Муниципальное заимствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью предлагаемой работы является исследование специфики потенциала и механизма формирования и функционирования региональной заемной системы как условия мобилизации дополнительных кредитных ресурсов и их инвестирования в хозяйство региона для решения текущих и перспективных задач социально-экономического развития.

Содержание работы

1. Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
2. Теоретическое понимание категории муниципальные заимствования ---- 5
3. Механизм развития МЗ в современных условиях РФ ------------------------- 9
4. Основные факторы влияющие на развитие МЗ -------------------------------- 13
5. Основные направления развития МЗ -------------------------------------------- 20
6. Особенности МЗ в Волгограде ------------------------------------------------------22
7. Заключение -----------------------------------------------------------------------------25
8. Список используемой литературы ----------------------------------------------- 27

Файлы: 1 файл

Мой готовый курсовой.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

   Таким образом, выпуск субфедеральных облигационных  займов позволяет администрациями  регионов привлечь финансовые ресурсы на сравнительно благоприятных условиях, что обеспечивает возможность решения в регионе важных финансовых и социально-экономических проблем, позволяет смягчить последствия нерегулярного поступления финансовых средств в местный бюджет и финансировать социально значимые проекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Механизм  развития МЗ в современных условиях РФ

   В развитии отечественного рынка облигационных займов можно выделить два качественно различных этапа: докризисный и современный.

   Проведенное исследование показало, что основными  докризисными характеристиками рынка займов являлись:

   •  преобладание нецелевых займов по типу ГКО/ОФЗ* (Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область, Новосибирская область, Иркутская область, Челябинская область и многие другие субъекты РФ);

   • введение практически на многих субфедеральных рынках организованной биржевой торговли облигациями и постепенный перенос торговых площадок из регионов в Санкт-Петербург и Москву);

   •  выход на международный рынок капиталов (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область) посредством выпуска еврооблигаций;

   • появление отечественных рейтинговых оценок облигаций различных эмитентов;

   • тенденция увеличения сроков заимствования (от нескольких месяцев до года и более);

   • небольшие объемы рынков, если сравнивать с рынком федеральных ценных бумаг, и др.

   Основными проблемами рынка в докризисный период были:

   • отсутствие единого для всех субъектов  РФ законодательного акта (федерального закона), который регулировал бы порядок выпуска и обращения субфедеральных ценных бумаг;

   • непроработанность схем займов вследствие отсутствия опыта, неправильной оценки текущей ситуации в регионе, четкости в инвестиционных планах эмитентов;

   •  несовершенство проспектов эмиссии; нехватка кадров высокой квалификации при организации и проведении займов, низкий уровень открытости информации; недостаточная ликвидность бумаг (малые объемы рынков, отсутствие деривативов, однородность операций);

   • неразвитость инфраструктуры займов;

   • неотработанность системы гарантий погашения эмитентом своих обязательств.

   Несмотря  на существование данных проблем на рынке, можно выделить ряд общих для всех эмитентов тенденций: полное и своевременное погашение бумаг, регулярное проведение аукционов по размещению новых облигаций (1—2 раза в неделю) и вторичных торгов по ним (ежедневно).

   Однако  обострение финансового кризиса в значительной степени скорректировало дальнейшее развитие рынка субфедеральных облигационных займов. Сложившаяся ситуация на региональном уровне показала, что как таковые заимствования не могут быть основой стабильности бюджета. Бюджетный процесс стабилен, прежде всего, за счет доходной части, а заимствования позволяют решать одну из двух проблем: либо финансирование краткосрочных, временных разрывов между доходами и расходами бюджета, либо сглаживание какой-то более долгосрочной тенденции. В то же время в условиях кризиса 2008 г. рынок субфедеральных облигаций оказался одним из немногих сегментов финансового рынка, который продолжал работу, но намного в меньших объемах.

   В период кризиса снизились поступления  налоговых платежей в субфедеральные бюджеты, замедлилась скорость перечисления трансфертов из федерального бюджета в регионы. Указанные тенденции, в свою очередь, оказали негативное влияние на рынок субфедеральных займов. На первый план для многих эмитентов вышли проблемы: дальнейшего обслуживания займов, поскольку большинство займов были нецелевыми, а источником погашения обязательств по ним были бюджеты субъектов РФ; ликвидности уже обращающихся бумаг, особенно для тех субъектов РФ, облигации которых были размещены на местных, узких рынках.

   Как показало проведенное исследование, по-настоящему успешных субфедеральных облигационных займов, т. е. размещенных полностью и погашенных в срок, было относительно немного. Гораздо больше примеров неблагополучных займов, которые по различным причинам либо не состоялись вообще, либо были приостановлены, либо размещены на незначительные суммы.

   Сложившиеся в 2006 г. экономические условия позволяли рассчитывать на привлечение средств внутренних инвесторов различного хозяйственного статуса для решения проблем социально-экономического развития регионов с помощью субфедеральных займов. В 2006 г. значительно увеличилась прибыль крупнейших предприятий области. Население стало проявлять активность по размещению свободных средств. По данным же экспертов Госкомстата, все население России хранит 100 млрд. наличных долларов США и во вкладах на депозитах банков примерно 200 млрд. рублей. Вклады населения Волгоградской области, включая причисленные проценты по итогам 2006 г., по оперативным данным Волгоградского банка Сберегательного банка РФ, составили на 1 января 2006 г. 3,1 млрд. рублей, что во много раз превышает объем эмиссии областных облигаций. Остатки на корсчетах всех банков по России сейчас составляют порядка 439 млрд. рублей.

   Для успешного размещения облигаций следует учитывать два основных фактора:

   • готовность администрации территории-эмитента содействовать размещению облигаций путем рекламы займа и использования имеющихся у нее методов воздействия на потенциальных инвесторов;

   •  формирование генеральным агентом по первичному размещению (андеррайтером) займа широкой сети агентов по размещению облигаций путем стимулирования заинтересованности, в том числе и материальной, последних в продвижении облигаций на фондовый рынок.

   В целях повышения ликвидности облигаций субфедерального займа целесообразно сделать его «прозрачным», т. е. открыть информацию о целях займа, его участниках, направлениях использования и гарантиях возвратности мобилизованных по займу средств. Информационная закрытость займа может стать причиной недоверия к нему со стороны потенциальных инвесторов и отказа от приобретения облигаций.

   Исследование  современного состояния рынка региональных займов показало, что в регионах появилась настоятельная потребность в привлечении значительных рублевых средств, поскольку доверие к государственным облигациям подорвано мировым финансовым экономическим кризисом  и процесс восстановления рынка ГКО идет очень медленно, векселя банков не всегда возможно приобрести в нужном объеме и с необходимым сроком погашения на вторичном рынке, а рублевые обязательства небанковских эмитентов не в состоянии заполнить всю емкость рублевого рынка. В то же время отсутствуют реальные перспективы возвращения иностранных инвесторов на российский финансовый рынок, что вызывает необходимость поиска внутренних заемных ресурсов.

   Эффективным механизмом привлечения инвестиционных ресурсов могут стать субфедеральные облигационные займы при условии, что средства этих заимствований  будут направляться в конкретные инвестиционные проекты, осуществляемые в рамочных условиях соблюдения принципов: гарантированности, возвратности, платности, срочности, отдачи, льгот, адресности, целенаправленности, открытости, гласности, конкурсности и безопасности.

   Выпуск  субфедеральных облигационных займов администрациями регионов позволит привлечь финансовые ресурсы на сравнительно благоприятных условиях, что обеспечит возможность решения в регионе важных финансовых и социально-экономических проблем, а также смягчить последствия нерегулярного поступления финансовых средств в местный бюджет и финансировать социально значимые проекты.

   Как показал проведенный анализ зарубежного  и отечественного опыта функционирования рынков региональных облигационных займов, российский рынок испытывает и в ближайшей перспективе будет испытывать негативное воздействие кризисных явлений в трансформационном процессе. Дальнейшее развитие региональных рынков облигационных займов позволит субъектам Федерации привлечь дополнительные финансовые ресурсы и с их помощью самостоятельно решать большую часть своих финансовых проблем, повысит инициативу и ответственность субъектов.

   Основными тенденциями современного развития отечественного рынка региональных займов являются: усиление его инвестиционной направленности с помощью таких инструментов, как долгосрочные обязательства; а также создание условий, способствующих превращению муниципальных облигационных займов в инструмент рынка капиталов, а не только денежного рынка, как это было ранее, о чем свидетельствует успешный опыт ряда российских регионов. Следует отметить, что в настоящее время предпочтение отдается краткосрочным займам в связи с нестабильностью ситуации в стране. 

   Основные  факторы влияющие на развитие МЗ

   Заемная система — это система новых подходов и приоритетов к мобилизации дополнительных кредитных ресурсов за счет актуальных сбережений и накоплений хозяйственных субъектов региона или страны для аккумуляции и реализации их в форме инвестиций. Основной целью механизма функционирования заемной системы региона является не только привлечение средств в местный бюджет, но и их эффективное инвестирование, обеспечивающее не только решение важных социально-экономических задач в процессе реализации собственно приоритетных инвестиционных проектов, но и посредством обеспечения устойчивого, гарантированного, безопасного роста сбережений населения как нового потенциала для последующего роста инвестиций.

   Как показал проведенный анализ, основными  условиями трансформации региональной заемной системы в заемно-инвестиционную является целевая определенность займов и их реализация в форме инвестиций в социально-экономическое развитие региона, государственные гарантии займов и их информационная открытость, что позволит обеспечить реальный рост объемов привлечения средств инвесторов, а также межрегиональная унификация механизмов функционирования и инструментов займов.

   Неотъемлемым  элементом структуры механизма  функционирования региональной заемной системы и определения условий ее трансформации в инвестиционно-заемную является постоянный, комплексный и непрерывный мониторинг ее функционирования, отражающий динамику потенциала сбережений населения для инвестиций, условия или климат существования заемных процессов, успешность осуществляемых инвестиционных проектов, соответствие всех составляющих системы запланированным параметрам.

   Этот  блок обеспечивает контроль, анализ, оценку, диагностику и коррекцию процессов формирования, функционирования и совершенствования рассматриваемой системы. Его успешное осуществление предполагает создание и использование сложного комплекса показателей, позволяющих сравнивать цели и результаты функционирования заемной системы в каждом цикле «заем — инвестиция», а также состояние ее среды и климата в ретроспективном аспекте — за длительный период времени, в компаративном аспекте — относительно других региональных систем.

   Важным  условием проведения займа, способствующим повышению его ликвидности, и реализации мобилизованных средств в форме инвестиций является создание инфраструктуры рынка облигаций займа. Как правило, первичное размещение облигаций займа субъекта Федерации осуществляет генеральный агент по первичному размещению (андеррайтер) займа, который действует на основании доверенности эмитента, а также другие агенты по размещению облигаций займа.

   Для выполнения андеррайтером займа  функций по размещению облигаций субфедеральная или муниципальная Администрация передает ему, как номинальному держателю, пакет бланков облигаций займа на часть суммы эмиссии (при выпуске облигаций в документарной форме) или предоставляет право подписывать передаточные распоряжения реестродержателю (при бездокументарной форме).

   Генеральный агент имеет право на основании  соответствующих договоров передавать свои функции или часть их со-андерайтерам, а также другим агентам по размещению облигаций займа. Соандерайтерами займа могут быть юридические лица, а агентами по размещению — юридические и физические лица, имеющие право работать с ценными бумагами.

   Генеральный агент также уполномочен самостоятельно определять конкретные формы работы по размещению облигаций: проводить переговоры с соандерайтерами, дилерами, агентами, инвесторами и их представителями; заключать договоры купли-продажи, поручения, комиссии и др.; размещать рекламу и информацию о займе в средствах массовой информации и т. д.

   Первичное размещение облигаций субфедерального  займа осуществляется по текущей эмиссионной цене с учетом накопленного дохода со времени начала их размещения или со времени начала очередного купонного периода. Эмиссионная цена облигаций устанавливается эмитентом или другим уполномоченным им лицом в соответствии с положениями проспекта эмиссии и доводится до агентов по размещению облигаций займа не позже чем за 3 дня до изменения цены.

Информация о работе Муниципальное заимствование