 с.
  8. Григорьев Л. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7. С. 62-75.
  9. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник – М.: ИНФРА-М, 1997. – 248 с.
  10. Дробозина Л.А. Общая теория финансов: Учебник / Л.А. Дробозина – М.: Юнити, 2000. – 415 с.
  11. Ковалев В.В. Финансы: Учебник / В.В. Ковалева – М.: Проспект, 2001.- 640 с.
  12. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 284 с.
  13. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Бюджетные отношения в Российской Федерации: Учебник / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов, – М.: Формула права, 2006. – 450 с.
  14. Нестеров В.В., Желтов Н.С. Финансовая система и экономика / В.В. Нестеров и Н.С. Желтов – М.: Финансы и статистика, 2004. - 432 с.
  15. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник / Г.Б. Поляк. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 397 с.
  16. Рогова О. Состояние финансово-денежной системы России // Экономист. 2007. № 3. С. 76-81.
  17. Родионова В.М. Финансы: Учебник / В.М. Родионова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 432 с.
  18. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник Госкомстата России. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  19. Юдина И.Н. Финансовая система России: история и современность: Материалы научно-практической конференции / И.Н. Юдиной. – Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2003. – 238 с.
  20. Министерство финансов Российской Федерации. - Электрон. дан. – 2012. – Заглавие с экрана. – Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php

Информация о работе Место государственных и муниципальных финансов в финансово-кредитной системе РФ