Национальный банк суть и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе изменений.
Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.

Содержание работы

Введение …………………………………………….……….……….….…4
1 Классификация, сущность функции и операции центрального банка……………………………………………………………………..5
1.1 Классификация центральных банков…………….…...….……….6
1.2 Сущность функции и операции центральных банков.......…..…..7
1.2.1Функции центральных банков……………...………….....…..8
1.2.2Проведение денежно кредитной политики……..….….……10
1.3 Взгляды экономистов на функции центральных банк…............13
2 Центральные банки США, ФРГ, Республики Беларусь…………….15
2.1Центральный банк ФРГ (Бундесбанк)……………………….…..15
2.2Федеральная Резервная Система США………………………….17
2.3Национальный Банк Республики Беларусь……………….……..20
2.3.1История банковской системы Республики Беларусь……...20
2.3.2Функции и основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Беларусь…………21
2.3.3Организация банковского надзора…………...……………..24
2.3.4Операции на открытом рынке……………………..………..26
Заключение………………………………………………………….….….29
Список использованных источников……………..……………………...33

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

-поддержания стабильности банковской системы и разработки мер защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков.

В целях осуществления  контроля за выполнением банками индикативных параметров развития банковской системы в части наращивания собственного капитала, уставного фонда, ресурсной базы и поддержания проблемной задолженности в установленных пределах функционирует Комиссия по контролю за выполнением банками индикативных параметров.

Комиссия на заседаниях заслушивает  отчеты руководителей банков по вопросам о финансовом состоянии банков, проводимой работе по выполнению индикативных параметров развития банковской системы, организует изучение внесенных предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность.

В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь. Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии (первый заместитель Председателя Правления, курирующий вопросы банковского надзора).

Комиссия осуществляет рассмотрение ключевых тенденций в экономике  и денежно–кредитной сфере и  их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а также разрабатывает  меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержанию  ее устойчивого функционирования.

2.3.4 Операции на открытом рынке

Основные операции на открытом рынке играют главную роль в регулировании текущей ликвидности и достижении операционной цели. Они могут иметь форму кредитов, сделок СВОП, эмиссии КО, прямого и обратного РЕПО, депозитов.

Основные операции на открытом рынке обладают следующими характеристиками:

- Проводятся на аукционной  основе;

- Процентная ставка является  ориентиром для ставки МБК и определяется Национальным банком непосредственно в ходе аукционных торгов или накануне проведения операций (в зависимости от формы проведения аукциона);

- осуществляются в соответствии  с графиком основных операций Национального банка Республики Беларусь на открытом рынке: еженедельно по средам на срок семь дней; ежемесячно в последний рабочий день периода выполнения резервных требований на срок один день.

Ставки по операциям поддержки  текущей ликвидности устанавливаются на уровне не ниже ставки рефинансирования и не выше ставок по постоянно доступным операциям поддержки текущей ликвидности.

Ставки по операциям изъятия  текущей ликвидности устанавливаются на уровне не выше ставки рефинансирования и не ниже ставок по постоянно доступным операциям изъятия текущей ликвидности.

График операций содержит информацию о датах, сроках проведения и при необходимости других характеристиках  планируемых операций. Он составляется, как правило, на квартал.

Если дата проведения семидневных  операций приходится на нерабочий день, то она переносится на ближайший  рабочий день. При этом срок операции может корректироваться таким образом, чтобы дата завершения операции совпадала с датой проведения следующей семидневной операции.

Допускается дополнение графика  операций регулярными операциями на иные сроки, не  превышающие трех месяцев.

Дополнительные операции на открытом ранке предназначены для сглаживания непрогнозируемых колебаний текущей ликвидности. Они обладают характеристиками, аналогичными основным операциям, с учетом перечисленных ниже особенностей;

- Дата и сроки проведения  дополнительных операций устанавливаются  Национальным банком исходя из  конкретной ситуации с текущей ликвидностью;

- Дополнительные операции  осуществляются на аукционной  основе или посредством доразмещения  ценных бумаг Национального банка. 

Срок по дополнительным операциям регулирования текущей ликвидности не превышает, как правило, трех месяцев.

Правила проведения операций на открытом рынке: Национальный банк осуществляет операции с государственными ценными бумагами Республики Беларусь, в том числе государственными краткосрочными облигациями, долгосрочными  государственными облигациями, государственными долго- срочными государственными облигациями, государственными долгосрочными облигациями с купонным доходом Республики Беларусь и краткосрочными облигациями Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет операции по купле-продаже облигаций в соответствии с решением Комитета по операциям Национального банка Республики Беларусь через электронную систему торгов ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» согласно порядку заключения сделок по купле-продаже государственных бумаг Национального банка Республики Беларусь в ОАО БВФБ.

Национальный банк в соответствии с решением Комитета осуществляет  покупку облигаций у первичных инвесторов в пределах устанавливаемого совокупного гарантированного лимита выкупа облигаций. Совокупный лимит – максимально возможная сумма денежных средств, в пределах которой Национальный банк ежедневно обеспечивает безусловное удовлетворение заявок на покупку облигаций у первичных инвесторов.

Индивидуальный лимит  выкупа облигаций – часть совокупного  лимита, представляющая собой максимально  возможную сумму денежных средств, в пределах которой Национальный банк обеспечивает ежедневное безусловное  удовлетворение заявок на покупку облигаций, у конкретного первичного инвестора  по его просьбе. Размеры индивидуальных лимитов на следующий квартал  рассчитываются в последний месяц  текущего квартала на основании отчетности банков. При этом в расчет принимаются  облигации, находящиеся в портфеле первичных инвесторов, а также, по решению Комитета, облигации местных займов, эмитируемые местными исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь.

Операции по купле-продаже  облигаций в системе торгов ОАО  БВФБ осуществляются департаментом  ценных бумаг на основании распоряжения заместителя Председателя Правления  Национального банка, курирующего  департамент ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Выводы:

1.Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной валюты и стабильности банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования.

2.Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воз- действие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

3.Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

4.Эволюция регулирующей деятельности центрального банка прослеживается в большинстве стран. Ее причины обусловлены общими закономерностями развития их экономики и особенностями трансформации денежно-кредитных и банковских систем.

5.Наиболее серьезные трансформации произошли в инструментах регулирования центральным банком денежного обращения: наблюдается изменения в целях их применения изменилась роль отдельных методов – возросло значение операций на открытом рынке; модифицировались способы использования традиционных методов.

6.Общее направление изменений в методах регулирования денежного обращения соответствует наметившейся тенденции дерегулирования, направленной на достижение соответствия целей и методов регулирования уровню развития и состоянию денежного обращения.

7.Прямые методы регулирования не исчезают, но отходят на второй план. На смену прямому установлению уровня процентных ставок приходит использование рыночных рычагов, оказывающих косвенное воздействие на стоимость кредита, например, проведение операций на открытом рынке.

8.Одной из важнейших функций центрального банка является управление государственным долгом, он формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий госсектора.

Управление госдолгом  используется и в качестве способа  решения проблем государственных  финансов и регулирования спроса предложения на внутреннем денежно-кредитном  рынке.

9.Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Стратегические направления валютной политики обусловлены рядом факторов: структурой центрального банка, характером проводимой денежно-кредитной политики, уровнем инфляции, состоянием государственной задолженности.

10.Важную роль в изменениях методов и инструментов регулирования центральными банками денежно-кредитной сферы в последние годы сыграли растущая интернационализация экономики и международная интеграция финансовых рынков.

11.Дополнительным стимулом развития межгосударственного регулирования явилось усиление банковских рисков, вызванных резкими колебаниями темпов экономического развития отраслей и стран, неравномерностью темпов роста инфляции, процентных ставок и валютных курсов.

12.Для предотвращения возможных банковских кризисов и резкой миграции капиталов, возникла необходимость в координации деятельности центральных банков. Центром межгосударственного регулирования банковской деятельности стал Банк международных расчетов, в рамках которого создан Комитет по банковскому регулированию и контролю.

В рамках БМР разработаны  рекомендации по внедрению в странах  – его участницах системы нормативов деятельности банковских учреждений и  порядок контроля за ними.

13.Денежно-кредитная политика, первоначально направленная на регулирование, имеющая множество инструментов, начала ориентироваться на улучшение финансовой среды; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы.

Резко возросла необходимость  международного согласования кредитно-денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности.

В целом главной тенденцией денежно-кредитной политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.

14.В результате всего рассмотренного выше можно сделать вывод, что Национальный банк Республики Беларусь, является такой же неотемлемой частью банковской системы страны, как и центральные банки в любой стране мира. Соответственно что основные функции и цели, а также средства их достижения должны быть приблизительно одинаковы. С учетом особенностей национальной экономики на современном этапе развития.

15.Соотнеся функции выполняемые ФРС США И Федеральным банком Германии с функциями Национального банка Республики Беларусь можно прийти к выводу, что НБРБ выполняет приблизительно те же функции в национальной экономике. Следует отметить тот факт что все большую роль в регулировании денежно-кредитной системы приобретают операции на открытом рынке. Это свидетельствует о развитии  рынка ценных бумаг в Республики Беларусь, и применении более гибких (косвеных) методов в регулировании кредитной системы. Что несомненно является сдвигом в положительную сторону. Но следует отметить что в соотношении с рынком ценных бумаг в развитых странах мира, Белорусский рынок уступает по многим показателям, а следовательно нуждается в дальнейшем развитии.

16.Отрицательно на деятельности НБРБ и банковской системы страны в целом сказывается слишком жесткое законодательство, а также высокая зависимость Национального банка от правительства и президента. К тому же жесткое регулирование и контроль деятельности коммерческих банков, увеличивает нагрузку создавая дополнительные препятствия в работе. Здесь возникает риторический  вопрос - это «политика безопасности или тотального контроля.» Исходя из этого можно сделать вывод что банковское законодательство, нуждается в проведении либеральных реформ. Однако следует отметить что в данном направлении намечены сдвиги в положительную сторону.

17.Еще одна отрицательная сторона в деятельности Национального банка, это высокая подконтрольность правительству. Несмотря на то что центральный банк является государственной структурой, он должен быть максимально независим в своей деятельности. Наиболее приемлемый вариант это проведение независимой политики, но ответственность за ее результат перед правительством и общественностью. Исходя также с той позиции, что НБРБ является агентом правительства по исполнению госбюджета, вытекает еще один негативный факт его зависимости. Поскольку это создает предпосылки для давлении на Национальный банк, и использовании не совсем рыночных методов восполнения бюджетного дефицита, а также для лоббирования собственных интересов при проведении денежно-кредитной и валютной политики, что является лишней головной болью.

18.Отрицательным явлением также является тот факт что правление Национального банка назначается президентом, с согласия правительства. Здесь отклоняются от участия в этом процессе другие заинтересованные стороны в частности коммерческие банки, а также общественность. Здесь не соблюдается принцип плюрализма мнений а также создания системы сдержек и противовесов. Отрицательно сказывается и тот факт что не существует ограничения по сроку нахождения на одной должности. Что в свою очередь создает предпосылки для продвижения собственных интересов.

19.Проанализировав деятельность Национального Банка Республики Беларусь, можно в целом дать положительную оценку его деятельности. Хотя события 2011 года и методы разрешения возникших кризисных ситуаций, наталкивают на мысли о том что необходимо кардинально менять подходы и методы решения возникающих проблем, а то все чаще задаешься вопросом в чьих интересах НБРБ проводит свою политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков; Л.М. Маркова, О. М. Маркова; Банки и биржи Юнити 1997.
  2. Банковское дело. Под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой Л. П., М., Финансы и статистика, 1997
  3. Долан Э. Дж., Кемпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М.,- 1992.
  4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег// Избранные произведения. – М., Экономика 1993.
  5. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ под ред. Проф Е. Ф. Жукова – М.: Банки и биржи ЮНИТИ 1995.
  6. В. П. Поляков, Л. А. Московкина «Основы денежного обращения и кредита» М., «ИНФРА – М», 1996
  7. Самуэльсон П. Экономика. – М., Алгон 1992.
  8. Фридмен М. Количественная теория денег. – М., Эльф пресс., 1996.
  9. Шепаев В. Н., Наумченко О. В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М. 1994.
  10. Экономика: Учебник/ под ред. Доц. Булатова А. С. – М., 1997.
  11. Банки и банковская деятельность: под ред. проф. Балабанова., - М., 2001.
  12. Деньги Кредит Банки: под ред. Брискина А. В., Тарабцева А. А., - Санкт-Петербург: 2000.
  13. Лаврушин О. И. Деньги Кредит Банки. – М., Москва 2001.
  14. Основы банковской деятельности: Учебник для вузов., под ред. проф. Тагирбекова К. Р. , - М., 2001
  15. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Ю.А.Бабичевой. – М.: экономика, 1994.
  16. Крупнов Ю. С. Резервная политика центральных банков за рубежом // Банковское дело  - №3. - с. 28; №4. - с. 34
  17. Журнал "Дело" от 19.07.03
  18. ООО «Издательство «Деловой мир», 2003-2005 г.
  19. Сервер Белорусской торгово-промышленной палаты  (электронный ресурс) http://www.cci.by.
  20. Сайт Национального банка Республики Беларусь (электронный ресурс) http://www.nbrb.by.
  21. Финансы (электронный ресурс) http://finance.tut.by.
  22. НЦПИ Эталон 6.1 (электронный ресурс) http://ncpi.gov.by/.
  23. Официальный сайт Бундесбанка (электронный ресурс) http://www.bundesbank.de/.
  24. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года со вступившими в силу изменениями по состоянию  на 10 августа 2010. «Белорусский Дом печати» Минск 2010.
  25. Банковский Кодекс Республики Беларусь по состоянию на 1августа 2009 года. Минск «Белорусский Дом печати» Минск, 2009.

Информация о работе Национальный банк суть и функции