Федеральные налоги:
- налог на добавленную стоимость;
- федеральные платежи за пользование природными ресурсами;
- акцизы на отдельные группы и виды товаров;
- подоходный налог;
- налог на доходы банков;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на доходы от страховой деятельности;
- налоги – источники образования дорожных фондов;
- налог на операции с ценными бумагами;
- гербовый сбор;
- таможенная пошлина;
- государственная пошлина;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
- налог с биржевой деятельности.
Республиканские налоги
и налоги краев, областей, автономных
образований:
- республиканские платежи за пользование природными ресурсами;
- лесной налог;
- налог на имущество предприятий;
- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
Местные налоги:
- земельный налог;
- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- налог на имущество физических лиц;
- сбор за право торговли;
- налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
- целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели;
- курортный сбор;
- налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ;
- налог на рекламу;
- лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями;
- сбор с владельцев собак;
- сбор за выдачу ордера на квартиру;
- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
- сбор за право использования местной символики;
- сбор за парковку транспорта;
- сбор за выигрыш на бегах;
- сбор за участие в бегах на ипподромах;
- сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
- сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
- сбор за право проведения кино- и телесъемок;
- сбор за уборку территорий населенных пунктов;
- другие виды местных налогов.
Совершенствование
системы налогообложения в РФ
Существующая налоговая
система страны требует серьезного
реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального
выполнения своих функций, т.е. с
одной стороны она должна обеспечивать
уровень сбора налогов, достаточный
для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая
система страны должна способствовать
нормальному функционированию экономики
государства, экономическому росту и развитию
территорий.
В сложившейся
налоговой системе страны с
экономической точки зрения можно
выявить определенные недостатки, которые необходимо
устранить или минимизировать:
- Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (20%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.
- Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
- Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
- Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
- Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
- Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
- Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
- Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.
- Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов.
Одной из важных проблем
в современной системе налогообложения является система налоговых
ставок, которые определяют сумму налогового
изъятия. Это относится к целому ряду налогов,
в первую очередь к налогу на прибыль.
Существует интересное предложение ввести
(сначала в отдельных регионах) регрессивные
ставки налога на прибыль, когда при увеличении
суммы налогооблагаемой прибыли ставка
налогообложения понижается. При таком
методе понижающая регрессия ставок будет
стимулировать не стремление уменьшить
или скрыть налогооблагаемую базу, а показать
ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма
получаемой прибыли, тем меньше ставка
налога. Но это требует дополнительного
усиления контроля со стороны налоговых
органов, налоговой полиции.
В целом основными
направлениями совершенствования
налоговой системы являются:
- обеспечение стабильности налоговой системы;
- максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
- ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
- усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
- приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
- максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
- совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
- развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов. [14]
Реформирование налоговой
системы должно проходить таким
образом, чтобы система налогообложения
не только не мешала развитию российской
промышленности, но и стимулировала
повышению конкурентоспособности российской экономики.
В этой связи следует отменить налоги,
лежащие непомерном грузом на производственных
предприятиях. Отмене подлежат, прежде
всего, налоги, у которых в качестве объекта
налогообложения выступает выручка от
реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь
принятыми на себя
международными обязательствами, Российская
Федерация не должна вводить каких-либо
дискриминационных налоговых мер в отношении
зарубежных товаров. В целом система налогообложения
операций с отечественными и импортными
товарами должна быть единой, эта мера
направлена на усиление конкуренции на
внутреннем рынке, что должно привести
к улучшению качества предлагаемых российских
товаров. При этом государство оставляет
за собой право на
использование протекционистских мер,
однако осуществляться они должны путем
изменения ввозных пошлин.
2. Налогообложение
предприятий
Права и обязанности
предприятий – налогоплательщиков
Налогоплательщиками признаются
организации и физические лица, на
которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы. К организациям
относятся:
российские организации
– юридические лица, образованные
в соответствии с законодательством
РФ;
НК РФ определяет особую
категорию лиц. Это так называемые
взаимозависимые лица, отношения между
которыми могут оказывать непосредственное
влияние на условия или экономические
результаты их деятельности или деятельности
представляемых ими лиц.
Права налогоплательщиков
можно условно разделить на три
группы.
Первую группу составляют права, обеспечивающие
правильное, надлежащее исполнение обязанности
по уплате налогов:
а) право получать от налоговых
органов бесплатную информацию о
действующих налогах и сборах,
налоговом законодательстве, правах
и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и
их должностных лиц;
б) право получать от налоговых
органов письменные разъяснения
по вопросам применения законодательства
о налогах и сборах.
Вторая группа прав обеспечивает
учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов:
а) право использовать
налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах
и сборах;
б) право получать отсрочку,
рассрочку, налоговый кредит или
инвестиционный налоговый кредит в
порядке и на условиях, установленных НК;
в) право на своевременный
зачет или возврат сумм излишне
уплаченных либо излишне взысканных
налогов.
Третья группа объединяет
процессуальные права налогоплательщиков
при осуществлении налогового контроля:
а) право представлять
свои интересы в налоговых правоотношениях
лично либо через своего представителя;
б) право представлять
налоговым органам и их должностным
лицам пояснения по исчислению и
уплате налогов, а также по актам
проведенных налоговых проверок;
в) право присутствовать при проведении выездной налоговой
проверки;
г) право получать копии
акта налоговой проверки и решений
налоговых органов, а также требования
об уплате налога;
д) право требовать
от должностных лиц налоговых
органов соблюдения законодательства
о налогах и сборах при совершении ими действий в
отношении плательщиков;
е) право не выполнять
неправомерные акты и требования
налоговых органов и их должностных
лиц, не соответствующие НК РФ или
иным федеральным законам;
ж) право обжаловать в
установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие)
их должностных лиц;
з) право требовать
соблюдения налоговой тайны;
и) право требовать
возмещения убытков, причиненных незаконными
решениями налоговых органов
или незаконными действиями (бездействием)
их должностных лиц.
Помимо основной обязанности
налогоплательщика – уплачивать
установленные законом налоги –
существуют и иные. В частности, налогоплательщики
обязаны:
а) стать на учет в органах
ФНС РФ, если такая обязанность
предусмотрена НК РФ;
б) вести в установленном порядке учет своих доходов
(расходов) и объектов налогообложения,
если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах;
в) представлять в налоговый
орган налоговые декларации по тем
налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством
о налогах и сборах;
г) выполнять законные
требования налогового органа об устранении
выявленных нарушений налогового законодательства,
а также не препятствовать законной
деятельности должностных лиц налоговых
органов при исполнении ими своих служебных
обязанностей;
д) предоставлять налоговому
органу необходимую информацию и
документы в случаях и порядке,
предусмотренных НК РФ;
е) в течение трех лет
обеспечивать сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов, необходимых
для исчисления и уплаты налогов,
а также документов, подтверждающих полученные
доходы (для организаций - также и произведенные
расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
На организации и
индивидуальных предпринимателей, помимо
прочего, возложена обязанность
сообщать в соответствующий налоговый орган:
а) об открытии или закрытии
счетов;
б) обо всех случаях
участия в российских и иностранных
организациях;
в) обо всех обособленных
подразделениях, созданных на территории
РФ;
г) о прекращении своей
деятельности, объявлении несостоятельности
(банкротстве), ликвидации или реорганизации;
д) об изменении своего
местонахождения.
Налогоплательщик самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую
уплате за налоговый период, исходя
из налоговой базы, налоговой ставки
и налоговых льгот.
Формы и виды налоговых правонарушений
К налоговым правонарушениям относятся
следующие:
а) нарушение срока
постановки на учет в налоговом органе;
б) уклонение от постановки
на учет в налоговом органе;
в) нарушение срока представления
сведений об открытии и закрытии
счета в банке;
г) непредставление налоговой
декларации;
д) грубое нарушение правил
учета доходов и расходов и
объектов налогообложения;
е) неуплата или неполная
уплата сумм налога;
ж) незаконное воспрепятствование
доступу должностного лица налогового
органа, органа государственного внебюджетного
фонда на территорию или в помещение;