Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:16, курсовая работа
Главной целью данной работы является разработка, с учетом эволюции маркетинговой стратегии предприятий сферы потребительских услуг, представлений о социально ориентированном маркетинге, обоснование экономического механизма и технологий перехода предприятий, обслуживающих население региона, к данной модели маркетинга.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
выявить особенности маркетинга услуг, его специфику;
определить основные положения, принципы и особенности маркетинга на рынке потребительских услуг;
оценить возможности использования социально-ориентированного маркетинга в сфере потребительских услуг;
определить ограничения и сложности его реализации;
обосновать инструментарий для внедрения в услуговом сервисе в конкретном регионе - Ростовской области.
Введение 3
Глава 1. Особенности маркетинга услуг 4
1.1 Характеристика услуг и их классификация 4
1.2 Маркетинг на рынке потребительских услуг 7
Глава 2. Социально-ориентированный маркетинг 10
2.1 Социально-ориентированный маркетинг услуг 11
2.2 Социально-ориентированный маркетинг в сфере ЖКУ 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Приложения 20
Объектом производственных услуг является юридическое лицо, предприятие, индивидуальный предприниматель, например, обслуживание текущих и расчетных счетов в банке, тепло-, электро-, газо- и водоснабжение, перевозка грузов.
Объектом потребительской услуги, в том числе бытовой, являются; сам потребитель (услуги парикмахерских, бань); имущество потребителя (услуги по ремонту одежды, обуви, бытовой радиоэлектронной аппаратуры); отношения между людьми (консультационные услуги); условия обитания человека (услуги по ремонту домов, квартир, гостиничное хозяйство); организационно-экономический потенциал человека (услуги проката, ломбардов, банков). Субъектом услуги являются: сам потребитель (самообслуживание); индивидуальный предприниматель (официальный и неофициальный); негосударственные предприятия; государственные (муниципальные) предприятия; религиозные и общественные организации.
Чтобы понять различия в содержании потребительских услуг, классифицируем их по функциональному признаку:
Приведенные выше варианты классификации услуг являются достаточно условными, но позволяют понять необходимость использования различных методик при сертификации потребительских услуг. Следует отметить, что бытовые услуги широко представлены в ряду потребительских услуг. Важной особенностью сертификации бытовых услуг является необходимость учета их специфических особенностей, к числу которых относятся:
Поскольку оказание услуг осуществляется при взаимодействии потребителя и исполнителя, возникает необходимость установления требований к обслуживающему персоналу и условиям обслуживания. При этом основным критерием качества услуги является ее оценка самим потребителем.
Рассмотрев основные положения маркетинга сферы услуг, можно выделить два очень важных положения в сфере потребительских услуг, без которого любое сервисное предприятие долго не потянет. Это доступность сервиса и дружелюбность атмосферы, царящей при работе с клиентом и между сотрудниками. Именно на людях лежит основной груз маркетинга сферы потребительских услуг, и работе с персоналом сервисные организации должны уделять особое внимание.
В основе маркетинговой деятельности сферы потребительских услуг лежит стремление овладеть и управлять рынком через удовлетворение нужд потребителей. До недавнего времени организации сферы услуг уступали фирмам-производителям по интенсивности использования маркетинга. Многие фирмы, работающие в сфере потребительских услуг, очень малы (сапожные мастерские, парикмахерские, химчистки) и считают маркетинг слишком дорогим. Услуги других организаций (колледжей, госпиталей) длительное время пользовались очень большим спросом и до недавнего времени не нуждались в маркетинге. Третьи (юридические, медицинские и бухгалтерские компании) считали, что пользоваться маркетингом недостойно. Организации, предоставляющие "деликатные" услуги (похоронные бюро), даже и не думали применять маркетинг в своей деятельности, поскольку это было бы неблагоразумно с их стороны.
В формировании предложения используется так называемый «маркетинговый инструментарий» - направленная активность относительно продвигаемого объекта, в нашем случае, сферы потребительских услуг. Включает в себя формирование встречных услуг и предложений, а также распространение и коммуникацию.
Обратимся к медицине. Сейчас очень актуально и необходимо использование маркетингового инструментария для развития системы здравоохранения. Вопросы экономики и управления медицинскими предприятиями становятся насущными. Переориентация отечественного здравоохранения на производство и предложение медицинских услуг, формирование рынка медицинских услуг, развитие страховой медицины значительно повышают требования к качеству управления. От руководителей медицинских предприятий требуются не только профессиональные медицинские знания, но и уверенная ориентация в медицинской сфере услуг.
Вот лишь несколько принципов управления медицинскими предприятиями, способствующих формированию предложений медицинских услуг:
Медицине в плане формирования предложений по услугам приходится, вероятно, тяжелей всего. Для привлечения новых клиентов и удержания старых, помимо современных знаний о данной сфере услуг, почти всегда требуются серьезные денежные вложения. Коммерческие медицинские предприятия в этом плане, конечно, выигрывают, они могут зачастую себе позволить рекламу во всех видах СМИ, устраивать маркетинговые мероприятия и т.д. Государственным же учреждениям необходимо иметь положительную репутацию и оправданное доверие, возможно, не одного поколения. Все мы прекрасно знаем, что подобная репутация и есть самое лучшее предложение в сфере услуг. Так же, как торговым центрам и магазинам, медицинским учреждениям следует уделять внимание «географическому нацеливанию». Вряд ли кто будет искать сложных путей и поедет в самую навороченную стоматологическую клинику, если она находится далеко от дома или работы, если рядом есть вполне цивилизованная «Стоматология», не внушающая опасений за свои здоровье и финансы. Так что если у потребителя есть выбор, он сделает выбор в пользу комфорта. Этот факт нельзя игнорировать при составлении предложений по услугам.
Все это, и еще огромное количество неперечисленных нюансов, влияет на разработку маркетинговой стратегии, в том числе и на формирование предложения.
В данном случае, хороша маркетинговая политика не реактивного, а предугадывающего (опережающего) типа, такая политика, которая формирует рынок и потребительский спрос.
Помимо основополагающего принципа маркетинга – суверенитета потребителя, в сфере потребительских слуг еще подключается принцип концентрации усилий - в данном случае сосредоточение усилий и ресурсов организации на производстве и оказании таких услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных сегментах рынка. Услуги должны соответствовать характеру и перспективам спроса целевой аудитории по замыслу, ассортименту, характеристикам, качеству и конкурентоспособности.
Глава 2. Социально-ориентированный маркетинг
Социально ориентированный маркетинг представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм маркетинговой деятельности фирм, ориентированных не только на максимальный учет запросов, вкусов, уровень платежеспособного спроса, особенностей условий жизни, имиджа покупателей товаров и потребительских услуг, но и одновременный учет интересов общества (или социума конкретной территории). Выражается в реализации принципов обеспечения экономической свободы потребителей, безопасности предоставляемых им услуг и продаваемых товаров, участии в социальных программах, обеспечении исчерпывающей и полной информации для покупателей и т.д.
В сфере потребительских услуг при организации непосредственного обслуживания населения формируется комплекс отношений с потребителями, содержащий социальную компоненту. Это определяется рядом факторов:
В наибольшей степени учет действия указанных факторов возможен в модели социально-ориентированного маркетинга, т.к. обязательным условием позитивной оценки деятельности компании в соответствии с данной моделью является утвердительный ответ на три вопроса:
Понятие «социально-ориентированный маркетинг» применительно к сфере потребительских услуг может быть сформулировано как вид деятельности, направленной на удовлетворение нужд и запросов потребителей услуг, обеспеченной их платежеспособным и социально-гарантированным спросом. Ее особенностями являются: придание системе маркетинга идеи социоцентризма как основополагающего принципа; существенный сдвиг в системе целеориентации, укрепление позиций общегуманистических морально-нравственных ценностей; восприятие социально значимого эффекта со стороны финансово-уязвимых групп населения.
Социальная ориентация
маркетинга предприятий сферы потребительс
В условиях жесткой конкуренции на современных рынках конкурентоспособность услуги определяется, прежде всего, ее уникальностью и дополнительной ценностью. Одним из способов создания такой ценности может выступать именно социально-ориентированная маркетинговая стратегия компаний, работающих на рынках потребительских услуг.
Сфера потребительских услуг формирует систему социальных отношений и сама становится объектом их формирования, т.к. процесс взаимного влияния в сложной системе социальных потребностей базируется на системе психологических потребностей. Компании сферы потребительских услуг, ориентированные на социальный маркетинг, способны оказать влияние на следующие аспекты потребительского поведения:
Некоторые услуги становятся основой социальной защищенности населения, определенного социального статуса, социальной гарантией благополучия (например, страхование). Следует отметить, что в России начинают проявляться реальные элементы социально ориентированного маркетинга компаний. Условно их можно разделить на три группы:
Основу для движения в направлении усиления социальной составляющей маркетинга должен составить экономический механизм, обеспечивающий реализацию идеи социально-ориентированного маркетинга. Его структура и реализация в компании, оказывающей потребительские услуги, представлена на Рис. 1(Приложения с.28). Данная разработка отражает необходимое единство трех составляющих, включенных в процесс реализации социально-ориентированного маркетинга в сфере потребительских услуг (потребители, предприятия сферы услуг, общество).