Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:41, отчет по практике
Объектом преддипломной практики являются отношения, возникающие при заключении, изменении и расторжении муниципальных контрактов.
Целью преддипломной практики являлось: исследование актуальных вопросов порядка заключения, изменения и расторжения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, и выявление возникающих проблем.
Введение……………………………………………..…………………………….5
1. Характеристика Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ….…...………………………..…8
2. Теоретическое обоснование темы………………….…………….……….12
2.1. Понятие, структура, стороны и существенные условия муниципального контракта ……………………………………...………………………………....12
2.2. Основания и порядок заключения муниципальных контрактов……….14
2.3. Порядок исполнения, изменения и расторжения муниципального контракта…………………………………………………………………………27
2.4. Ведение реестра государственных и муниципальных контрактов……30
2.5. Некоторые проблемы заключения, исполнения и расторжения контрактов………………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………..………………..36
Список использованной литературы…………………………………………..37
Приложение
В силу отсутствия в ГК РФ специальных правил, регулирующих исполнение контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, к соответствующим отношениям также подлежат применению нормы об исполнении сторонами обязательств, вытекающих соответственно из договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ. Не предусмотрены ГК РФ и какие-либо специальные правила об ответственности заказчика и подрядчика за нарушение муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Некоторые положения о такой ответственности содержаться в специальном законодательстве. Так, основными положениями порядка исполнения контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для муниципальных нужд предусмотрено, что в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального Банка России, если иное не предусмотрено контрактом. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно п.1 ст. 740 ГК РФ по договору подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок выполнить подрядные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их и уплатить цену договора.
Особым аспектом содержания договора подряда являются права и обязанности сторон, связанные с осуществлением заказчиком контроля и надзора за выполнением работ.
В ст. 767 ГК РФ предусмотрено, что в случае уменьшения соответствующими муниципальными органами в установленном порядке средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны муниципального контракта должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. При этом подрядчику предоставлено право, требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Таким образом, изменение государственного контракта возможно лишь при наличии определенных законом обстоятельств.
Во-первых, основанием для обязательного внесения изменений в контракт может служить лишь правомерное уменьшение бюджетного финансирования подрядных работ для муниципальных нужд. Если такое изменение бюджетного финансирования произведено без предусмотренных законодательством оснований и с нарушением установленного порядка, контракт не подлежит изменению, а заказчик должен нести ответственность перед подрядчиком за нарушение своих обязательств по финансированию и оплате подрядных работ.
Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения контракта в части сроков проведения подрядных работ, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если подрядчик или заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении контракта.
В-третьих, приведенное правило включает в себя и определенное средство защиты законных интересов подрядчика в виде возможности возмещения за счет заказчика убытков, причиненных изменением сроков производства подрядных работ. Если иное не предусмотрено законом, изменения контракта, не связанные с уменьшением бюджетного финансирования подрядных работ, осуществляются по соглашению сторон. Таким образом, по общему правилу исключается возможность изменения контракта как по требованию одной из сторон в судебном порядке, так и путем односторонних действий даже в том случае, если право соответствующей стороны на одностороннее изменение условий обязательства предусмотрено в муниципальном контракте (п. 3 ст. 450 ГК РФ).
Расторжение допускается не всеми известными способами: по соглашению сторон; по требованию одной из сторон; путем одностороннего отказа от договора в связи с существенным изменением обстоятельств, а только по соглашению сторон либо по решению суда.
Изменение и прекращение оформляется дополнительным соглашением к муниципальному контракту.
2.4. Ведение реестра государственных и муниципальных контрактов
С 1 января 2011 года Единственным официальным источником для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг, как уже было сказано выше, а так же для размещения сведений о контрактах (их изменениях), сведений об исполнении (прекращении действия) контрактов в соответствии с Законом о размещении заказов является официальный сайт РФ в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
Согласно письма Минэкономразвития России №26339-ЛА/Д22 и Федерального Казначейства №42-7.4-05/10.0-890 от 31.12.2010 года, сведения о контрактах, заключенных по результатам процедур, начатых после 1 января 2011 года (извещения по которым опубликованы после 1 января 2011 г.), о контрактах, заключенных после 1 января 2011г. без процедур торгов и способом запроса котировок, а также о контрактах, заключаемых по результатам открытых аукционов в электронной форме, вносятся заказчиком, в единый реестр контрактов непосредственно через «Личный кабинет» на сайте.
Ответственность за полноту и достоверность сведений о контрактах, размещаемых на сайте и подтвержденных электронной цифровой подписью, несет УРИ.
Сведения о заключении (внесении изменений), исполнении (расторжении) заключенных контрактов, должны быть представлены в органы Федерального казначейства в течение трех рабочих дней со дня заключения (внесений изменений), исполнения (расторжения) контрактов.
Не предоставление сведений, либо несвоевременное представление должностным лицом заказчика (УРИ) сведений о заключении, либо о его изменении, исполнении или расторжении в орган, уполномоченный на ведение реестров контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, в размере двадцать тысяч рублей.
2.5. Некоторые проблемы заключения, исполнения и расторжения контрактов.
Проведя экспертизу законодательства о контракте, рассмотрев его применение на практике, были выявлены некоторые проблемы, касаемо заключения, расторжения, исполнения контрактов:
1. Серьезной проблемой в деятельности РФ, по организации закупок является качество заключаемых контрактов, а также соблюдение требований действующего законодательства при их заключении и исполнении:
- заключение существенного количества договоров без проведения торгов и запросов котировок на мелкие суммы;
- нарушение сроков заключения контрактов по итогам торгов и запросов котировок;
- несоблюдение императивных требований законодательства, касающихся содержания контракта.
Более 50% всех контрактов заключается с существенными нарушениями требований гражданского законодательства, а также законодательства о размещении заказов, что несет существенный риск возникновения неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков, исполнителей, подрядчиков, препятствует возможности защиты прав и законных интересов заказчика, а также влечет невозможность применения мер ответственности к нарушителям обязательств.
Кроме того, нарушения, допускаемые при размещении заказов и заключении контрактов, своими последствиями имеют ограничение конкуренции, создание преимущественных условий для отдельных коммерческих организаций, ненадлежащее исполнение заключенных контрактов, что в итоге ведет к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств.
В связи с этим важной задачей, стоящей перед органами РФ при организации расходования средств бюджетов, является осуществление централизованного качественного процесса обеспечения потребностей учреждений в товарах (работах, услугах) и организация действенного контроля над соблюдением требований законодательства о размещении заказов.
Однако органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, функционируют, а эффективность их работы крайне невысока, а проводимые контрольные мероприятия носят формальный характер.
Таким образом, одним из направлений деятельности контролирующих органов РФ может стать методологическая помощь контролирующим органам, проведение совещаний и иных мероприятий, направленных на поддержание стабильного уровня и качества контроля за соблюдением требований законодательства о размещении заказов при исполнении бюджета.
2. Отдельная проблема, существующая в Российской Федерации, в сфере государственных и муниципальных заказов, связана с необоснованным завышением цен контрактов. В частности, это отмечено в Бюджетном послании Президента РФ от 25 мая 2009 г., в котором говорится, что система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен.
Как было показано, решение вопроса о ценах, по которым закупаются товары (результаты работ, услуги), непосредственно связано со стадией формирования заказов. Лимиты бюджетного финансирования в большинстве случаев являются неким ориентиром для установления начальной (максимальной) цены контракта, объявляемой при размещении заказов. Эта цена - база для подсчета экономии. Завышение лимитов бюджетного финансирования нередко приводит к заключению контрактов по завышенным ценам, реальная экономия не достигается. При этом создаются предпосылки для коррупционных проявлений. На это обращают внимание и работники Генеральной прокуратуры России.
3. В соответствии с Законом о размещении заказов заказчик при размещении заказа не вправе устанавливать требования к опыту работы поставщика (исполнителя, подрядчика), наличию у него необходимых трудовых и материальных ресурсов для выполнения заказа. Запрет на такие требования направлен на расширение доступа юридических и физических лиц к участию в размещении государственного заказа, что является одной из целей Закона о размещении заказов.
В то же время следует отметить, что нормы Закона о размещении заказов, направленные на расширение возможности участия физических и юридических лиц в размещении заказов, открывают доступ к участию в размещении заказов одновременно как добросовестным участникам, так и лицам, заведомо не имеющим необходимых для выполнения государственного заказа возможностей, о чем заказчику может стать известно только после заключения контракта с таким лицом. Поэтому установленная Законом система размещения заказов для государственных нужд, при которой государственный контракт заключается с лицом, способность которого надлежаще исполнить взятые на себя обязательства не представляется возможным выяснить до начала исполнения государственного контракта, создает для заказчика повышенные риски неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта.
Норма ч. 8.2 ст. 9 Закона о размещении заказов, предусматривающая, что суд может вынести определение об обеспечении иска о расторжении государственного контракта, не решает обозначенной проблемы, поскольку вынесение такого определения зависит от усмотрения суда (т.е. такое определение может быть не вынесено) и касается весьма ограниченного количества контрактов, а именно контрактов на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения.
В целях разрешения указанных проблем расторжения государственного контракта можно предложить к обсуждению два пути.
Первый, связан с внесением в Арбитражный процессуальный кодекс РФ изменений, предусматривающих существенное сокращение времени рассмотрения в судах дел о расторжении государственного контракта.
Формат отчета, в отличие от дипломного исследования, не позволяет подробно остановиться на рассмотрении таких изменений. Заметим только, что в связи с перегруженностью арбитражных судов и отсутствием в арбитражном процессе электронного оборота документов, необходимого как минимум для сокращения срока вызова участников процесса, такой путь в настоящее время и ближайшем будущем представляется наименее предпочтительным. Однако перспективы такого пути должны обсуждаться, прежде всего, с участием представителей судейского корпуса.
Второй путь, наименее обременительный для бюджета страны, связан с тем, чтобы, принимая во внимание нормы гражданского права и судебную практику, внести в Закона о размещении заказов следующие изменения и дополнения:
1. Часть 8 ст. 9 Закона о размещении заказов изложить в новой редакции: "8. Государственный контракт может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством".
2. Первое и третье предложения ч. 8.1 ст. 9 Закона о размещении заказов после слов "расторжения государственного или муниципального контракта" дополнить словами "(одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта)".
В дипломной работе рассмотрены также иные проблемы.