Налогообложение предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Актуальность данной темы состоит в том, что всех она касается с весьма болезненной точки зрения. Для государства налоги это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоговая система РФ 5
2. Налогообложение предприятий 18
3. Налоговое планирование на предприятии 34
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

налогообложение.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)


КР.10041020046                                                   

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

<<Тихоокеанский государственный  университет>>

 

Кафедры финансов, кредита  и бухгалтерского учета

Специальность 080105.65 (060400) << Финансы и кредит >>

Курсовая работа


По дисциплине << Финансы организаций >>

На тему:<<Налогообложение предприятий>>

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент__________курса

группы_________________________

№  з/к__________________________

Фамилия________________________

Имя____________________________

Отчество________________________

Проверил________________________

 

Хабаровск 20___г. 
Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

1. Налоговая система РФ                                                                                        5

2. Налогообложение предприятий                                                                      18

3. Налоговое планирование на предприятии                                                      34

Заключение                                                                                                           38

Список использованной литературы                                                                  39

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налогообложение это  та сфера, которая касается практически  всех: и государства, и общества в  целом, и каждого налогоплательщика  в отдельности. Актуальность данной темы состоит в том, что всех она  касается с весьма болезненной точки зрения. Для государства налоги это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства. А через это на самочувствии общества и населения. Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Объектом исследования выступает налоговая система, которая является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Предмет исследования данной курсовой работы – налогообложение предприятия. Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий. В ходе написания курсовой работы должны быть решены следующие задачи: рассмотрены сущность и значение налогообложения предприятий; перечислены мероприятия государства по реформированию налогообложения предприятий. Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации налогообложения.

 

1. Налоговая система РФ

 

Сущность налогов

 

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется  через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

  • обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  • поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  • государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли  фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие  элементы:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог  и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота  – в большинстве развитых стран  заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

 

Функции налогов

 

Налоги выполняют следующие  функции:

1)фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);

2)регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. происходит государственное регулирование экономики);

3)стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);

 

4)контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).

Некоторые экономисты указываю на социальную функцию налогов, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения  между доходами различных групп  населения.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства. А достигнутое ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств.

Известны 3 способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

а) расширение круга налогоплательщиков;

б) увеличение числа объектов обложения косвенными налогами;

в) повышение налоговых  ставок.

В зарубежных странах  используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность  налоговой системы». Согласно ему, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечить развитие производства.

Математически точно  определить величину оптимальной ставки налога сложно, но есть 3 признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

А) если при очередном  повышении налоговой ставки поступления  в бюджет растут непропорционально  медленно или сокращаются;

Б) если снижаются темпы  экономического роста, уменьшаются  инвестиции, ухудшается положение населения;

В) если растет «теневая»  экономика – скрытое и явное  уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует  об отрицательном воздействии налогов  на экономику.

Исследуя связь между  величиной налоговой ставки и  поступлением налогов в бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что повышение налогов может привести к снижению поступлений в бюджет. Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулом воздействия на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (выпускается больше продукции, доходы людей растут, растут налоги). Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Р. Рейгана.

 

Классификация налогов

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

-императивно-обязательный характер;

-индивидуальная безвозмездность;

-денежная форма;

-публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

-объект (доход, имущество, товар);

-налоговая база;

-величина налоговой ставки (квота);

-налоговый период (месяц, квартал, год);

-порядок исчисления;

-порядок и сроки уплаты налога.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия  различают два вида налогов:

-  прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

- косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги  подразделяются на:

-  пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

-  прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

- дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению различают:

а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

 

б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты  выделяют:

а) налоги, взимаемые с  физических лиц;

б) налоги, взимаемые с  юридических лиц.

5. По объекту налогообложения  разделяют:

-  имущественные налоги;

-  ресурсные налоги (рентные платежи);

-   налоги, взимаемые от выручки или дохода;

-   налоги на потребление.

6. По источнику уплаты  существуют:

- налоги, относимые на индивидуальный доход;

- налоги, относимые на издержки производства и обращения;

- налоги, относимые на финансовые результаты;

- налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав  пользования налоговыми поступлениями  выделяют:

а) собственные (закрепленные) налоги;

б) регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

Существуют 3 способа  взимания налогов:

1. Кадастровый (используются  кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается  до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача  деклараций по налогам).

Виды налогов функционирующие в налоговой системе РФ

Информация о работе Налогообложение предприятий