Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом 4
1.2.Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории 6
1.3. Становление и развитие налоговой политики в современной российской федерации 8
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 12
2007-2009 гг. 12
2.1. Анализ взаимосвязи действующей налоговой политики и налоговой системы рф 12
2.2.Оценка уровня налоговой нагрузки в 2008-2009 гг 14
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
3.1. Приоритеты и механизмы налоговой политики с учетом бюджетной политики 20
3.2. Налоговые льготы как инструмент налогообложения и важнейший элемент налоговой политики 25
3.3.Налоговая политика на 2010-2012гг. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей налоговой политики РФ на современном этапе и определение мероприятий по совершенствованию налоговой политики.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1.Исследование целей, механизмов и инструментов налоговой политики;
2.Рассмотрение взаимосвязи налоговой политики и налоговой системы РФ;
3.Проведение анализа современного состояния налоговой политики и налоговой системы РФ;
4.Определение основных проблем налоговой политики на современном этапе;
5.Предложение мероприятий по совершенствованию налоговой политики.
Курсовая работа
По дисциплине : Финансы(2).
На тему : Налоговая политика государства.
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы. Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.
Налоги относятся к числу основных макроэкономических инструментов государственной политики. Они являются необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось изменением налоговой системы, в связи с тем, что основным источником формирования государственного бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, приоритетные национальные проекты, содержатся структуры, обеспечивающие осуществление и функционирование самого государства.
Актуальность выбранной темы состоит также и в том, что в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Исследования крупнейших ученых-экономистов XX в. - Д. Кейнса, А. Маршалла, П. Самуэльсона, К. Макконнелла, М. Фридмана, А. Лаффера и других легли в основу мероприятий по реорганизации налоговых систем, проведенных в 50-70-е годы, затем 80-90-е годы в странах- членах ЕС, США, Канаде, Японии и других государствах.
В последние годы существенный вклад в разработку проблем налогового реформирования вносят такие российские экономисты как: Брызгалин А.В., Гретченко А.И., Князев В.Г., Львов Д.С., Пансков В.Г., Подпорина И.В., Черник Д.Г., Юткина Т.Ф., Пеньков Б.Е., Павлова Л.Н., Шаталов С.Д., и другие.
Приоритетными задачами проводимой налоговой реформы является последовательное снижение налоговой нагрузки и предложения в ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию России о повышении уровня жизни населения и о справедливом налогообложении. Однако, как определено в процессе исследования, нарушается сбалансированность интересов государства и налогоплательщика.
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей налоговой политики РФ на современном этапе и определение мероприятий по совершенствованию налоговой политики.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1.Исследование целей, механизмов и инструментов налоговой политики;
2.Рассмотрение взаимосвязи налоговой политики и налоговой системы РФ;
3.Проведение анализа современного состояния налоговой политики и налоговой системы РФ;
4.Определение основных проблем налоговой политики на современном этапе;
5.Предложение мероприятий по совершенствованию налоговой политики.
Объектом исследования выступает налоговая политика России и вопросы, связанные с механизмами налоговой политики.
Предметом исследования являются основные принципы организации современной налоговой политики и проблемы ее реформирования.
Информационной базой являются официальные материалы, предоставленные Государственной Думой, Минфином РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральным казначейством, Росстатом.
Налогообложение — это принудительное и безвозмездное взимание центральным правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.
Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.
Налог представляет собой индивидуально бесплатный безвозвратный безусловный целевой платеж, который вносится в бюджет определенного уровня. Налоги устанавливаются решением органов власти страны, их основными функциями считают фискальную и регулирующую.
Изначально налоги во всех государствах вводились в целях выполнения фискальной функции, т. е. обеспечения государства источниками денежных средств для финансирования государственных расходов. Затем государства в большей или меньшей степени начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы в целях регулирования социально-экономических процессов, и налоги стали выполнять регулирующую функцию, т. е. оказывать влияние на воспроизводство (стимулировать или сдерживать его темпы, увеличивать или уменьшать накопление капитала и платежеспособный спрос населения) и способствовать решению различных социальных задач (таких, как защита низкооплачиваемых лиц, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики). Поскольку регулирующая функция налогов направлена на экономические и социальные процессы, ее можно подразделить на экономическую, стимулирующую, социальную и т. д.
Иногда наряду с перечисленными выделяют также распределительную и контрольную функции налогов. Этим подчеркивается, что налоги, являясь составной частью финансов как экономической категории, кроме специфической (фискальной) функции выполняют и общие функции финансов (распределительную и контрольную).
Вопрос о том, насколько эффективно государство может использовать регулирующую функцию налогов, является одним из центральных в теории налогообложения. История развития теорий налогов — это история борьбы двух основных направлений в экономической теории — монетаризма и кейнсианства.
Приверженцы монетарных методов, к которым относились также основоположники классической политэкономии и теории налогов А, Смит и Д. Рикардо, считали, что налоги в основном должны выполнять фискальную функцию и быть нейтральными относительно экономических процессов. Кейнсианцы отстаивали необходимость усиления государственного регулирования экономики с помощью финансовых регуляторов, в том числе налогов.
На различных этапах экономического развития при проведении налоговых реформ приоритетными становились то монетарные, то кейнсианские подходы к совершенствованию налогообложения.
В настоящее время, пожалуй,
никто не отрицает необходимости
использования налогов в
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Целью налоговой политики является установление определенной системы налогообложения, и распределения налогового бремени для обеспечения оптимального уровня сбора налоговых доходов.
В современном мире выделяют
две основные модели налоговой политики:
либеральную и социально-
Либеральная (англо-саксонская) модель налоговой политики характеризуется относительно низким уровнем налогового бремени экономики, определяемом бременем государства, стоимостью реализаций, взятых на себя (перед обществом) функций. Власти ограничивают свое участие и вмешательство в сфере экономики, а финансирование социальной политики осуществляется в значительной мере бизнесом и (или) за счет средств граждан (США, Япония, Ирландия, Великобритания).
Социально-ориентированная модель налоговой политики характеризуется высоким уровнем налогового бремени экономики, благодаря которому в бюджетной системе государства аккумулируются от 40% до 55% ВВП. Это Швеция, Дания, Германия, Италия и ряд других европейских стран. В таких странах на финансирование социальной политики (образование, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, социальное обеспечение) расходуется две трети и более консолидированного бюджета: Швеция - 65,8%, Дания - 75,5%, Германия - 72,5%, Италия - 73,4%.
Налоговая политика является
составной частью финансовой политики
и инструментом государственного регулирования
социально-экономических
Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия на условия и факторы общественного воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.
Обобщая вышеизложенное отметим, что налоговая политика представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых и организационных основ и мероприятий в сфере налоговых отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций, и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны.
Налоговая система государства призвана обеспечивать мобилизацию и аккумуляцию платежей по налогам и сборам в бюджетную систему страны. Налоговая система представляет собой совокупность законодательно установленных налогов и сборов, составляющих налоговые обязательства организаций и граждан, и органы, уполномоченные обеспечивать государственный контроль над правильным исчислением, полнотой и своевременным перечислением соответствующих платежей в бюджетную систему страны. Исходя из данного определения, налоговая система включает две подсистемы:
- подсистему налогов
и сборов или налоговый
- подсистему уполномоченных органов или организационный механизм.
В настоящее время все подоходные и имущественные налоги (в том числе на дарения, наследство, куплю-продажу ценных бумаг и т. п.) относятся к прямым, а все налоги на потребление — к косвенным.
Прямые налоги устанавливаются
непосредственно для плательщик
Прямые налоги способствуют
такому распределению налогового бремени,
при котором больше платят те члены
общества, которые имеют более
высокие доходы. Но форма прямого
налогообложения требует сложно
Реформирование налогового законодательства в России началось с принятия Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и других нормативных актов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов. Для этих законодательных актов характерна практическая невозможность их прямого непосредственного применения. Их реализация требовала принятия налоговым ведомством подзаконных актов – инструкций, разъясняющих порядок начисления и уплаты налогов. Число инструктивных документов, регулирующих взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом, доходило до тысячи. Нормы о налогообложении содержались в многочисленных актах, принятых в самые разные годы и отличающихся по своей юридической силе и отраслевой принадлежности. Дальнейшее развитие российского налогового законодательства происходило по пути всевозрастающего объема нормативных правовых актов.
Другой особенностью отечественного налогового законодательства середины 90-х годов прошлого века можно назвать его «сверхдинамизм» и постоянную изменчивость. Так, в каждый налоговый закон изменения и дополнения вносились в среднем по 2 раза в год, а в инструкцию по конкретному налогу – 4-5 раз в год. Поспешная кодификация как наиболее предпочтительная форма совершенствования законодательства, обеспечивающая комплексное решение проблем налогообложения, стала неизбежной и привела к созданию четкой и стройной системы взаимосвязанных нормативно-правовых актов различного уровня, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере налогообложения. Эти нормативные акты и представляют собой современную систему российского законодательства.