Методы и типы монетарного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры денежно-кредитной политики, ее институциональных основ, типов и инструментов.
Для поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
-рассмотрена денежно-кредитная политика в переходной экономике Казахстана;
- изучены основные направления и пути совершенствования денежно-кредитной политики.

Файлы: 1 файл

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ТИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.docx

— 82.10 Кб (Скачать файл)

Политику переучетных операций как метод монетарного регулирования Национальный банк осуществляет либо путем установления ставки редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования. Политика рефинансирования Национальным банком коммерческих банков может включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий предоставления централизованных финансов. В случае, когда Национальный банк пытается сократить денежное предложение путем продаж государственных облигаций на открытом рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапана. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении монетарного регулирования. При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Национальный банк устанавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность операций на открытом рынке.

Национальный банк не в состоянии посредством изменения учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного регулирования в полной мере. Если манипулирование совокупными резервами банковской системы посредством операций на открытом рынке и изменения нормы обязательных резервов осуществляется по инициативе Национального банка, то использование централизованных кредитов зависит от потребностей банков второго уровня и выбора ими способа их удовлетворения. Национальный банк не может навязать коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять коммерческие банки к увеличению объема привлекаемых централизованных кредитов посредством уменьшения процентных ставок рефинансирования и редисконтирования, или ограничивать такого рода заимствования путем повышения ставок. Однако нельзя забывать, что Национальные банки обладают все-таки одним очень сильным средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в предоставлении кредита [7]. 

Таким образом, формирование в   нашей  стране  рыночных  отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического  регулирования.  Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление. Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА  В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА

 

2.1 Факторы влияющие на денежно-кредитную политику

 

Формирование монетарной политики в переходной экономике Казахстана определено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого периода развития, собственно реализацией перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными политическими и социально-экономическими условиями, в которых происходит этот переход.

Специфика экономической политики государства в переходный период связана с тем, что еще не выработана устойчивая экономическая система, имеющая свойство саморегуляции и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика – это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства [8].

При всем при этом переходная экономика требует для своей стабилизации особой схемы отношений между государством и экономическими агентами. В переходный период поведение экономических агентов строится в условиях неизвестной трудно предсказуемой экономической ситуации. Нет сформированных долгосрочных ориентиров экономической деятельности, не сложены устойчивые экономические связи. В переходной экономике государство не способно напрямую использовать инструменты и механизмы макроэкономического регулирования, давшие позитивный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это целиком и полностью относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешна, если нет адекватной реакции экономических агентов на импульсы, которые создают денежные инструменты. Эта реакция связана с формированием рыночных институтов и рыночных механизмов.

По этой причине в период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.

Исходные социально-экономические и политические условия, в которых происходит переход к новой экономической системе, относятся ко второй группе факторов оказывающих влияние на денежно-кредитную политику [9].

 

 

2.2 Особенности монетарной политики государства

 

Фундаментальные особенности развития экономики, которые формировались на протяжении последних нескольких лет, стали одними из основных факторов уязвимости. Доходы сырьевых отраслей, внешние заимствования банков, рост государственных расходов продолжали способствовать «перегреву» экономики и росту совокупного спроса. Ограниченность инструментов для инвестирования в условиях объективной неспособности экономики быстро удовлетворить спрос на услуги инфраструктуры и недвижимость при активно растущем спросе привела к «перегреву» рынка недвижимости и повышению доходности в секторе строительства и других услуг. Рынок недвижимости стал наиболее привлекательным для инвестиций.  Рост финансового сектора экономики Республики Казахстан в последние годы сопровождается значительным накоплением рисков в банковской системе. Укрепление тенге, повышение суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан и рейтингов отечественных банков, инвестиционная привлекательность банковского сектора способствовали экспансии казахстанских банков на внешние рынки капитала. Хотя рост внешнего заимствования и высокие темпы увеличения объемов кредитования обеспечивались соответствующим качеством ссудного портфеля, тем не менее, потенциальный риск ухудшения качества активов банками не был адекватно оценен [10].

Экспансивное кредитование банками строительной отрасли и рынка недвижимости обусловило, с одной стороны, дальнейшее повышение цен на рынке недвижимости и усиление подверженности банковского сектора кредитным рискам. С другой стороны, сектор строительства стал практически полностью зависеть от банковского финансирования. В течение ряда лет Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций принимались меры по минимизации возникающих рисков в банковской системе. В частности, предпринимались меры по регулированию качества ссудного портфеля, совершенствованию механизма минимальных резервных требований, были разработаны новые требования, направленные на более адекватную оценку кредитного риска, формирование провизий и увеличение капитала финансовых организаций, вводились ограничения на приток иностранных заимствований.          

Вместе с тем возникшие на мировых финансовых рынках проблемы привели к проявлению накопленных рисков банковской системы и повышению уязвимости национальной экономики к внешним финансовым шокам. Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование является важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Снижение банковского финансирования привело в первую очередь к сокращению объемов строительства, а также снижению активности в других отраслях.  Переоценка риска, трудности с фондированием в финансовой системе привели к снижению международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Fitch суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан, а также рейтингов ряда отечественных банков. Тем не менее, значительного замедления темпов роста экономики до конца 2012 года не произошло. Сохранение благоприятных условий в мировой экономике и на внешних финансовых и торговых рынках способствовали достижению Казахстаном устойчивого экономического роста и улучшению макроэкономической ситуации в стране. В минувшем году был принят ряд нормативных документов и поручений Главы государства и Премьер-министра, направленных на регулирование инфляционных процессов.   Практическая работа по сдерживанию инфляции частично перенесена на уровень местного управления [11].

В 2011 году Нацбанком совместно с центральными и местными исполнительными органами был разработан План мероприятий по регулированию инфляционных процессов на 2012—2013 годы. В соответствии с ним проводится мониторинг инфляционных процессов, анализируются ее причины. В этом году инфляция носит разнонаправленный характер. В первой половине года она снижалась, а затем начала вновь расти. Наибольший вклад в годовую инфляцию приходится на платные услуги. Отмечается рост цен на продовольственные товары, и их участие в формировании инфляции нарастает. Анализируя ситуацию прошлых лет, можно сказать, что тенденции на рынке сохраняются. Основными товарами и услугами, рост цен на которые оказывает значительное влияние на инфляцию, остаются фрукты и овощи, мясопродукты, бензин, транспортные услуги, услуги ЖКХ. При этом волатильность цен на эти товары и услуги обусловлена в большей степени фактором сезонности, что предсказуемо. Однако предусмотреть дисбаланс на отдельных рынках, вызванный шоками, как на внутреннем, так и на внешнем, сложно. По официальным статданным, годовая инфляция по итогам августа сложилась на уровне 9,4 процента, а среднегодовая — на уровне 8,3 процента. То есть инфляция находится в прогнозных рамках, определенных Нацбанком на 2012 год (7,3—8,3 процента). Необходимо учитывать временной фактор, поскольку корректировка монетарной и фискальной политики происходит в разные временные сроки. Для корректировки фискальной политики требуется много времени, тогда как денежно-кредитная политика, за исключением отдельных инструментов, более мобильна. При этом конечный результат применения мер налогово-бюджетной политики виден в процессе планирования и проявляется практически сразу при их реализации. Меры ДКП влияют на конечную цель с определенным запаздыванием (до нескольких месяцев), при этом могут быть нивелированы действием других факторов. Что касается эффективности рычагов воздействия Нацбанка на инфляцию, то в целом эффективность принимаемых мер должна определяться достижением поставленных целей в среднесрочном периоде. И если инфляция в перспективе будет оставаться на стабильном уровне и не выйдет из-под контроля, то это будет означать, что принимаемые нами меры с учетом временного лага были эффективны [12].     

В текущем году Нацбанк проводит политику дальнейшего ужесточения ДКП. Эти меры направлены на изъятие избыточной ликвидности банковского сектора и проведение политики «дорогих» денег. Тем самым НБ РК стремится снизить кредитную активность коммерческих банков, повысить стоимость денег для субъектов экономики. В результате должно произойти снижение потребительского и инвестиционного спроса и, как следствие, замедление инфляции. Национальный банк также работает над повышением эффективности денежно-кредитных операций. В связи с последними событиями, которые происходят на внутреннем финансовом рынке, Национальный банк также проводит операции не только по изъятию ликвидности банков, но и по ее пополнению. Национальным банком были изменены Правила о минимальных резервных требованиях. Кроме того, в целях регулирования краткосрочной ликвидности банков второго уровня было принято решение перенести сроки введения новых нормативов МРТ: по внутренним обязательствам — пять процентов (ранее — шесть процентов), по иным обязательствам — десять процентов (восемь процентов) с 29 августа 2021 года, как первоначально планировалось, на 15 января 2013 года. Национальный банк также сохранил на уровне 9,0 процента официальную ставку рефинансирования, что направлено на сглаживание проблем с краткосрочной ликвидностью банков, а также на снижение инфляционных ожиданий [13].

Мониторинг цен в строительстве по отдельным типам сооружений жилищного, производственного и автодорожного назначения ведется Агентством по статистике, которым также готовится анализ статданных о жилом фонде и ценах на жилье. Что касается инструментов реагирования Нацбанка, то, учитывая объемлющую ДКП, Нацбанк не располагает инструментами денежно-кредитного регулирования в отдельных регионах республики либо на отдельных рынках товаров или небанковских услуг. Но вполне вероятно, что кризис ипотечного кредитования США, повлекший за собой дисбаланс на международных финансовых рынках, отразится на развитии внутреннего финансового сектора. Что вынудит отечественные банки скорректировать собственную политику, ужесточить требования к потенциальным заемщикам. А возможно, пойти на удорожание банковских, в том числе ипотечных кредитов. Однако точно сказать, как эта ситуация повлияет на рынок недвижимости, не представляется возможным. Спрос на недвижимость в Казахстане все еще остается высоким. Тем не менее Национальный банк будет предпринимать необходимые меры для поддержания стабильности финансового сектора в целях снижения рисков.

Что касается причин роста цен на рынке недвижимости в последние годы, то он вызван двумя основными факторами.  Во-первых, развитие банковского сектора, в том числе спектра банковских услуг, сделало доступным для населения ипотечные кредиты. Так, объемы кредитов на строительство и приобретение недвижимости гражданами за 2012—2013 годы увеличились в 94,8 раза, при этом цены на первичном рынке жилья за этот период выросли в 5,2 раза, а на вторичном рынке — в десять раз. Во-вторых, негативное влияние на формирование цен на недвижимость оказывает спекулятивный (инвестиционный) фактор. В настоящее время приобретение жилья является практически единственным средством инвестирования средств как для населения, так и для предприятий. В результате на этом рынке создается «искусственный» спрос, не подкрепленный соответствующим предложением [14].

В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2011—2013 годы Национальный банк представил три сценария развития экономики. Первый — сценарий умеренных цен на нефть при умеренном притоке капитала. Второй — сценарий умеренных цен на нефть при высоком притоке капитала. Третий — сценарий высоких цен на нефть. В настоящее время реализуется третий сценарий, предполагающий, что средняя мировая цена на нефть в текущем году будет выше 60 долларов за баррель. Однако уже по итогам семи месяцев, по данным Всемирного банка, мировая цена на нефть сорта Брент превысила 65 долларов. В этом случае прогноз Национального банка по инфляции составляет 8,2—9,2 процента. Как видим, она удерживается в заданном коридоре, но пока говорить о каких-то итогах по году преждевременно. Все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация в последние месяцы года.

Информация о работе Методы и типы монетарного регулирования