Национальный банк суть и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе изменений.
Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.

Содержание работы

Введение …………………………………………….……….……….….…4
1 Классификация, сущность функции и операции центрального банка……………………………………………………………………..5
1.1 Классификация центральных банков…………….…...….……….6
1.2 Сущность функции и операции центральных банков.......…..…..7
1.2.1Функции центральных банков……………...………….....…..8
1.2.2Проведение денежно кредитной политики……..….….……10
1.3 Взгляды экономистов на функции центральных банк…............13
2 Центральные банки США, ФРГ, Республики Беларусь…………….15
2.1Центральный банк ФРГ (Бундесбанк)……………………….…..15
2.2Федеральная Резервная Система США………………………….17
2.3Национальный Банк Республики Беларусь……………….……..20
2.3.1История банковской системы Республики Беларусь……...20
2.3.2Функции и основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Беларусь…………21
2.3.3Организация банковского надзора…………...……………..24
2.3.4Операции на открытом рынке……………………..………..26
Заключение………………………………………………………….….….29
Список использованных источников……………..……………………...33

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

Крах Бретон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине семидесятых годов вызвали отход от кейнсианской доктрины.

С середины семидесятых годов  господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского монетариста Фридмена, которая является теоритической основой денежно-кредитного регулирования экономики.

Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка – наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, проведения антиинфляционной политики.

Серьезную опасность монетаристы видят в манипулировании денежной массой, то есть в проведении «гибкой» денежно-кредитной политики, поскольку проявлению эффекта монетарных мероприятий в процессе регулирования присуще запаздывание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства. В связи с этим монетаристы считают, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы в обращении – не более 3-5% в год. По мнению Фридмена ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции динамики денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.

Основываясь на монетаризме, неоконсерваторы выступают против антициклического регулирования рыночной экономики, поскольку, по их мнению, государственное регулирование спроса нарушает действие стихийных рыночных сил, следствием чего является усиление инфляционных тенденций. Монетаризм выступает за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от состояния конъюктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция этой политики – контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, то есть уров- нем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.

Что касается политики обязательных минимальных резервов, то ее требования используются практически во всех промышленно развитых странах. Видные западные экономисты, как, например, американский экономист Самуэльсон считают политику обязательных, или минимальных резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.

 

 

2.Центральные банки США, ФРГ, Республики Беларусь

2.1 Центральный банк Федеративной Республики Германия (Бундесбанк)

Закон, учредивший новый  федеральный эмиссионный банк Федера- тивной Республики Германия, был принят бундестагом 4 июля 1957 г. и вступил в силу 1 августа 1957 г. Банк Германии (немецкий федеральный банк) заменил бывшую систему центральных банков, которая включала в се- бя Банк немецких земель, девять центральных банков земель и Центральный Берлинский банк. В результате их слияния образовался единый центральный банк - Deutsche Bundesbank.

Бундесбанк имеет следующие  административные органы:

  1. Совет центрального банка, который определяет денежно-кредитную политику банка и состоит из членов совета управления и президентов центральных банков земель.
  2. Директорат, который отвечает за исполнение решений совета центрального банка и члены которого назначаются президентом Федеративной Республики по рекомендации кабинета после консультации последнего с советом центрального банка.
  3. Управляющие комитеты центральных банков земель. Бывшие центральные земель стали отделениями федерального банка, сохранив прежнее название. Президент назначает президентов центральных банков земель в соответствии с рекомендациями компетентного ведомства земель и представлением Верхней палатой парламента после консультаций с советом центрального банка. Каждое земельное отделение бундесбанка, которое продолжает называться центральным банком земель, отвечает за операции, осуществляемые с властями земель, и с кредитными институтами на его территории. Каждый центральный банк земель имеет консультативный совет, который консультируется с президентом банка по вопросам денежной и кредитной политики и с управляющим комитетом по вопросам, связанным с его функциями. Правительство которое раньше не имело права назначать ведущих должностных лиц банка, сейчас обладает правом назначать лиц на две высшие должности в новом Бундесбанке – президента и вице-президента совета управления. Члены совета управления обычно назначаются сроком на восемь лет. Отражая идеи сторонников как федеральной системы, так и централизованной системы, новый Бундесбанк должен в пределах своих задач поддерживать общую экономическую политику федерального правительства; однако закон однозначно определяет, что при исполнении своих обязанностей банк должен быть свободен от инструкций правительства.

Юридические права и обязанности банка направлены на регулирование денежного обращения и кредита посредством:

    1. Установления процентных ставок и дисконтных ставок по своим операциям.
    2. Разработки политики своих операций на кредитном и открытом рынках.
    3. Резервных требований к кредитным институтам, которые обязаны держать минимальные резервы на жиро-счетах в банке в определенном размере, определяемом банком.
    4. Оказания услуг в качестве финансового агента федерального правительства земель. Банк может предоставлять им льготные наличные ссуды в пределах лимитов, указанных в законе, а эти государственные органы должны держать свои ликвидные средства на жиро-счете в Бундесбанке. Банк может не выдавать кредиты и ссуды под ценные бумаги, за исключением институтам федеральной сферы.

Пока федеральное правительство не переехало в Берлин, штабквартира Бундесбанка находится во Франкфурте-на-Майне.

Учетная ставка банка. Переучетная ставка Бундесбанка применяется к приемлемым коммерческим бумагам в пределах лимитов переучета, устанавливаемых банком. Казначейские также могут быть учтены, однако немецкие банки, как правило, предпочитают продавать их Бундесбанку путем операций на открытом рынке. Сверх лимита учитывают такие инструменты, как первоклассные векселя денежного рынка, акцептованные банком со сроком погашения не более 45 дней; векселя немецких экспортеров, выпущенные в рамках квоты переучета, установленной Бундесбанком для Экспортного банка в целях средне- и долгосрочного кредитования экспорта, а также ссуды под ценные бумаги с  небольшой премией, превышающей учетную ставку для приемлемых бумаг. Немецкие банки сочетают инвестиционные, брокерские и чисто банковские функции, а также покупают акции предприятий немецкой промышленности. В качестве членов фондовых бирж, банки выступая как брокеры, осуществляют львиную долю фондовых операций, в основном не на биржах, а между банками.

2.2 Федеральная Резервная Система США

В начале ХХ века в США  имелось не менее пяти тысяч эмиссионных  банков, каждый из которых обладал  правом выпускать в обращение  банк- ноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных банков (несмотря на то, что они не являлись законным платежным средством).

Сегодня банковская система  США состоит из:

- Федеральной резервной  системы, выполняющей функции центрального банка;

- Коммерческих банков;

- Инвестиционных банков;

- Сберегательных банков;

- Ссудосберегательных ассоциаций.

Банки в США раздельного  подчинения. Это означает, что для  части коммерческих банков лицензирование, контроль, надзор и регулирование  их деятельности осуществляется федеральным  правительством, а для другой части  – властями отдельных штатов. С  учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:

- Национальные банки;

- Банки штатов – членов  ФРС;

- Банки – не члены  ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);

- Банки – не члены  ФРС, чьи вклады не застрахованы  в ФКСД.

Национальные банки подчиняются  Контролеру денежного обращения (служба Министерства финансов) и попадают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов – члены ФРС подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки не члены – ФРС с вкладами застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также правилами, инструкциями ФКСД. Банки – не члены ФРС с незастрахованными вкладами попадают лишь под действие законодательства штатов. При этом банки определяют свою юрисдикцию, то есть выбирают подчинение федеральным властям или властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не подчиняющихся ни федеральным властям ни властям штатов (они называются частными).

С самого начала деятельности Федеральной резервной системы  ее первоочередные задачи совпали с  направлениями национальной экономической и финансовой политики. Рост экономики, высокий уровень занятости, стабильность покупательской способности доллара и приемлемый баланс в сделках с иностранными государствами были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем в законе о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года. 

 С годами были приняты  поправки к акту о Федеральной  резервной системе. ФРС стремится  проводить свою политику так, чтобы бороться с дефляционными и инфляционными процессами по мере их появления. И как кредитор последней инстанции в критической ситуации она несет ответственность за использование инструментов своей политики в целях предотвращения национального кризиса ликвидности и финансовой паники.

Поскольку прочная финансовая структура является важной составной  частью эффективной денежно-кредитной  политики и растущей и процветаю- щей экономики, Федеральной резервной системе было доверено множество контрольных и регулирующих функций. Например, она несет ответственность за количество кредита, используемое для покупки или продажи ценных бумаг, регулирует зарубежную деятельность всех банков США и деятельность иностранных банков. Следит за выполнением законов, регулирующих деятельность банковских холдинговых компаний, контролирует банки, зарегистрированные на уровне штатов и являющихся членами ФРС, устанавливает правила защиты интересов потребителей (информирование и честное отношение к ним в определенных кредитных операциях).

Известно, что США имеют  независимый центральный банк. Это  верно в том смысле, что решения  Федеральной резервной системы  не подлежат ратификации со стороны  президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность  перед Конгрессом, а, следовательно и всем народом за свою политику. Все назначения в совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту систему как «независимую внутри правительства». ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам.

Центром организации Федеральной  резервной системы является Совет  управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных банков. У совета есть функции в области национального платеж- ного механизма и федерального регулирования потребительского кредита. Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и утверждаемых сенатом. Полный срок работы члена совета – 14 лет. И сем сроков органи- зованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год. Нель- зя быть повторно назначенным после полного срока работы.

Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом  США на 4 года из числа членов. Они  могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назна- чения также далжны быть утверждены сенатом.

Операции на открытом рынке  являются главным инструментом, используемым ФРС в осуществлении национальной кредитно-денежной политики. Ответственность  за сделки, проводимые ФРС, несет Комитет  по операциям на открытом рынке. Сделки с ценными бумагами правительства  и федеральных ведомств, увеличивает  или сокращают резервные фонды  депо- зитных учреждений. Комитет также  дает разрешение на операции и руково- дит ими на зарубежных рынках иностранных валют. В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных банков.

Другие функции ФРС  осуществляются через сеть двенадцати Федера- льных банков. В 25 городах  были организованы филиалы резервных  банков.

Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, состоящий  из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3 директора класса А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 дирек- тора класса Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-членами ФРС. Совет управляющих назначает трех дирек- торов класса С, которые тоже представляют общественность.

ФРБ получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитам получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям.

Большинство стран сегодня  имеют центральные банки, функции которых в целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их роль и степень независимости внутри правительства.

Информация о работе Национальный банк суть и функции