Национальный банк суть и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе изменений.
Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.

Содержание работы

Введение …………………………………………….……….……….….…4
1 Классификация, сущность функции и операции центрального банка……………………………………………………………………..5
1.1 Классификация центральных банков…………….…...….……….6
1.2 Сущность функции и операции центральных банков.......…..…..7
1.2.1Функции центральных банков……………...………….....…..8
1.2.2Проведение денежно кредитной политики……..….….……10
1.3 Взгляды экономистов на функции центральных банк…............13
2 Центральные банки США, ФРГ, Республики Беларусь…………….15
2.1Центральный банк ФРГ (Бундесбанк)……………………….…..15
2.2Федеральная Резервная Система США………………………….17
2.3Национальный Банк Республики Беларусь……………….……..20
2.3.1История банковской системы Республики Беларусь……...20
2.3.2Функции и основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Беларусь…………21
2.3.3Организация банковского надзора…………...……………..24
2.3.4Операции на открытом рынке……………………..………..26
Заключение………………………………………………………….….….29
Список использованных источников……………..……………………...33

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

В период золотого монометаллизма банкноты центральных банков имели  двойное обеспечение – золотое  и вексельное.

В настоящее время основным обеспечением банкнот являются коммерческие векселя, золотовалютные резервы и  государственные ценные бумаги.

За центральным банком как представителем государства  законодательно закреплена эмиссионная  монополия только в отношении  банкнот, т. е. общенациональных кредитных  денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения  долговых обязательств. В некоторых  странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство).

Банкноты составляют незначительную часть денежной массы развитых стран, поэтому функция эмиссионной  монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной  торговле и обеспечении ликвидности  кредитной системы.

Функция валютного центра

Исторически сложилось, что  для обеспечения банкнотной эмиссии  в центральных банках были сосредоточены  золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляет регулирование, т. е. регулирование платежного баланса  и валютного курса, используя  такие методы, как учетная политика и валютная интервенция. И, наконец, центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях: МВФ, Всемирном банке, Банке международных  расчетов и др.

Банк банков и расчетный  центр

Особая роль центрального банка в кредитной системе  состоит также в том, что главной  его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные  учреждения, в основном коммерческие банки.

Для обеспечения своей  ликвидности коммерческие банки  хранят в центральном банке часть  своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после великой депрессии 30-х годов стали обязательными, т.е. центральный банк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.

В периоды напряженного положения  на денежном рынке центральные банки  осуществляют кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.

В настоящее время взаимоотношения  центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, центральный банк является для них кредитором последней  инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками  и, в-третьих, следует отметить его  особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.

Банк правительства

Центральный банк осуществляет исполнение государственного бюджета  по доходам и расходам, а также  является агентом государства по размещению государственного долга.

Казначейство хранит свои свободные денежные средства на текущем  счете в центральном банке, которые  оно использует для покрытия своих  расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на центральный  банк. Следовательно, центральный банк исполняет роль банкира по отношению  к государству.

Вместе с тем центральный  банк, пользуясь беспроцентно-свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так по поручению казначейства центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляет на его текущий счет.

Как агент государства  по размещению государственного долга  центральный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигаций  займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.

Однако этим не ограничивается функция центрального банка как  банкира правительства, поскольку в ряде случаев центральный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов.

1.2.2 Проведение денежно-кредитной политики

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивании платежного баланса.

Общее состояние экономики  в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпов инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:

- Изменение ставки учетного  процента или официальной учетной  ставки центрального банка (учетная,  или дисконтная, политика);

- Изменение норм обязательных  резервов банков;

- Операции на открытом  рынке, т. е. операции по купле  продаже векселей, государственных  облигаций и других ценных  бумаг;

- Регламентация экономических  нормативов для банков (соотношения  между кассовыми резервами и  депозитами, собственным капиталом  и заемным, акционерным капиталом  и заемным, собственным капиталом  и активами, суммой кредита одному  заемщику и капиталом или активами  и др.).

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать  общими в том смысле, что они  влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов  в целом.

Могут применяться также  выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

К выборочным методам относятся:

- Прямое ограничение размеров  банковских кредитов для отдельных  банков или ссуд (кредитные потолки);

- Регламентация условий  выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т. е. разницы между суммой обес- печения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.

Ведущим методом регулирования  является учетная политика. Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно  используется в условиях нарушения  равновесия платежного баланса и  обострения валютных кризисов.

Существенное воздействие  на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять  ссуды оказывает изменение нормы  обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, относится к методам косвенного регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Минимальные резервы –  это обязательная норма вкладов  коммерчес- ких банков в центральном банке устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов, их величины, географического положения банка, институциональных различий. В настоящее время институциональные и географические различия стираются.

Регулирование минимальных  резервных требований имеет двоякое  значение: с одной оно гарантирует  минимальный уровень ликвидности  коммерческих банков, с другой – используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на отк- рытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних особенно и соответственно их возможности выдавать ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополни- тельные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных  процентных ставок традиционно применяются  операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных процентных ставок. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством  регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них).

В целом операции на открытом рынке различаются в зависимости  от:

- Условий сделки: купля-продажа  за наличные или купля на  срок с обязательной последующей  продажей – так называемые  операции (РЕПО);

- Объектов сделок: операции  с государственными или частными бумагами;

- Срочности сделки: краткосрочные,  долгосрочные операции с ценными  бумагами;

- Сферы проведения операций: только на банковском секторе  рынка ценных бумаг или на  небанковском секторе рынка;

- Способа установления  ставок: определяемых или центральным  банком или рынком.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком  и узком смысле.

В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учет- ной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

 

1.3.Взгляды экономистов на функции центральных банков.

В современной экономической  теории регулирования рыночной экономики существует несколько подходов и соответственно ряд программ денежно-кредитной политики. Особо выделяются два направления – кейнсианская доктрина и современный монетаризм.

Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929-1933гг., который  выявил нестабильность «автоматического саморегулирования» рыночной экономики, как это пытались доказать представители неоклассического направления экономической мысли.

В 1936 году английский экономист  Дж. М. Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил во избежание экономических кризисов и обеспечение занятости необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования. Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспечить проведение поли- тики «дешевых денег», то есть низких процентных ставок для решения проблемы эффективного спроса – личного потребления и инвестиций. Кейнс ратовал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центрального банка, то есть игнорировал проблему обеспечения стабилизации покупательной силы денег.

Кейнсианская концепция  дефицитного финансирования стала господствующим звеном в теории и практике государственного регулирования экономики стран Запада, особенно после второй мировой войны.

Информация о работе Национальный банк суть и функции