Муниципальное заимствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью предлагаемой работы является исследование специфики потенциала и механизма формирования и функционирования региональной заемной системы как условия мобилизации дополнительных кредитных ресурсов и их инвестирования в хозяйство региона для решения текущих и перспективных задач социально-экономического развития.

Содержание работы

1. Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
2. Теоретическое понимание категории муниципальные заимствования ---- 5
3. Механизм развития МЗ в современных условиях РФ ------------------------- 9
4. Основные факторы влияющие на развитие МЗ -------------------------------- 13
5. Основные направления развития МЗ -------------------------------------------- 20
6. Особенности МЗ в Волгограде ------------------------------------------------------22
7. Заключение -----------------------------------------------------------------------------25
8. Список используемой литературы ----------------------------------------------- 27

Файлы: 1 файл

Мой готовый курсовой.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

   Оглавление

  1. Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
  2. Теоретическое понимание категории муниципальные заимствования ---- 5
  3. Механизм развития МЗ в современных условиях РФ ------------------------- 9
  4. Основные факторы влияющие на развитие МЗ -------------------------------- 13
  5. Основные направления развития МЗ -------------------------------------------- 20
  6. Особенности МЗ в Волгограде ------------------------------------------------------22
  7. Заключение -----------------------------------------------------------------------------25
  8. Список используемой литературы ----------------------------------------------- 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   В современных условиях, когда перед  региональными органами власти и управления субъектов федерации ставится задача обеспечения комплексного развития регионов, пропорционального функционирования производственной и непроизводственной сфер, возникает необходимость дальнейшего расширения и укрепления их финансовой базы и поиска источников ее наполнения.

   Одними  из важнейших направлений решения  данной задачи являются развитие рынка субфедеральных займов и формирование единой заемной системы региона. Это позволило бы привлечь дополнительные ресурсы за счет сбережений и накоплений хозяйственных субъектов и направить их в форме инвестиций на модернизацию и реконструкцию объектов муниципального хозяйства, реализацию территориальных социально-экономических программ развития. В этой связи исследование механизма формирования региональной заемной системы с учетом отечественного и зарубежного опыта представляется актуальным и имеет теоретическую и практическую значимость.

   Проблема  формирования заемной системы региона является относительно новой для отечественной экономической науки. В последнее время довольно часто появляются исследования, посвященные отдельным ее аспектам: развитию регионального рынка ценных бумаг и его сегмента — рынка муниципальных займов, привлечению инвестиций в регион и т. п.

   Это объясняется тем, что, во-первых, акцент исследований и практического решения данной проблемы сместился на уровень регионов в связи с усилением их самостоятельности и ответственности, а также несомненной привлекательностью данной системы как источника инвестирования средств для решения их социально-экономических проблем. Во-вторых, поскольку описываемые в работе тенденции начали складываться лишь во второй половине 90-х гг., интерес исследователей вызывает современное состояние проблемы кругооборота заимствований и механизм их непрерывной трансформации в инвестиции в региональную экономику, а затем в доходы и вновь в кредиты и инвестиции.

   Необходимо  отметить, что, несмотря на достаточно широкий спектр теоретических и практических разработок в области региональных заемных отношений, многие вопросы еще не достаточно изучены и дискуссионны. В частности, методология формирования и теория функционирования механизма трансформации заемных средств в инвестиции как способа организационного обеспечения решения социально-экономических проблем стабилизации и роста регионов, в сущности, не рассматривались, хотя на практике предпринимаются попытки обоснования, моделирования и реализации.

   Актуальность  темы, ее практическая значимость и  недостаточная разработанность вопросов формирования региональной заемной системы обусловили целевую направленность и задачи данного исследования.

   Целью предлагаемой работы является исследование специфики потенциала и механизма формирования и функционирования региональной заемной системы как условия мобилизации дополнительных кредитных ресурсов и их инвестирования в хозяйство региона для решения текущих и перспективных задач социально-экономического развития.

   В соответствии с поставленной целью  требуют теоретического решения следующие задачи:

   • определить предпосылки и особенности современного этапа развития рынка субфедеральных облигационных займов и сравнить эффективность их использования с другими способами привлечения инвестиционных ресурсов в сложившихся условиях;

   • исследовать и обобщить тенденции  и опыт функционирования рынка региональных облигационных займов в России и за рубежом;

   • проанализировать закономерности становления  заемной системы региона и  раскрыть механизм ее функционирования;

   •  разработать систему оценки эффективности функционирования региональной заемной системы;

   • выявить проблемы формирования заемной  системы региона и обосновать основные направления ее совершенствования (на примере Волгоградской области).

   Объектом  исследования в настоящей работе являются условия, структура, функции и процессы развития региональной заемной системы.

   Предмет исследования — отношения между  экономическими субъектами, их интересы, тенденции, противоречия, механизмы осуществления и регулирования государственного заимствования сбережений и накоплений для инвестирования средств в экономику региона.

   Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и  зарубежных ученых, представляющих различные экономические школы и направления; монографии, статьи, посвященные рассматриваемой теме.

   При разработке основных теоретических  положений и практических рекомендаций в рамках системного подхода применены методы структурного, функционального, статистического, сравнительного, монографического анализа и имитационного моделирования изучаемых процессов.

   Информационную  базу исследования составили документы  и материалы органов государственной  власти и управления, материалы и  данные периодической печати, монографическая  и другая научная литература. В  качестве эмпирической базы научно-практических разработок использованы материалы официальных статистических сборников и специальных изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Теоретическое понимание категории  муниципальные заимствования

   В настоящее время в России наиболее распространенным источником покрытия инвестиционных расходов остается муниципальное заимствование. Муниципальные займы — это денежные ресурсы физических и юридических лиц, иностранных государств, финансовых организаций, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ или муниципального образования как заемщиков или гарантов. В мировой практике к муниципальным облигационным займам относят заимствования, осуществляемые уровнями государственной власти ниже центрального правительства, путем выпуска долговых ценных бумаг на срок более одного года.

   Органы  местного самоуправления от имени местного сообщества имеют право прибегать к заимствованиям только тогда, когда иное финансирование расходов недоступно или экономически не целесообразно. Финансовые ресурсы могут привлекаться путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит главе муниципального образования, если уставом муниципального образования не установлено иное.

   Совокупность  долговых обязательств муниципального образования является муниципальным долгом.

   Долговые  обязательства муниципального образования  не должны превышать 10 лет и могут  существовать в форме:

   — кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

   — муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

   — договоров о предоставлении муниципальных  гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

   — долговых обязательств юридических  лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

   В местном бюджете должен быть установлен верхний предел муниципального долга. При этом предельно допустимая сумма  долговых обязательств органов местного самоуправления, предельный объем заемных средств, направляемых муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита местного бюджета, предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году, сроки погашения долговых обязательств органов местного самоуправления не могут превышать значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Предельный объем муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

   Основными формами получения заемных средств  органами региональной и местной власти являются следующие:

   • банковский кредит — получение заемных  средств путем установления кредитных отношений с коммерческими банками на принципах срочности, платности и возвратности;

   •  вексельный заем — эмиссия казначейских векселей и казначейских обязательств — ценных бумаг со сроком обращения менее одного года;

   • облигационный заем — эмиссия облигаций муниципального займа — ценных бумаг со сроком обращения более одного года. Облигации являются инструментом фондового рынка (рынка капиталов), что имеет принципиальное значение, поскольку привлеченные средства направляются на развитие основных фондов, а проекты, под которые выпускаются облигации, имеют инвестиционную направленность.

   Помимо  этого возможно привлечение средств  с помощью ценных бумаг муниципальных  банков или иных муниципальных предприятий, создания акционерных обществ с участием в уставном капитале муниципалитета (как правило, за счет взноса имущества) и привлечения сторонних инвесторов, выпуска складских свидетельств и других ценных бумаг.

   Займы, выпущенные российскими органами власти, разделяются на субфедеральные, выпущенные субъектами Федерации, и собственно муниципальные, выпущенные муниципальными образованиями.

   Сравнительный анализ различных способов получения  заемных средств показал, что  облигации более, чем другие заемные инструменты (векселя, складские свидетельства, опционы и т. п.), удовлетворяют интересам широкого круга инвесторов и могут эффективно использоваться в заемной системе региона, обеспечивая ей достаточную устойчивость.

   Основными целями выпуска субфедеральных облигационных займов являются следующие:

   • финансирование текущего дефицита бюджета. В современных условиях для мобилизации крупных финансовых ресурсов требуются крупные заемные операции, которые можно проводить и с помощью эмиссий долговых обязательств;

   •  погашение ранее размещенных займов. Такой способ рефинансирования задолженности местного бюджета возможен при условии доверия держателей облигаций к властям и известной финансовой осмотрительности эмитентов;

   • сглаживание колебаний при поступлении  налоговых платежей в бюджет (ликвидация кассовых разрывов) также может происходить путем выпуска долговых обязательств. Такое решение задачи возможно в тех регионах, где налоговая база зависит от сезонного производственного цикла;

   • обеспечение коммерческих банков и  иных финансовых структур (страховых и пенсионных фондов) ликвидными и высоконадежными вторичными резервными активами;

   • финансирование собственных местных  программ и капиталоемких проектов;

   • решение общенациональных или интересующих государство по той или иной причине задач путем выпуска долговых обязательств при соответствующих гарантиях.

   Данные  цели определяют следующие группы задач, которые решают российские органы региональной и местной власти при выпуске облигационных займов: бюджетные, социальные, инвестиционные. Бюджетные задачи связаны с решением проблем региональных и местных бюджетов. Организация займов для достижения социальных целей связана с необходимостью и приоритетностью финансирования социальных мероприятий, выбранных органами региональной и местной власти в соответствии с современной экономической ситуацией.

   Инвестиционные  задачи предполагают финансирование за счет займов различных инвестиционных проектов, осуществление жилищного строительства, развитие приоритетных отраслей региональной экономики, а также производственной, транспортной и социальной инфраструктур.

Информация о работе Муниципальное заимствование