Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:16, курсовая работа
Главной целью данной работы является разработка, с учетом эволюции маркетинговой стратегии предприятий сферы потребительских услуг, представлений о социально ориентированном маркетинге, обоснование экономического механизма и технологий перехода предприятий, обслуживающих население региона, к данной модели маркетинга.
На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:
выявить особенности маркетинга услуг, его специфику;
определить основные положения, принципы и особенности маркетинга на рынке потребительских услуг;
оценить возможности использования социально-ориентированного маркетинга в сфере потребительских услуг;
определить ограничения и сложности его реализации;
обосновать инструментарий для внедрения в услуговом сервисе в конкретном регионе - Ростовской области.
Введение 3
Глава 1. Особенности маркетинга услуг 4
1.1 Характеристика услуг и их классификация 4
1.2 Маркетинг на рынке потребительских услуг 7
Глава 2. Социально-ориентированный маркетинг 10
2.1 Социально-ориентированный маркетинг услуг 11
2.2 Социально-ориентированный маркетинг в сфере ЖКУ 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Приложения 20
Сформулированный
Одним из важных моментов в деятельности компаний, оказывающих услуги, является культура их продаж. В современной литературе выделяют достаточно много моделей культуры продаж услуг: «анархия», «хаотическая», «стражи интересов клиента», «традиции», «юридическая», «семейная» и др. [1, с. 142-143].
Необходимость ориентации предприятий сферы потребительских услуг на концепцию социально-ориентированного маркетинга предопределяется растущей социализацией общества, преобладанием социальных потребностей людей в общей системе их ценностей, пониманием важности социальной ответственности бизнеса. Именно социально-ориентированный маркетинг применим как действенный инструмент реально-поступательного развития современной сферы потребительских услуг.
Позитивные результаты реализации социально ориентированного маркетинга для предприятий, предоставляющих населению услуги потребительского характера, состоят в укреплении их отношений с клиентами и переходе в отношениях с большинством из них к долгосрочному взаимодействию, утверждении позитивной репутации и благоприятного имиджа на рынке потребительских услуг, улучшением взаимоотношений с органами регионального управления и целевыми аудиториями вследствие участия в программах социальной поддержки, спонсорства, благотворительности.
2.2 Социально-ориентированный маркетинг в сфере ЖКУ
Указанный подход, несомненно, может быть весьма продуктивным для российских бизнес компаний, работающих в сфере обслуживания. Одной из таких сфер является весьма социально важный сектор экономики — жилищно-коммунальные услуги.
Специалисты и управленческие структуры, осуществляющие жилищную реформу, оценивают современное состояние жилищно-коммунальной сферы страны как кризисное, характеризующееся дотационностью, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий и большими потерями энергоносителей.
В этих условиях, несомненно, рекомендовать уже в скорейшем времени переход на эффективные и весьма продвинутые модели культуры продаж жилищно-коммунальных услуг населению (например, «стражи интересов клиента») представляется, по меньшей мере, утопией. Однако, принципы социального маркетинга при организации российского ЖКХ, маркетинговый учет изменения спроса и предложения могут быть вполне реализуемы и эффективны.
Развитие социально-ориентированного маркетинга в сфере ЖКУ необходимо, поскольку он является концепцией ориентации на потребности, способной защитить права потребителя. Концепция социально-ориентированного маркетинга реализуется через согласование возможностей предприятий сферы услуг, запросов потребителей и требований общества, в частности, в области охраны окружающей среды и определенных социальных обязательств производителей. И, несмотря на ряд ограничений организационного, юридического, коммерческого, коммуникативного характера, данная модель, несомненно, подходит для условий российской экономики.
Применительно к жилищно-коммунальной сфере можно выделить следующие цели социально-ориентированного маркетинга:
Субъектами социально-ориентированного маркетинга сферы жилищно-коммунальных услуг являются: предприятия жилищно-коммунальной сферы, обеспечивающие взаимосвязь потребителей и производителей услуг, общество (потребители ЖКУ, общественность), оказывающее влияние на рынок с целью обеспечения запросов конечных потребителей и требований социума, региональные и муниципальные структуры управления.
В условиях становления
социально-ориентированной
Конкретизация
системы социально-
В целях разработки экономического механизма реализации модели социального маркетинга предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению Ростовской области, была проведена сегментация рынка жилья г. Ростова-на-Дону. По каждому из сегментов сформулированы направления повышения качества ЖКУ, а также социальные права их потребителей. Данный механизм, включающий также дифференциацию роли государства на каждом из секторов рынка жилищно-коммунальных услуг, представлен в Табл. 2(Приложения, с.29).
Для реализации указанного механизма целесообразно осуществление следующих мер:
- создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса долгосрочных заемных ресурсов и др.
Новая система
экономических отношений в
Реализация этой экономической модели, в значительной степени отвечающей требованиям социально-ориентированного маркетинга, позволит привлечь дополнительные источники финансирования, обеспечить необходимый режим функционирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы индивидуальных социальных счетов граждан, защиту их прав, повышение качества обслуживания.
Способствовать реализации такого алгоритма на предприятиях ЖКУ г. Ростова-на-Дону могут следующие мероприятия:
Преобразование контингентов собственников жилья в товарищества в границах земельного участка и расположенного на нем жилого здания, как представляется, является одним из наиболее приемлемых способов защиты их прав, влияния на цены и качество предоставляемых услуг, что позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
Таким образом, оценка возможностей и ограничений реализации социально-ориентированного маркетинга в сфере потребительских услуг позволяет сделать ряд выводов:
Заключение
Основы маркетинга сферы услуг, как и маркетинга другой сферы (маркетинга товаров) заключается в анализе рынков сбыта и в выявлении и удовлетворении потребностей потребителя. «Делай то, что другим делать лень, и ты заработаешь на этом!» - один из постулатов маркетинга сферы услуг. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей – людей, которые могут вообще не иметь никакого отношения к данному продукту или услуге. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об этом так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
Маркетинг сферы потребительских услуг настолько велик, что очень трудно найти свою нишу. А ниш, не занятых никем, наверное, уже не существует. И, скорее всего, если кому-то удастся найти эту незанятую нишу и суметь её занять первым, то, скорее всего, этот человек озолотится и прославится. Как пример, мы можем рассмотреть маркетинг образовательных услуг. Не сказать, что эта та работа, которой всем лень заниматься, но в маркетинге образовательных услуг есть сфера, которой все-таки лень занимать. И что это за сфера, знают все студенты – написание работ к сессии. Представим, что студенту задали написать реферат или курсовую работу по маркетингу услуг. И тут студент не полениться поискать тех, кто сможет выполнить эту нужную, но нудную работу вместо него. Вот для этого и нужен маркетинг сферы услуг.
Проблемы маркетинга потребительских услуг заключаются в том, что очень быстро возникает конкуренция. Все же, в производстве, организовать стремительно и использовать инновации для борьбы с конкурентами возможно не так оперативно, как в сфере услуг. Маркетинг сферы услуг очень подвижен, проводить маркетинговые исследования нужно постоянно, чтобы, учитывая особенности маркетинга услуг, быть в курсе действий конкурентов. И не пытаться потом догнать их в своих действиях, а опередить, причем желательно на несколько шагов.
В современной экономике социально-ориентированный маркетинг реализуется через систему принципов, методов, средств и инструментов маркетинговой деятельности компаний, объединенных общностью ориентации (наряду с максимальным учетом запросов, вкусов, уровня платежеспособного спроса, особенностей условий жизни, этнического менталитета покупателей товаров и потребителей услуг), на реализацию интересов социума конкретной территории и ценностных установок общества в целом. Это выражается в участии компаний-производителей товаров и услуг в социальных программах, учете принципов экономической свободы потребителей, предоставлении гарантий безопасности продаваемых товаров и оказываемых услуг, доведении достоверной и полной информации до покупателей. Значимость этих факторов предопределяется растущей социализацией общества, доминированием социальных потребностей людей в общей системе их ценностей, пониманием важности социальной миссии и ответственности бизнеса.