Муниципальное заимствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью предлагаемой работы является исследование специфики потенциала и механизма формирования и функционирования региональной заемной системы как условия мобилизации дополнительных кредитных ресурсов и их инвестирования в хозяйство региона для решения текущих и перспективных задач социально-экономического развития.

Содержание работы

1. Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2
2. Теоретическое понимание категории муниципальные заимствования ---- 5
3. Механизм развития МЗ в современных условиях РФ ------------------------- 9
4. Основные факторы влияющие на развитие МЗ -------------------------------- 13
5. Основные направления развития МЗ -------------------------------------------- 20
6. Особенности МЗ в Волгограде ------------------------------------------------------22
7. Заключение -----------------------------------------------------------------------------25
8. Список используемой литературы ----------------------------------------------- 27

Файлы: 1 файл

Мой готовый курсовой.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

   Продажа облигаций осуществляется путем заключения договора купли-продажи с первым владельцем от лица генерального агента или агента (если это обусловлено соответствующим агентским договором). В договоре купли-продажи облигаций займа содержатся условия осуществления сделки, а в случае продажи именных облигаций — полные реквизиты владельца облигаций, необходимые для внесения его в реестр владельцев облигаций займа.

   Учет  и регистрация сделок по облигациям займа проводится в соответствии с действующим законодательством независимым официальным регистратором, с которым администрация заключает соответствующий договор. Внесение владельца облигации в реестр осуществляется реестродержателем в течение трех дней с момента получения им оригинала договора купли-продажи и передаточного распоряжения. Владелец облигации вправе затребовать выписку из реестра от реестродержателя или у агента, продавшего ему облигации займа.

   При выпуске облигации в бумажной форме передача владельцу заполненного бланка облигации проводится только после поступления оплаты за реализованные облигации на накопительный счет администрации в уполномоченном по займу банке.

   В случае выпуска именной документарной  облигации наименование первого владельца указывается на лицевой стороне облигации и заверяется печатью генерального агента. Последний передает заполненные бланки облигаций покупателю (агенту) после поступления к нему договора купли-продажи и уведомления о зачислении средств на накопительный счет администрации. Место и порядок передачи покупателю заполненных бланков облигаций оговариваются в договоре купли-продажи. Передача покупателю заполненных бланков облигаций осуществляется на основании акта приема передачи. Один экземпляр акта передается покупателю, а другой — агенту, продавшему облигацию, последний передает экземпляр генеральному агенту.

   Размещение  облигаций субфедерального облигационного займа может осуществляться генеральным  агентом по первичному размещению (андеррайтером) различными способами.

   1. Посредством создания эмиссионного  синдиката (проведения подписки на облигации среди крупных финансовых структур). В этом случае возможна как выплата комиссионного вознаграждения члену эмиссионного синдиката, так и передача ему облигаций со скидкой (это принято в зарубежной практике). Эмиссионный синдикат составляет группа инвестиционных компаний-соандерайтеров, которые совместно, на договорных началах, осуществляют андеррайтинг займа, т. е. его гарантированное первичное размещение.

   Как показывает практика проведения субфедеральных займов, при значительных объемах эмиссии с андеррайтером — менеджером эмиссионного синдиката — целесообразно заключать договор на размещение облигаций «на базе лучших условий». В этом случае он (по возможности) будет привлекать других членов эмиссионного синдиката к размещению облигаций 

   «на базе твердых обязательств», передавая  им на реализацию более мелкие пакеты облигаций.

   2.  Посредством продажи облигаций дилерам, в качестве которых могут выступать крупные финансовые институты (коммерческие банки и финансовые компании), имеющие возможность вложения крупных денежных средств в ценные бумаги.

   3. Посредством продаж облигаций  через агентов. Ими могут быть профессиональные участники фондового рынка, физические и юридические лица, работающие за небольшое комиссионное вознаграждение. Размещение займа на основе агентских договоров в нашей стране получило очень широкое распространение. Практика показывает, что успешное размещение облигаций займа во многом зависит от формирования генеральным агентом по первичному размещению займа сети агентов по размещению облигаций на местах.

   4. Посредством продажи через брокеров  на фондовых биржах. Она может производиться на тех биржах, где не аккредитован генеральный агент по первичному размещению или другие агенты. Брокерами по продаже облигаций займа могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие аккредитацию на той или иной бирже.

   5. Посредством прямой продажи крупным  инвесторам. Ими могут быть крупные  банки, инвестиционные компании, чековые и инвестиционные фонды. Прямая продажа облигаций субфедеральных займов крупным инвесторам предполагает проведение предварительных маркетинговых исследований, адресную рассылку рекламных материалов по займу предполагаемым крупным инвесторам, проведение переговоров с ними и заключение отдельных (эксклюзивных) договоров.

   6.   Посредством розничной продажи облигаций займа физическим и юридическим лицам. Данный вид продажи осуществляется главным образом на основе рекламы в средствах массовой информации (заключаются типовые договоры купли-продажи облигаций).

   7.  Посредством продажи облигаций субфедерального займа генеральным агентом по первичному размещению (или другими агентами) на биржевом рынке. Продажа облигаций и организация постоянных торгов по ним через биржи позволяют принципиально повысить ликвидность облигаций займа. Таким образом проводится размещение и обращение наиболее ликвидных облигаций — петербургских МКО, челябинских ОКО, пермских ОДО. Биржа становится депозитарием обращающихся облигаций, что позволяет значительно увеличить скорость взаиморасчетов. В результате появляется возможность привлекать на рынок субфедеральных облигаций даже «сверхкороткие» деньги — вплоть до однодневных. При этом, в отличие от инвестиций в ГКО, требующих предварительного резервирования денежных средств за день до совершения сделки, инвесторы получают возможность осуществлять взаиморасчеты по сделке в течение одного дня. Таким образом в ряде случаев обеспечивается более высокая по сравнению с ГКО привлекательность субфедеральных облигаций для местных инвесторов.

   Однако  осуществление торгов через региональные биржи не решает вопроса о принципиальном повышении привлекательности субфедеральных облигаций для инвесторов, обладающих наибольшим финансовым потенциалом, например московских. Даже при организации относительно ликвидного регионального рынка облигаций (например, в Челябинской области) он оказывается практически неинтересен инвесторам из других областей. Поэтому, разрабатывая план мероприятий по активизации рынка, необходимо предусмотреть продажу облигаций субфедеральных займов на ведущих фондовых биржах страны.

   8. Путем продажи облигаций субфедерального  займа генеральным агентом (или другими агентами) на внебиржевом рынке (РТС, АК&М, Росбизнесконсалтинг и др.).

   Облигации займов субъектов Российской Федерации должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов и отвечать требованиям последних по доходности, срокам обращения, гарантиям возвратности средств, условиям выплаты процентов и погашения облигаций. Объемы предстоящих эмиссий ценных бумаг следует согласовывать с прогнозируемым спросом на них на всех сегментах фондового рынка, где эти облигации предполагается размещать.

   Вопрос  об эффективности функционирования заемной системы можно рассматривать в двух аспектах. Первый состоит в том, чтобы измерить, определить и оценить эффективность системы как некоторого проекта, который разрабатывается и реализуется в соответствии с самостоятельным бизнес-планом, имеет целью получение определенных результатов и требует соответствующих затрат. Данный аспект предполагает определение эффективности за некоторый период времени. Второй аспект состоит в определении и оценке эффективности функционирования заемной системы как самостоятельного предпринимательского комплекса. Основная его задача — получение массы заемных средств и инвестирование их в проекты на кредитной основе.

   Эффективность заемной системы в аспекте устойчивого роста благосостояния на основе сочетания индивидуальной и солидарной ответственности и инициативы достигается за счет максимизации удовлетворения потребностей различных субъектов экономики региона в финансировании проектов, приносящих реальные социально-экономические и финансовые результаты (товары, услуги, доходы, рабочие места и пр.) посредством инвестирования заемных средств при минимизации затрат всех видов ресурсов.

   Эффективность заемной системы как конкретного механизма управления процессом трансформации сбережений в инвестиции посредством субфедеральных облигационных займов определяется как соотношение множества значений полученных результатов функционирования системы и множества значений конкретных затрат на их достижение.

   В сложной социально-экономической  заемной системе может фигурировать множество промежуточных и конечных результатов и затрат, а следовательно, и множество показателей и критериев оценки уровня эффективности ее функционирования. Принимая во внимание наличие двух методологических пространственно-временных аспектов (интервального и текущего), в рамках которых может рассматриваться проблема эффективности, методика ее измерения имеет довольно сложную структуру и инструментарий.

   Анализ  механизма функционирования региональной заемной системы позволил определить его интегральную и дифференциальную цели; методы и средства, формы и инструменты их достижения; а также структуру, порядок и процедуры мониторинга.

   Проведенное исследование, основанное на обобщении  и критическом анализе отечественного и зарубежного опыта, позволило автору разработать комплекс мер по совершенствованию отношений на рынках субфедеральных займов, в связи с чем им предлагается:

   • распространить на облигации субъектов  Федерации весь комплекс льгот, предусмотренных  для государственных ценных бумаг, за исключением гарантий Правительства РФ, обеспечив им равные конкурентные условия;

   • обосновать и реализовать новые  требования к стандартам выпуска и регистрации ценных бумаг и региональных местных займов;

   • разработать комплекс организационно-технических  мер по обеспечению преимущественного  развития целевых инвестиционных займов, предъявлять более строгие требования к обоснованию выпуска и контролю за осуществлением нецелевых займов, определить четкие критерии отнесения займов к той или иной категории;

   •  установить постоянный, компетентный и мобильный контроль над использованием привлеченных средств в соответствии с утвержденными направлениями;

   •  содействовать становлению и развитию общероссийской сети специализированных информационно-рейтинговых агентств, осуществляющих комплекс услуг по сбору, анализу и оценке уровня надежности облигаций региональных и местных органов власти;

   • организовать разработку методических материалов и указаний по подготовке и проведению эмиссии ценных бумаг органами власти и управления субъектов Федерации;

   • поддержать организационно и финансово создание единого информационного центра по обобщению и мультипликации передового опыта проведения муниципальных займов в России и за рубежом;

   • обеспечить свободный доступ заинтересованным лицам, в том числе потенциальным  инвесторам, информационным агентствам ко всем публичным документам и материалам, касающимся выпущенных займов. 

   Основные  направления развития муниципальных заимствований

   Анализ  проблем формирования заемной системы в регионе и определение основных направлений ее развития является прикладным аспектом концепции и осуществляет непосредственный переход от теоретического решения проблемы к определению актуальных конкретных условий реализации разработанной модели в экономическом пространстве Волгоградской области.

   Проведенное исследование показало, что во многих регионах России обоснованно и закономерно идет процесс формирования заемных систем, причем среди различных инструментов заимствования на первое место выходят облигации, обладающие рядом преимуществ относительно других финансовых инструментов.

   Волгоградская область уже довольно давно присутствует на рынке субфедеральных облигационных  займов. С помощью эмиссии облигаций  власти региона рассчитывают активизировать инвестиционный процесс, а создание эффективно действующей заемной системы позволит привлечь в область средства, необходимые для развития ее экономики и решения социальных проблем. Сумма привлеченных средств увеличилась за 2005 г. более чем на 40 %. Программа заимствований на текущий год одобрена Волгоградской областной Думой в размере 200 млн руб. Доходность облигаций в апреле 2006 г. снизилась до 24 % годовых, что примерно соответствует доходности бумаг даже более благополучных регионов России (доходность облигаций Администрации Санкт-Петербурга — 23 % годовых).

   Финансовый  кризис, разразившийся в стране в  2008 г., поставил под сомнение платежеспособность эмитентов долговых бумаг. Владельцев волгоградских областных долговых обязательств стало интересовать состояние бюджета области как гаранта. В настоящее время сумма долгов области составляет чуть больше половины доходной части бюджета, которую планировалось собрать. Проблемой погашения долгов ни одно из управлений Администрации Волгоградской области не занималось. Это было вызвано ухудшением общей экономической ситуации в Российской Федерации.

   Принимая  во внимание практически неограниченную емкость международного рынка капитала и то, что заемные средства, привлекаемые на внешнем рынке, более дешевые, чем средства, привлекаемые на внутреннем рынке, а также учитывая возможность привлечения на нем заемных средств на более длинные сроки по сравнению с внутренним рынком, Комитет в настоящее время прорабатывает возможность дальнейшего осуществления программы выпуска облигационных займов города в иностранной валюте.

Информация о работе Муниципальное заимствование