Налоги как основной источник бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
Функции и виды налога;
Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета;
Изучение динамики различны налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
Понятие и функции налога…………………………………....5
Виды налогов…………………………………………………..6
Налоговое администрирование……………………………...12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
2.1. Налог на добавленную стоимость……………………………..17
2.2. Налог на доходы физических лиц……………………………..21
2.3. Налог на прибыль………………………………………………26
2.4. Акцизы…………………………………………………………...29
2.5. Специальные налоговые режимы……………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..44

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.docx

— 836.03 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим структуру  налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2010-2011год. Смотри рисунок №4.

 

Рис. 4. Структура доходов консолидированного бюджета РФ

Источник: Поступление налогов  в бюджет Российской Федерации в 2011г.- общественное благополучие //sites.google.com/site/blagorussia/statistika/statistika-rossii/postuplenia-nalogov-v-budzet-rossijskoj-federacii-v-2011-godu

 

 

Из  рисунка №4 можно сделать вывод, что в основном консолидированный бюджет Российской состоит из четырех основных налогов – Налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС.

1.3 Налоговое администрирование

 

Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой (смотри рисунок №5). В основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Из первоначального толкования термина «администрация» и современного его содержания следует, что налоговое администрирование — это деятельность государственных органов управления, но не законодательных органов власти в налоговой сфере. Законодательными органами устанавливаются основные принципы, формы и методы организации налоговых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. Налоговое администрирование как управленческая деятельность государственных органов направлено на реализацию законодательных норм.

Рис. 5. Соотношение понятий  “управление налоговой системой”  и “налоговое администрирование”

Источник: Бизнес-учебник. Виды налогов и их содержание //iknowbusiness.ru/ textbook?dblog_newsitemid=15&dblog_newsitem=textbook

Таким образом, налоговое  администрирование — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом ФНС РФ и его  территориальных органов, частично МФ РФ, Федеральной таможенной службой  РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение  и реализацию контроля за соблюдением  налогового законодательства всеми  участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование  по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых  органов, но и ряд других.

Основными элементами налогового администрирования выступает:

- контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;

- контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;

- организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Рассмотрим поподробнее  каждый элемент налогового администрирования.

  1. Контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками выступает центральным элементом налогового администрирования. В этом, прежде всего, состоит предназначение налоговых органов и такой вывод следует из экономической природы налогов, их внутреннего противоречия. Обязательность уплаты налогов объективно предопределяет неотвратимость наказания за налоговые нарушения, а она без соответствующего контроля вряд ли может быть достижима. Осознание важности налогового контроля проявилось как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его проведения. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки.
  2. Налоговое законодательство должны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, в том числе в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства. Выделяется внутриведомственный контроль, а именно в рамках проведения повторных проверок налогоплательщиков, а также налоговый аудит как форма последующего налогового контроля за результатами деятельности налоговых органов и досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами. С другой стороны, налоговый аудит благодаря общению с налогоплательщиками позволяет систематизировать информацию о разногласиях, выделяя случаи, причиной которых стало несовершенство налогового законодательства.
  3. Формами организационного и методического обеспечения деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

выделяются два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают:

 Министерство финансов  РФ, Федеральная налоговая служба  России. Целью налогового администрирования  на этом уровне является разработка  мер по повышению собираемости  налогов, в том числе на основе  совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование  налоговых поступлений в бюджет, учитывая анализ текущих платежей, и т. д.

 Субъектами второго  уровня выступают:

 территориальные налоговые  органы и отдельные подразделения  ФНС РФ. Содержание налогового  администрирования на этом уровне  составляют мероприятия по осуществлению  налогового контроля за соблюдением  налогового законодательства налогоплательщиками  и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением  к ответственности за налоговые  и административные правонарушения  виновных лиц.

Налоговое администрирование  должно базироваться на реализации принципа эффективности построения налоговой  системы, а именно обеспечения максимального  поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках  взимания и налогового контроля. Одним  из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация  административных расходов по сбору  налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе  на содержание налогового аппарата [5].

Из сказаного в данной главе можно сделать следующие выводы:

Налогом является обязатьльный безвозмездный платеж уплачиваемый лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных  нужд. Налог выполняет 4 основных функции: Регулирующая, контрольная, социальная, фискальная. Выделяются виды налогов такие как федеральные, региональные, местные, прямые, косвенные, общие, целевые и т.д. Консолидированный бюджет РФ обеспечивается в основном за счет налога на прибыль, НДПИ, НДФЛ и НДС. Неотьемлемой часть налогообложения является налоговое администрирования осуществляемое уполномоченными органами управления и элементами которого являются контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками; контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами; организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

 

2.1. Налог на  добавленную стоимость

 

НДС - налог на добавленную  стоимость, как следует из его названия, существует в форме изъятия в бюджет части прироста стоимости товаров (работ, услуг). НДС является косвенным налогом, т.к. устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу (аналогично акцизу и таможенной пошлине), в отличие от прямых налогов. На практике НДС похож на налог с оборота, а бремя его уплаты в конечном итоге ложится на потребителя.

НДС - это самый сложный  налог и большинство споров с налоговыми органами происходит именно по вопросам исчисления НДС, применения налоговых вычетов по НДС, возмещения (возврата, зачета) НДС, оформления первичных документов, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков НДС [6].

Данная система налогообложения  создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи  с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при  системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который  взимается при окончательной  продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции [7].

Ставка НДС может быть:

- НДС 18% применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.

- НДС 10% установлена при реализации: продовольственных товаров (по списку); товаров для детей (по списку); периодических печатных изданий; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; медицинских товаров.

- НДС 0% установлена при экспорте и реализации товаров (работ, услуг): по международной перевозке товаров,  в области космической деятельности, драгоценных металлов, построенных судов, а также ряда транспортных услуг (по списку).

- При ввозе товаров  на территорию РФ и иные  территории, находящиеся под ее  юрисдикцией, применяются налоговые  ставки НДС, указанные в п.  2 и 3 ст. 164 НК РФ (18% и 10%) [6].

Рассмотрим использование  НДС на конкретном примере:

Предположим, что у нас  есть средневековая деревня. Рассмотрим процесс создания, скажем, железных подков с точки зрения налогообложения. Для того, чтобы произвести подковы, уголь и железо должны попасть к кузнецу, который и изготовит подковы, продав их потом на рынке.

Рассмотрим ситуацию по шагам. Пусть в нашей деревне установлен налог на добавленную стоимость  в 20%. Уголь и железо продается  кузнецу по 12 монет каждая партия, а подковы кузнец продает за 120 монет.

Сначала рассмотрим налогообложение  рудокопов. Они, продав партию угля и  партию железа должны заплатить налог  по 12 / 1,2 *0,2 = 2 монеты каждый. Откуда возьмутся  эти деньги? Они включены в цену товара. Условно говоря, "своих" денег рудокопы в казну не отдают, они лишь взимают их в составе  общей суммы сделки и отдают в  казну. Тогда получается, что плательщик налога на добавленную стоимость - кузнец?

Кузнец продает подковы  за 120 монет, налог на добавленную  стоимость, включенный в цену, составляет 120 / 1,2 *0,2 = 20 монет .  Однако, поскольку он приобретал сырье для их производства, то в составе цены железа и угля им было уплачено два раза по две монеты. Таким образом, 20 - 2 - 2 = 16 монет причитается к платежу в казну. Итого, кузнец платит 16 монет. Сколько же причитается в казну? Поскольку последняя продажа осуществлена за 120 монет, то НДС с данной продажи составит 20 монет. Из них 16 заплатил кузнец, по 2 монеты каждый из рудокопов.

Таким образом, не важно, сколько  раз перепродавался товар. В конечном итоге, сумма налогов, которые поступают в казну все равно будет равна проценту от стоимости последней продажи. Тогда снова зададим вопрос: "Кто же в конечном итоге является плательщиком налога на добавленную стоимость?". Ведь рудокопы взяли деньги у кузнеца, а кузнец... у покупателя подков! И здесь мы приходим к совершенно парадоксальному выводу - на самом деле налог платит конечный покупатель товара, сам не подозревая об этом! Именно поэтому налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам (смотри рисунок №6) [8].

 

 

Рис. 6. Процесс уплаты НДС

 

Источник: Бизнес-учебник. Виды налогов и их содержание //iknowbusiness.ru/ textbook?dblog_newsitemid=15&dblog_newsitem=textbook

У налога на добавленную  стоимость есть и свои недостатки. НДС ограничивает потребление. Включение  высокой ставки налога в цену товара приводит к тому, что спрос на товары сдерживается. Особенно это  касается импортируемых товаров  и потребления услуг. Кроме того, если учесть, что продажа товара всегда осуществляется по рыночной цене, то доходность бизнеса неминуемо  уменьшается, что сказывается на интересе бизнесменов вкладывать деньги в тот или иной вид бизнеса [8].

 

Динамика поступлений  НДС в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг. приведена на расположенном ниже рисунке №7.

 

 

Рис. 7. Динамика поступлений НДС в консолидированный бюджет РФ

Источник: Поступление налогов  в бюджет Российской Федерации в 2011г.- общественное благополучие //sites.google.com/site/blagorussia/statistika/statistika-rossii/postuplenia-nalogov-v-budzet-rossijskoj-federacii-v-2011-godu

 

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году.

2.2. Налог на  доходы физических лиц

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в РФ. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, например, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом [9].

Основная часть НДФЛ (прежде всего с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в  бюджет работодателем (налоговым агентом). Доходы от продажи имущества декларируются  физическим лицом самостоятельно. По итогам года заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую  физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию физическое лицо сдает в  налоговую инспекцию по месту  постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода [10].

Информация о работе Налоги как основной источник бюджета