Налоги как основной источник бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
Функции и виды налога;
Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета;
Изучение динамики различны налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
Понятие и функции налога…………………………………....5
Виды налогов…………………………………………………..6
Налоговое администрирование……………………………...12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
2.1. Налог на добавленную стоимость……………………………..17
2.2. Налог на доходы физических лиц……………………………..21
2.3. Налог на прибыль………………………………………………26
2.4. Акцизы…………………………………………………………...29
2.5. Специальные налоговые режимы……………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..44

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.docx

— 836.03 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 

Государственное образовательное  учреждение

 высшего профессионального  образования 

 Башкирский государственный  университет

экономический факультет

кафедра «Финансы и налогообложение»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

на тему: Налоги как основной источник бюджета

 

     

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил: студент 3  курса,

                                                                                   гр. 3.4 В ФК очного отделения

                                                                                   Буюн С.Е.

 

 

             Руководитель:

             к.э.н., доцент Галимова Г.А.

   

             «____»____________20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3                                                                                                       

     ГЛАВА  1.  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

    1. Понятие и функции налога…………………………………....5
    2. Виды налогов…………………………………………………..6
    3. Налоговое администрирование……………………………...12

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

            2.1. Налог на добавленную стоимость……………………………..17

            2.2. Налог на доходы физических лиц……………………………..21

            2.3. Налог на прибыль………………………………………………26

            2.4. Акцизы…………………………………………………………...29

            2.5. Специальные налоговые режимы……………………………...32

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..42

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..44                              

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование налоговой  системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива  власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации  и население диктуется условиями  рынка и уровнем развития экономики.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Налоги  важнейшая форма  аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание  эластичности налоговой системы  – непременное  условие сбалансированности государственной казны.

Сущность  налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов  имеет двухсторонний  и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных  статей.

Данная тема курсовой является актуальной т.к. в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.

Объектом исследования в курсовой работе являются налоговые доходы бюджета.

Предметом исследования данной курсовой работы является роль налоговых  доходов бюджета, а так же их состав и структура. 

Целью работы является анализ состава и  структуры налоговых доходов  федерального бюджета.

     В соответствии  с целью в работе поставлены  и решены следующие задачи:

  1. Изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
  2. Функции и виды налога;
  3. Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета;
  4. Изучение динамики различны налоговых доходов федерального бюджета.

Для достижения цели и решения  поставленных задач мною были использованы нормативно- правовые акты, учебные пособия по налоговому праву, статистические данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

    1. Понятие и функции налога

        Под  налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения  принадлежащих им на праве  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления  денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].

       Налоги  следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не  безвозмездный характер, а является  условием совершения в отношении  их плательщиков определённых  действий [2].

     Выделяют следующие  функции налога:

  • Фискальная функция является основной и характерна для любой налоговой системы. Сущность ее заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций.
  • Стабилизирующая функция Ее суть заключается в том, что налоги являются эффективным инструментом перераспределения. Налоги влияют на производство путем стимулирования или сдерживания его роста, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
  • Социальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого обеспечивается осуществление социальной функции государства (ст. ст. 2 и 7 Конституции РФ). Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование учреждений здравоохранения, образования и т.д., а также выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Важность ее резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
  • Контрольная функция. Реализация данной функции направлена не столько к плательщикам, сколько к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога [3].

Из рисунка №1 видно, что налог выполняет четыре основных функции.

 

Рис. 1. Важнейшие функции  налогов

Источник: Бизнес-учебник. Виды налогов и их содержание //iknowbusiness.ru/ textbook?dblog_newsitemid=15&dblog_newsitem=textbook

 

 

    1. Виды налогов

 

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить  количество их видов пока не имели  успеха. Из истории известно имя  американского ученого Генри  Джорджа, предлагавшего свести все  налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более ста лет  последователи Г. Джорджа, в числе  которых были Лев Толстой, Уинстон  Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют  его учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения.

Налоги делятся на разнообразные  группы по многим признакам. Они классифицируются:

- по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

- по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

- по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

- по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

- по целевому назначению налога (общие, специальные).

Проанализируем, прежде всего, разделение налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

, регулирующие процессы  природопользования, и ряд других.

Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей  степени регулируют процессы распределения  и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они  в большей мере относятся к  стадии потребления в условиях равновесной  экономики.

Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые, налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера  налоговых ставок. Напомним, что  налоговой ставкой называют процент  или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на корову, на собаку, на гектар земли и т.д.) В зависимости  от налоговых ставок налоги делятся  на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

 

Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 24% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-ным налогом. 

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

В зависимости от того, кто  взимает налог и в какой  бюджет он поступает, налоги делятся  на государственные, региональные и местные [4]. Для наглядности на рисунке №2 указана краткая классификация основных видов налогов.

Рис. 2. Виды налогов и сборов

Источник: Бизнес-учебник. Виды налогов и их содержание //iknowbusiness.ru/ textbook?dblog_newsitemid=15&dblog_newsitem=textbook

 

Далее на рисунке №3 представлена структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации за 2010-2011гг.

 

 

Рис. 3. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ

Источник: Поступление налогов в бюджет Российской Федерации в 2011г.- общественное благополучие //sites.google.com/site/blagorussia/statistika/statistika-rossii/postuplenia-nalogov-v-budzet-rossijskoj-federacii-v-2011-godu

Из рисунка №3 видно, что в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.

Формирование всех доходов  в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления  налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%. 

Информация о работе Налоги как основной источник бюджета