Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 08:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры денежно-кредитной политики, ее институциональных основ, типов и инструментов.
Для поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
-рассмотрена денежно-кредитная политика в переходной экономике Казахстана;
- изучены основные направления и пути совершенствования денежно-кредитной политики.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. В последние годы вопросы, связанные с формированием и развитием денежно-кредитной системы Республики Казахстан, приобретают все большую актуальность, так как внедрение новых механизмов оптимизации кредитной системы способствует повышению эффективности кредитного процесса и созданию правовых и информационных основ экономической деятельности рыночных субъектов Казахстана, отвечающих современным мировым стандартам. В связи с этим роль денежно-кредитной политики в этом процессе очень высока и данная тема является актуальной.
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.
Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры денежно-кредитной политики, ее институциональных основ, типов и инструментов.
Для поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические
аспекты денежно-кредитной
-рассмотрена денежно-кредитная политика в переходной экономике Казахстана;
- изучены основные направления
и пути совершенствования
Объектом является денежно–кредитная политика Республики Казахстан и основные инструменты ее регулирования.
Предметом является методологический аппарат процессов, протекающих в денежно-кредитной сфере, а также основные инструменты и методы реализации денежно-кредитной политики.
Научная новизна курсовой работы заключается в расширении представлений о содержании денежно-кредитной политики и выработке путей ее совершенствования в современных условиях.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее отдельные положения и выводы могут быть использованы Национальным банком в проведении денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования системы коммерческих банков.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Методы и типы монетарного регулирования
Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий Национального банка. Существенное влияние оказывают и иные факторы. Национальный банк может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
К административным
методам относятся прямые ограничения
(лимиты) или запреты, устанавливаемые
Национальным банком в отношении разнообразных
параметров деятельности банков по различным
направлениям. При использовании административных
методов воздействия наиболее широко
используются следующие виды ограничений:
квотирование отдельных видов операций,
введение лимитов на выдачу различных
категорий ссуд и на привлечение кредитных
ресурсов, ограничение на открытие филиалов
и отделений, лимитирование размеров комиссионного
вознаграждения и тарифов за оказание
различных видов услуг, определение процентных
ставок, видов обеспечения, а также лицензирование
отдельных направлений банковской деятельности
(например, лицензирование операций с
валютой и драгоценными металлами).
Административные методы, как правило,
используются в странах с развитой системой
государственного планирования экономики.
Правда, довольно часто
административное регулирование вводилось
в странах с рыночной организацией хозяйственной
жизни, но лишь на период глобального кризиса.
Так, в США такие денежно-кредитные инструменты
ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии,
а также во время корейской войны.
К экономическим методам регулирования
совокупного денежного оборота относятся
мероприятия, использование которых оказывает
в основном косвенное воздействие на решения,
принимаемые хозяйствующими субъектами
(прежде всего, коммерческими банками)
, и не предполагает установление прямых
запретов или лимитов. Выделяют три основные
группы экономических методов управления
денежным предложением: налоговые, нормативные
и корректирующие. Использование налоговых
методов не является функцией Национального
банка [1].
Его прерогатива - нормативные и корректирующие
методы.
К нормативным методам
относятся все виды отчислений и коэффициентов,
обязательных к исполнению и устанавливаемых
в виде норматива. Нормативные методы
применяются путем установления и периодического
пересмотра в сторону увеличения или уменьшения
контрольных цифр в виде соотношения двух
величин. Основным нормативным инструментом
является изменение нормы обязательных
резервов, которая во многом определяет
размер денежного мультипликатора.
Корректирующее воздействие осуществляется
путем проведения кредитных операций
Национальным банком и операций с ценными
бумагами, которые могут проводиться по
усмотрению банка в необходимых масштабах
и с нужной периодичностью, за счет чего
эффект достигается более быстро. Эта
форма воздействия отличается гибкостью
и оперативностью, возможностью оказывать
стимулирующее либо ограничивающее воздействие
на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости
от ситуации.
В большинстве стран в целях управления
и регулирования банковских операций
Национальный банк ориентируется в основном
на использование экономических методов,
работая, впрочем, и с административными
инструментами. Согласно установкам официальной
денежно-кредитной политики разрабатываются
основные мероприятия по денежно-кредитному
регулированию в каждый конкретный период,
определяются наиболее эффективные в
данный момент методы управления и инструменты
воздействия на деятельность банков. Тактические
действия на краткосрочных временных
отрезках во многом определяются долгосрочными
стратегическими планами, не нарушая сложившейся
системы приоритетов.
Принципы взаимоотношений
Национального банка с коммерческими
банками построены так, чтобы минимизировать
вмешательство государства в действия
субъектов рыночной экономики: Национальный
банк не имеет права вмешиваться в текущую
деятельность коммерческих банков; его
регулирующие и контрольные функции ограничиваются
пределами действия соответствующих законов
и направлены на поддержание стабильности
денежно-кредитной системы, но не тотальный
контроль за банками второго уровня [2].
В сегодняшних условиях, напоминающих
(правда, отдаленно) рыночную экономику,
инструментами реализации установок денежно-кредитной
политики, проводимой Национальным банком,
должны стать минимальные резервных требования,
определение размеров рефинансирования
коммерческих банков и установление учетной
ставки, а также операции на открытом рынке. В зависимости от состояния
хозяйственной конъюнктуры Национальный
банк делает выбор между двумя основными
типами монетарной политики, для каждого
из которых характерен свой набор инструментов
и определенное сочетание экономических
и административных методов регулирования.
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная
политика (так называемая политика «дорогих
денег») направлена на ужесточение условий
и ограничение объема кредитных операций
коммерческих банков и повышение уровня
процентных ставок. Ее проведение обычно
также предполагает и сопровождается
увеличением налогов, сокращением государственных
расходов, а также другими мероприятиями,
направленными на преодоление инфляции.
Рестрикционная денежно-кредитная политика
может быть использована не только в целях
борьбы с инфляцией, но и для сглаживания
циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная
политика сопровождается расширением
масштабов кредитования, ослаблением
контроля над приростом количества денег
в обращении, понижением уровня процента.
Иначе эту систему методов называют еще
политикой дешевых денег.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского,
так и рестрикционного типа может иметь
тотальный либо селективный характер.
При тотальной монетарной политике мероприятия
Национального банка распространяются
на все учреждения банковской системы,
при селективной - на отдельные кредитные
институты либо их группы или же на определенные
виды банковской деятельности. Селективная
денежно-кредитная политика позволяет
Национальному банку оказывать выборочное
воздействие в определенном направлении. При ее проведении
практикуется использование следующих
инструментов или их разнообразных сочетаний:
лимитирование отдельных видов операций
банков (или их групп, например по регионам)
, установление размеров вознаграждения
коммерческих банков при проведении различных
финансово-кредитных операций, регламентация
условий выдачи отдельных видов ссуд различным
категориям заемщиков, установление кредитных
потолков. Выбор типа проводимой
монетарной политики, а соответственно
и набора инструментов регулирования
деятельности коммерческих банков осуществляется
Национальным банком в каждом конкретном
случае исходя из состояния хозяйственной
конъюнктуры. Разработанные на основе
такого выбора основные направления денежно-кредитной
политики утверждаются законодательным
органом. При этом необходимо учитывать
временной лаг между проведением того
или иного мероприятия монетарного регулирования
и проявлением эффекта от его реализации.
Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах:
- Национальный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков;
- необходимо провести понижение учетной ставки;
- нужно нормативы по резервным отчислениям.
В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Национальный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.
Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию [3].
Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Национальный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.
Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег. В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом. Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными моделями: кейнсианской теорией и монетаризмом. Кейнсианская теория денег. Джон Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними «пороками», что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП) [4].
Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса, чем денежная политика. По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. «Движутся» только деньги «для сделок», деньги - активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения. Расширение денежного предложения понизит процентную ставку. Коль скорость теперь становится менее накладно иметь деньги в качестве активов, население будет держать больше денежных активов с нулевой скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного обращения падает. Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег. Выше было отмечено, что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу. Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию. На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции. Если же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно, инфляция начнет утихать. Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер. Монетаристский подход. На 70-е годы приходится кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист.
Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму. Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы считают, что связь между ВНП и денежной массой более прочная, нежели между инвестициями и ВНП [5].
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Национальным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной шаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования проявлением эффекта от его реализации. Основными инструментами денежно-кредитной политики - средствами, при помощи которых государство планирует достичь поставленных целей являются:
- операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используется как метод ее регулирования;
- изменение резервной нормы представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Национальный банк периодически изменяет коэффициент норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу;
- изменение учетной ставки связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций [6].