Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 08:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры денежно-кредитной политики, ее институциональных основ, типов и инструментов.
Для поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
-рассмотрена денежно-кредитная политика в переходной экономике Казахстана;
- изучены основные направления и пути совершенствования денежно-кредитной политики.
В условиях высокого риска дальнейшего ухудшения ситуации на мировом финансовом рынке центральные банки крупнейших развитых стран начали оказывать помощь своим банковским системам для стабилизации ситуации. В 2006 году годовая инфляция (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в Республике Казахстан составила 18,8% (максимальный уровень за последние 7 лет). Специфика текущего момента заключается в том, что в условиях усиливающегося инфляционного давления и ухудшения ситуации на финансовом рынке перед Национальным Банком Республики Казахстан, как и перед другими центральными банками, возникла определенная дилемма. С одной стороны, необходимо обеспечить достижение стабильности цен, а, с другой – стабильность финансовой системы, сохранить условия для дальнейшего экономического роста.
В этих условиях Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать основные направления денежно-кредитной политики на два года вперед, то есть на 2006-2008 годы. При этом помимо реализации основной цели особое внимание уделено комплексу мер по обеспечению стабильности банковской системы. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки Основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период. Рост цен на мировых товарных рынков обеспечил дальнейший рост экспортных доходов Республики Казахстан [21].
По данным таможенной статистики экспорт товаров за 9 месяцев 2008 года увеличился на 19% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года и составил 33,8 млрд. долл. США. Сохранение высокого уровня мировых цен на энергоносители способствовало притоку иностранных прямых инвестиций в развитие инфраструктуры нефтяных месторождений. При этом источником высоких темпов роста несырьевого сектора в основном выступали внешние займы банковского сектора. Как и в предыдущие годы, доходы от текущих операций (в основном, поступления от экспорта товаров), не покрывали расходы на импорт и выплаты нерезидентам доходов за привлеченные финансовые и трудовые ресурсы. В 2011 году эти тенденции усилились, в результате чего произошло дальнейшее увеличение дефицита по счету текущих операций. Дефицит текущего счета платежного баланса за 9 месяцев 2011 года составил 5,3 млрд. долл. США, а по результатам 2011 года ожидается на уровне 7 млрд. долл. США (в 2010 году – 1,8 млрд. долл. США).
Вследствие значительного нетто-притока прямых иностранных инвестиций (около 6 млрд. долл. США за 9 месяцев 2011 года) произошел рост расходов совместных предприятий на импорт, прежде всего, международных услуг. По итогам 9 месяцев 2011 года дефицит баланса международных услуг составил 5,7 млрд. долл. США, что на 28,5% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года. Суммы, репатриируемые прямыми иностранными инвесторами, составляют основную часть расходов по текущему счету. За 9 месяцев 2011 года они составили 6,9 млрд. долл. США, что на 23,6% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года. Увеличение дефицита по счету текущих операций также происходит за счет роста выплат вознаграждения по внешнему долгу банковского сектора. За 9 месяцев 2011 года эта сумма составила 2,3 млрд. долл. США (рост в 2 раза по сравнению с соответствующим периодом 2010 года) [22].
Выплата дивидендов прямым иностранным инвесторам и расходы на международные услуги в достаточной степени финансируются за счет получаемых совместными предприятиями экспортных доходов и прямых инвестиций. В то время как возможности финансирования остальных операций платежного баланса, определяющих отток капитала из страны (обслуживание и погашение внешнего долга), напрямую зависят от доступа казахстанских резидентов к международным рынкам капитала и от объемов накопленных резидентами иностранных активов. Так, в первом полугодии 2011 года нетто-приток финансирования, обеспеченный внешним заимствованием банковского сектора, составил 12,1 млрд. долл. США в сравнении с нетто-притоком в 5,2 млрд. долл. США в первом полугодии 2010 года. Приток внешних ресурсов в страну значительно превышал потребности финансирования текущих выплат и не компенсировался ростом иностранных активов частного сектора. Избыточное предложение иностранной валюты, сформированное операциями финансового счета платежного баланса, оказывало существенное давление на обменный курс тенге в сторону укрепления, которое было ослаблено за счет операций Национального Банка Республики Казахстан на внутреннем валютном рынке [23].
За первое полугодие золотовалютные резервы Национального Банка Республики Казахстан выросли на 3,2 млрд. долл. США, в том числе на 1,1 млрд. долл. США за счет операций, проведенных на Казахстанской фондовой бирже (KФБ) и межбанковском рынке. Номинальный курс тенге, составлявший на конец 2010 года 127 тенге за доллар США, в апреле 2011 года укрепился до 120,1 тенге за доллар США, а на конец июня 2011 года составлял 122,31 тенге за доллар США. Проявление глобального кризиса на рынках капитала привело к существенному ухудшению условий привлечения внешних ресурсов для казахстанских банков с августа 2011 года и, как следствие, изменению условий функционирования экономики Республики Казахстан.
В третьем квартале 2011 года банки привлекли долгосрочные внешние займы (срок более 1 года) на сумму 4,2 млрд. долл. США, в то время как объем привлечения в первом и втором кварталах составлял 6,9 и 6,2 млрд. долл. США, соответственно. С учетом выплат основного долга по ранее привлеченным долгосрочным займам и чистого погашения краткосрочных займов нетто-приток ресурсов по внешним займам банковского сектора в третьем квартале 2011 года составил только 0,2 млрд. долл. США. В условиях сокращения предложения иностранной валюты рост спроса был профинансирован за счет золотовалютных резервов Национального Банка Республики Казахстан [24].
Появление дефицита
ликвидности в иностранной
Экономическое развитие Республики Казахстан в 2006 году характеризовалось сохранением высоких темпов роста, которые продолжаются на протяжении последних 7 лет. По итогам 9 месяцев 2011 года реальный рост ВВП составил 9,7%, незначительно замедлившись по сравнению с показателем 2010 года (10,7%). Основной рост был связан с высокими темпами развития таких отраслей, как обрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, строительство, торговля. Инвестиции в основной капитал за январь-ноябрь 2011 года увеличились на 10,5% (в 2010 году – 11,1%). Продолжает расти занятость в экономике. По итогам 11 месяцев 2011 года рост занятости в экономике составил 2,4% (в 2010 году – 2,0%). Как следствие, уровень безработицы сократился с 7,8% в декабре 2010 года до 7,4% в ноябре 2011 года. Тем не менее, в третьем квартале 2011 года наблюдалось замедление темпов роста в таких отраслях экономики, как горнодобывающая промышленность, строительство и финансовая деятельность.
Основное замедление в экономическом росте ожидается за счет несырьевых отраслей, которые в последние годы вносили существенный вклад в реальный рост ВВП. Дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет также обеспечиваться реализацией Плана первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2011 года. Тем не менее, не исключается вариант, при котором ситуация на мировых финансовых рынках будет продолжать ухудшаться. В этом случае экономическое развитие Республики Казахстан будет происходить по более негативному варианту.
В связи с этим рассматриваются 2 сценария развития экономики: базовый и пессимистичный [26].
При базовом сценарии ожидается сохранение значительного дефицита по текущим операциям (свыше 5 млрд. долл. США). При этом предполагается, что банки не смогут рефинансировать за счет нового внешнего заимствования все обязательства перед нерезидентами, срок погашения которых наступает в 2013 и 2014 годы. Ожидается, что в этих условиях внешние активы банков сократятся. В рамках данного сценария ожидается, что реальный рост ВВП в 2013 году составит 5%, а в 2014 году – 6,3%.Замедление темпов экономического роста будет способствовать снижению потребности в импорте товаров и сокращению в целом внутреннего спроса, что обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе к 2015 году. Как следствие в 2015 году ожидается сбалансированный платежный баланс, что предполагает сохранение объема международных резервов Национального Банка Республики Казахстан на уровне 2015 года и стабильность номинального обменного курса тенге. При сделанных предположениях относительно будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса для данного сценария получены следующие прогнозы на 2013-2014 годы. За указанный период среднегодовой рост денежной базы составит 11-15%, денежной массы – 17-19%, кредитов экономике 16-18%, депозитов в банковской системе 15-17%.
При пессимистичном сценарии предполагается, что выполнение обязательств банков перед нерезидентами будет обеспечиваться сокращением внешних активов банков при отсутствии нового заимствования из-за рубежа. Это повлечет сокращение объемов внутренних инвестиций и замедление роста внутренних сбережений. Сокращение внутреннего инвестиционного и
потребительского спроса приведет к снижению расходов на импорт и будет ограничивать расширение дефицита текущего счета в 2013 и 2014 годах. В условиях отсутствия доступа к внешним ресурсам необходимость обслуживания внешних долговых обязательств обусловит нетто-отток капитала из страны. Это будет оказывать высокое давление на обменный курс тенге в сторону его ослабления. В рамках данного сценария ожидается, что экономического роста в Республике Казахстан в 2013 и 2014 годах наблюдаться не будет.
Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2013-2014 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2012 году и 7,5-9,5% в 2013 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% и 8,0-10,0%, соответственно. Важно также иметь в виду, что если ВВП, государственные расходы и другие показатели, находящиеся в компетенции Правительства Республики Казахстан, будут пересмотрены, прогноз инфляции также может быть пересмотрен.
Кроме того, показатели денежного предложения и других индикаторов денежно-кредитной политики являются индикативными, т.е. необязательными к достижению в случае изменения условий функционирования экономики.
При выполнении предположений, сделанных в отношении будущей динамики показателей реального сектора и платежного баланса, в 2013-2014 годах произойдет сокращение денежного предложения в экономике за счет сокращения внешних и внутренних активов банковской системы и, соответственно, оттока депозитов. За указанный период среднегодовое сжатие денежной базы составит 2-4%, снижение денежной массы произойдет в среднем на 6-7%, кредитов экономике – на 4-5%, депозитов в банковской системе – на 3-4%. Следует отметить, что реализация обоих сценариев предполагает существенное замедление годовой инфляции. Если на конец 2013 года годовая инфляция сложилась на уровне 18,8%, то на конец 2014 и 2015 годов она снизится до уровня, измеряемого однозначным числом. Такое замедление инфляции связано со снижением влияния объективных факторов, как сокращение роста денежного предложения, ограничение роста совокупного спроса, отсутствие ожиданий внешних шоков [27].
Таким образом, на сегодняшний день денежно - кредитная политика, проводимая Национальным Банком, предполагает снижение минимальных резервных требований что, несомненно, благоприятно повлияет на их ликвидность. В настоящее время объем денег в экономике, по расчетам, является достаточным. В стране наблюдается нормальный денежный оборот. Поэтому Нацбанк считает, что дополнительные вливания денег в экономику не нужны. Дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет также обеспечиваться реализацией плана первоочередных действий по обеспечению
стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства.
После кризиса необходимо было решать проблему активизации кредитования экономики в целом, а не каких-то отдельных отраслей. Поэтому политика Национального Банка в данном направлении проводилась в части дестимуляции процесса хранения банками денег в Национальном Банке (на депозитах и корреспондентских счетах в Национальном Банке, в краткосрочных нотах) и направления их на кредитование экономики. Банк снижал ставки по операциям и инструментам для того, чтобы банкам стало настолько невыгодно размещать излишнюю ликвидность в Национальном Банке, что это мотивировало бы их на более активную кредитную деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткие выводы по результатам работы.
Современный этап социально-экономического развития Казахстана требует ориентировать экономическую политику на сокращение существующего разрыва между Казахстаном и наиболее развитыми странами мира. По сути, это означает необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленной на формирование современного постиндустриального общества. Необходимо достичь такого роста, который обеспечивал бы прогрессивные структурные сдвиги в экономике, избавил бы ее от все еще высокой зависимости от внешних факторов.
Очевидно, что устойчивое функционирование экономики сегодня невозможно без эффективного государственного аппарата, правоохранительной системы, справедливого суда. Абсолютным приоритетом для Правительства сегодня является реформа секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Однако осуществление любых мероприятий социально-экономической политики не должно подрывать достигнутый уровень макроэкономической стабильности. Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеном денежной политики государства является Национальный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами Нацбанка являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов. Также Нацбанк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.