Методы и типы монетарного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры денежно-кредитной политики, ее институциональных основ, типов и инструментов.
Для поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические аспекты денежно-кредитной политики;
-рассмотрена денежно-кредитная политика в переходной экономике Казахстана;
- изучены основные направления и пути совершенствования денежно-кредитной политики.

Файлы: 1 файл

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ТИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.docx

— 82.10 Кб (Скачать файл)

Сдерживающее влияние на инфляцию будет оказывать антиинфляционная политика НБ РК и Правительства. Национальный банк планирует предпринять еще ряд мер до конца года. Правительство также прилагает все усилия для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Национальный банк не исключает пересмотр своего прогноза по инфляции, но придерживается показателей, заложенных в Основных направлениях ДКП. В последние годы экономика Казахстана растет значительными темпами. Так, на протяжении 2011—2013 годов рост реального ВВП в среднем за год превышал десять процентов. Это способствует значительному расширению совокупного спроса. Если это расширение спроса не подкрепляется соответствующим расширением совокупного предложения товаров и услуг, растет инфляция. И, по нашему мнению, ее уровень на настоящий момент является адекватным сложившимся макроэкономическим предпосылкам. Конечно, в определенной степени рост инфляции обусловлен и спекулятивным фактором. Однако влияние этого фактора незначительно в сравнении с другими факторами, имеющими фундаментальный характер. Кроме того, Правительство совместно с местными исполнительными органами предпринимает необходимые меры по развитию конкуренции на рынках товаров и услуг и предупреждению сговора, тем самым снижая степень влияния спекулятивного фактора. Они являются одной из немаловажных причин инфляции. Инфляционные ожидания могут повлиять на увеличение спроса в ожидании роста цен в будущем. Это в свою очередь оказывает давление на цены в сторону их повышения. Когда инфляция становится очевидной, инфляционные ожидания потребителей нарастают, и продолжает раскручиваться спираль инфляции, вызванной чрезмерным ростом спроса по сравнению с ростом предложения. К сожалению, этот психологический фактор, в сущности, не поддается контролю [15].

Таким образом, переходные процессы в экономике Казахстана сопровождаются общим спадом производства, потерей хозяйственных связей, безработицей. Экономическая дестабилизация выражается в дисбалансе совокупного спроса и предложения, внушительном дефиците государственного бюджета, инфляции. Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного климата. Практически единственной мерой является повышение доверия к проводимой политике, что обеспечивается правильными действиями властей по достижению поставленных ориентиров. В текущем году инфляционные ожидания не проявляются так сильно. Думаю, этому в немалой степени способствуют более сбалансированная денежно-кредитная политика Национального банка и социальная политика Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

3.1 Основные направления  совершенствования денежно-кредитной  политики

 

В целом, можно сказать, что Казахстан прошел «дно» кризиса и вступил в фазу посткризисного развития, в котором предполагается период восстановительного роста, и период качественного и сбалансированного роста экономики.

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию, как в финансовой системе, так и в экономике Казахстана в целом.

НацБанк не считает, что возможная нестабильность на мировых финансовых рынках негативно скажется на Казахстане, так как проблема внешнего заимствования банковского сектора, которая являлась проводником кризиса в финансовую систему Казахстана, на данный момент урегулирована.

Вероятность возникновения второй волны мирового кризиса является высокой. При этом необходимо учитывать, что основной проблемой может стать не возникновение нового кризиса, а то, что восстановление мировой экономики от последствий нынешнего кризиса может быть довольно долгим.

Проблемы с перегревом экономики возникли тогда, когда кредитование росло на 50-80% в год. В 2008 году, за январь-май кредитование банками экономики выросло только на 2,8%. Поэтому сейчас слишком преждевременно говорить о перегреве, надо хотя бы восстановить нормальную кредитную активность банков, соответствующую потребностям экономики [16].

В настоящее время АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» владеет 81,5% простых акций АО «БТА Банк», 67% простых акций АО «Альянс Банк» и 79,9% простых акций АО «Темірбанк».

Дополнительная капитализация БТА Банк, Альянс Банк и Темірбанк за счет выкупа государством простых акций данных банков в значительной мере способствовала стабилизации банковского сектора и позволила поддержать кредитную активность данных банков на достаточно высоком уровне. Кроме того, успешное завершение в 2010 году реструктуризации внешнего долга БТА Банк, Альянс Банк и Темірбанк содействовало восстановлению доверия инвесторов к казахстанскому банковскому сектору. Выход из капитала запланирован до 01.09.2012г.

Основные показатели - капитализация и наличие ликвидных активов - свидетельствуют о стабильном состоянии банковского сектора в текущее время. При этом стабильность банковского сектора и умеренное восстановление деловой активности в стране способствовали своевременно принятые антикризисные меры государства по смягчению последствий финансового кризиса. Кроме того, росту кредитной активности также будет способствовать реализация государственных программ «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Производительность 2020». Что касается вхождения Правительства в капитал банков, то в настоящее время отсутствуют какие либо предпосылки для проведения дополнительной капитализации банков за счет средств государства [17].

На рассмотрении Мажилиса Парламента РК находится проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательный акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков». Данный законопроект разработан по поручению Главы государства, озвученному им в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана». Нормы данного законопроекта направлены преимущественно на минимизацию уязвимости финансовой системы, выявленной в период кризиса.

Во-первых, законопроект предусматривает запрет на выдачу займов (гарантий) лицам, не имеющим прозрачной структуры собственности и понятных перспектив бизнеса. Ужесточаются требования к условиям операций банков с их аффилированными лицами, что минимизирует их возможное негативное влияние на банки.

Во-вторых, запрещаются инвестиции банковских холдингов в капитал нефинансовых организаций. Инвестиции банков в капитал дочерних и зависимых финансовых организаций будут ограничиваться. Эти меры дополняются требованиями по консолидированному надзору.

В-третьих, законопроект предусматривает меры, направленные на повышение устойчивости пенсионных фондов и снижение рисков на рынке ценных бумаг.

Следует отметить, что 31 мая 2011 года Национальным Банком были повышены нормативы минимальных резервных требований с 1,5% до 2,5% по внутренним обязательствам банков, и с 2,5% до 4,5% - по иным обязательствам банков. Такое решение было принято на фоне сохраняющегося инфляционного давления в экономике. При этом данное повышение не окажет негативного влияния на ликвидность банков. Так, вот уже на протяжении длительного времени (с 2011 года) ликвидность банков, размещенная в инструментах Национального Банка, остается на высоком уровне.

Что касается инструментов, то Национальный Банк осуществляет регулирование лишь краткосрочной (т.е. до 1 года) ликвидности банковского сектора. Национальный Банк выпускает краткосрочные ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев. Во втором полугодии 2011 года мы дополнительно начнем выпуск нот со сроком обращения 9 месяцев. Кроме того, Национальный Банк привлекает от банков депозиты со сроками 7 дней и 1 месяц. Более долгосрочные ценные бумаги выпускаются Министерством финансов, перечень которых достаточно широк.

В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда основной целью было определено сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках.

При этом, начиная с 2010 года, был установлен фиксированный размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет в размере 8 млрд. долл. США в год. Гарантированный трансферт направляется на финансирование расходов текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития, предусматривающих инвестирование в проекты, результатами которых будут пользоваться будущие поколения.

Использование средств Национального фонда на кредитование экономики несет в себе ряд рисков, которые не только не будут способствовать стабильному развитию экономики, но приведут к возникновению серьезных структурных проблем.

Предоставление кредитов экономике за счет средств Национального фонда является безусловной и неконтролируемой эмиссией денег. В данном случае эти средства не будут обеспечены золотовалютными резервами, что может привести к неконтролируемому росту цен.

При этом предоставление кредитов за счет средств Национального фонда является несопоставимым по уровню рисков по сравнению с консервативной политикой инвестирования данных средств в иностранные активы [18].

Основные факторы роста инфляции в 2010 году были связаны с несбалансированностью спроса и предложения в экономике, что, главным образом, вызвано:

- расширением совокупного  спроса ввиду повышения заработных  плат, социальных пособий и пенсий  из бюджета на 25% в 2010 году;

- с первого июля повышены зарплаты гос.служащим на 30%.

По итогам июня 2011 года годовая инфляция в Казахстане сложилась на уровне 8,4%, по итогам 2011 года мы ожидаем, что она сложится в пределах 6-8%. При этом на уровень инфляции влияют многие факторы. Среди них рост деловой активности, высокий уровень инфляции в странах - основных торговых партнерах, высокие мировые цены на нефть, низкий уровень конкуренции и многие другие. Повышение пенсий, пособий и других социальных выплат из бюджета, хоть и оказывает влияние на повышение цен, но все же не является основным фактором их роста.

Хотелось бы отметить, что в 2011 году заработные платы, пенсии, стипендии, социальные и иные пособия из бюджета повышены на 30%, что более чем в 3,5 раза или на 21,6 п.п. превышает текущий уровень инфляции.

За 1 полугодие 2011 года инфляция сложилась на уровне 5,1%. Между тем, Национальный Банк не рассматривал вопрос пересмотра инфляции, сохраняя его в пределах 6-8%, т.к. он обладает достаточно сильным инструментарием, который позволяет сдерживать инфляционное давление в экономике. Национальный Банк проводит денежно-кредитную политику, направленную на поддержание денежного предложения на уровне, адекватном текущему макроэкономическому развитию Казахстана: увеличили объемы стерилизационных операций, повысили официальную ставку рефинансирования, нормативы минимальных резервных требований. Данные меры должны способствовать некоторому снижению инфляционного фона и удержанию инфляции в заявленном коридоре. Регулируя количество денег в экономике, Национальный Банк оказывает косвенное влияние на формирование потребительских цен в стране. В настоящее время в условиях усиления инфляционного давления Национальный Банк проводит операции по изъятию ликвидности на денежном рынке. В частности, увеличиваются объемы операций по выпуску краткосрочных нот, привлечению депозитов от банков, увеличиваются ставки Национального Банка (официальная ставка рефинансирования, нормативы минимальных резервных требований). С помощью данных мер Национальный Банк сохраняет объем денежного предложения на уровне, адекватном текущему макроэкономическому развитию Казахстана, с определенным временным лагом это должно сказаться на снижении инфляционного фона.

Скорость обращения денег - это среднегодовое количество оборотов, совершаемое деньгами при обслуживании сделок. Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов, в том числе экономических кризисов и спадов, темпов экономического роста, уровня инфляции, уровня развития кредита, безналичных расчетов, автоматизации расчетов, структуры платежного оборота. В частности, по состоянию на конец июня 2011 года скорость обращения денег составила 2,53, в то время как на конец 2010 года этот показатель был зафиксирован на уровне 2,57  [19].

Согласно общепринятому мнению денег много не бывает. Однако для экономики это правило не совсем применимо: денег должно быть ровно столько, какова потребность в них самой экономики. Объем денег в экономике зависит от множества факторов и достаточно сильно различается среди стран. В целом темпы номинального роста экономики в стране должны быть сопоставимы с темпами роста денежной массы. Если темпы роста денежной массы превышают темпы экономического роста, в экономике страны, как правило, наблюдается усиление инфляционного давления. Когда происходит обратное явление, это может спровоцировать нехватку наличности на рынке и, соответственно, затормозить темпы экономического роста.

По оценкам, в Казахстане существующий уровень денежной массы является адекватным нынешнему уровню развития экономики. В частности, за сентябрь текущего года денежная масса увеличилась на 3,2% - до 9 820,9 миллиарда тенге. С начала года - рост составил 15,8%. Объем наличных денег в обращении вырос на 0,5% и составил 1 260,7 миллиарда тенге. С начала года произошел рост на 9,8%. Депозиты в банковской системе за этот период также выросли на 3,6% - до 8 560,3 млрд. тенге. С начала года - рост на 16,7%. При этом доля депозитов в структуре денежной массы увеличилась с 86,8% в августе 2011 года до 87,2% в сентябре 2011 года вследствие опережающих темпов роста депозитов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении.

После кризиса необходимо было решать проблему активизации кредитования экономики в целом, а не каких-то отдельных отраслей. Поэтому политика Национального Банка в данном направлении проводилась в части дестимуляции процесса хранения банками денег в Национальном Банке (на депозитах и корреспондентских счетах в Национальном Банке, в краткосрочных нотах) и направления их на кредитование экономики. Банк снижал ставки по операциям и инструментам для того, чтобы банкам стало настолько невыгодно размещать излишнюю ликвидность в Национальном Банке, что это мотивировало бы их на более активную кредитную деятельность [20].

 

 

3.2 Пути совершенствования  денежно-кредитной политики Республики  Казахстан

 

По сложившейся практике Национальный Банк Республики Казахстан ежегодно разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящие 3 года, в которых определяются целевые ориентиры по инфляции, а также меры денежно-кредитной политики по их достижению. Определение стратегических направлений политики на среднесрочный период повышает предсказуемость политики Национального Банка Республики Казахстан и снижает степень неопределенности для участников финансового рынка в направлении его развития.    В 2011 году выполнение задач, стоящих перед Национальным Банком Республики Казахстан, осложнилось высокой степенью неясности перспектив развития мирового финансового рынка и, соответственно, внутренней экономики.

Информация о работе Методы и типы монетарного регулирования