Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом 4
1.2.Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории 6
1.3. Становление и развитие налоговой политики в современной российской федерации 8

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 12
2007-2009 гг. 12
2.1. Анализ взаимосвязи действующей налоговой политики и налоговой системы рф 12
2.2.Оценка уровня налоговой нагрузки в 2008-2009 гг 14
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
3.1. Приоритеты и механизмы налоговой политики с учетом бюджетной политики 20
3.2. Налоговые льготы как инструмент налогообложения и важнейший элемент налоговой политики 25
3.3.Налоговая политика на 2010-2012гг. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Содержание работы

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей налоговой политики РФ на современном этапе и определение мероприятий по совершенствованию налоговой политики.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1.Исследование целей, механизмов и инструментов налоговой политики;
2.Рассмотрение взаимосвязи налоговой политики и налоговой системы РФ;
3.Проведение анализа современного состояния налоговой политики и налоговой системы РФ;
4.Определение основных проблем налоговой политики на современном этапе;
5.Предложение мероприятий по совершенствованию налоговой политики.

Файлы: 1 файл

курсовая работа финансы ч.2.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Первые серьезные усилия по изменению налоговой системы  были предприняты в 1996 г. и в связи  с обсуждением в Государственной  Думе Налогового кодекса. Однако он во многом консервировал существовавшие в то время недостатки налоговой системы и в силу этого был отвергнут. Для первого этапа реформы налоговой системы характерным являлось также расхождение между декларируемым намерением снизить налоговое бремя и упростить налоговую систему и реальными шагами в противоположном направлении.

Вторая попытка была предпринята в 1998 г. и связана  с обсуждением антикризисной  программы правительства, которая декларировала уменьшение налогового бремени предприятий и перенос его на население. Некоторые предложения программы были реализованы: введен налог с продаж, отменена большая часть льгот по НДС, принят единый налог на вмененный доход. Однако ситуация не улучшилась, сохранились высокие налоговые ставки и многочисленные налоговые льготы. Кроме того, для периода 1991-1999 гг. (первый этап реформирования налоговой системы) была характерна существенная концентрация полномочий по использованию налоговых инструментов регулирования экономики на региональном уровне. Региональные власти имели право предоставлять льготы не только по региональным, но и по некоторым федеральным регулирующим налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

Налоговое регулирование  осуществлялось с помощью дифференцированных налоговых ставок и льгот, инвестиционного налогового кредита в целях сглаживания негативного влияния реформ на отрасли региональной экономики и социальной сферы, стимулирования развития приоритетных отраслей экономики, сокращения дифференциации между муниципальными образованиями. Наиболее активно регионы использовали налог на прибыль и на имущество предприятий4.

Второй этап реформирования налоговой системы в России начался  с 1 января 1999 г. с введения в действие. Первой части налогового кодекса  РФ. На сегодняшнее время в часть I НК РФ включены следующие разделы5:

  1. Общие положения
  2. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях.
  3. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц
  4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  5. Налоговая декларация и налоговый контроль.
  6. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
  7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

С 1 января 2001 г., введены  основные направления налоговой  системы – часть II НК РФ. В нее были включены разделы о федеральных налогах, региональных и местных налогах и о специальных налоговых режимах. До настоящего момента не завершены внесения изменений и дополнений второй части налогового кодекса Российской Федерации.

Структура российской налоговой системы по своим основным параметрам соответствует налоговым системам развитых стран, в которых основным источником налоговых доходов прямо и косвенно является заработная плата. В условиях крайне низких доходов большей части населения такая конструкция налоговой системы неспособна обеспечить финансирование бюджетной сферы даже по минимальным стандартам.

С января 2008 года установлен единый для  всех налоговый период по НДС –  квартал. В то же время напоминаем, что в первом квартале 2008 года заканчивается «переходный период». Налогоплательщики, которые в 2005 году применяли учетную политику «по оплате» в первом налоговом периоде 2008 года должны представить декларацию по НДС и уплатить налог в бюджет с суммы разницы между дебиторской и кредиторской задолженностью, непогашенной за переходный период.

В области налога на прибыль с 1 января 2008 года согласно новой редакции  пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ организации при  определении налоговой базы по налогу на прибыль вправе не учитывать суммы  кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, списанных и (или) уменьшенных иным образом, не только перед бюджетами разных уровней, но и перед бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, можно увидеть, что  изменения в налоговое законодательство вносятся постоянно с целью оптимизации налоговой системы.

 

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В

 2007-2009 гг.

 

2.1. Анализ взаимосвязи  действующей налоговой политики  и налоговой системы РФ

Механизм налогового регулирования таких важнейших  социально-экономических процессов  в России, как рост инфляции и социальной дифференциации, заключается в налоговом воздействии на ряд отраслей таким образом, чтобы изменение налоговой нагрузки приводило к снижению отпускных цен и повышению эффективности функционирования предприятий.

Условно выделяют три  возможных типа налоговой политики:

Первый тип — высокий  уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением  налогового бремени. При выборе этого  пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой  политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально  учитывает не только собственные  фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип — налоговая  политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании  с третьим. Снижая уровень налогового бремени на экономику, государство  способствует увеличению собственных  средств хозяйствующих субъектов, ожидая от последних наращивания инвестиционной активности в условиях отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль, существовавшей до 2002 г.

Таким образом, нынешняя налоговая политика России сформировалась не на основе налоговой доктрины, выработанной обеими ветвями государственной власти, а в результате компромиссных решений. Было бы логичным в этой связи дать возможность утрястись сложившейся системе налогообложения в течение одного - двух лет и провести комплексный анализ ее эффективности в системе общественного воспроизводства - воспроизводства общественного продукта и воспроизводства человека, человеческих ресурсов.

Большая часть налоговых  отношений, как правило, закрепляется формально. Налоговое законодательство любой страны, будучи официальным  регулятором фискального процесса, детально регламентирует все возможные действия участников налоговых отношений. Главным документом, регулирующим налоговые отношения в России, является Налоговый кодекс, который определяет правовой статус участников указанных отношений и правила их действия/взаимодействия по поводу осуществления налогового процесса. В этой связи Налоговый кодекс является основным структурным элементом института налоговых отношений - правилом, определяющим формальные взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Возможность такой трактовки экономического содержания основного налогового закона доказывает анализ его структуры на предмет содержания основных элементов-правил (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1  – Налоговый кодекс России как совокупность нормативных элементов

Нормативные элементы Налогового кодекса 

атрибут

долженствование

цель

условие

санкции

налогоплательщик

(правовой статус по поводу налоговых обязательств)

налоговое обязательство

(обязанность налогоплательщика платить налоги)

налог

(необходимое условие существование государства)

наличие  у налогоплательщика объекта налогообложения

 

штрафы и пени

(при несоблюдении норм)


 

При анализе института  налоговых отношений, необходимо иметь  в виду, что их формальная сторона, регулируемая налоговым законодательством, не дает полного представления об изучаемом феномене. Кроме установленных государством регулирующих норм, касающихся, налогового процесса, существует множество неформальных правил и норм, а также мотивирующих факторов и ограничений, обусловливающих взаимное поведение государства и налогоплательщиков.

    1. Оценка уровня налоговой нагрузки в 2008-2009 гг

 

Сам по себе показатель налоговой  нагрузки на экономику страны характеризует  долю ВВП, перераспределяемого посредством  налогов и сборов. В 2009 г. доля налогов в общем объеме ВВП составила 38,2%, для сравнения в 2008г. – 37,9% -рис.2.1.

Только в совокупности с другими важными показателями социально-экономического развития страны можно судить о тяжести налогообложения  в стране, эффективности функционирования налоговой системы. По мнению ряда ученых наиболее налогоспособной является та страна, где:

– наиболее высокий уровень потребностей населения;

– производительность труда растет быстрыми темпами;

– производство валового внутреннего продукта растет быстрее, чем растет численность населения страны;

– валовой внутренний продукт распределяется наиболее равномерно;

– наибольшая часть суммы налогов затрачивается таким образом, что служит интересам большинства, особенно беднейшим слоям населения;

– в основе политики государства лежит стремление сглаживать различия в уровне развития отраслей, территорий, и уровне жизни различных слоев населения.

 

 

Рисунок 2.1 –  Удельный вес налогов в ВВП, %10 2004-2009г

 

Анализ приведенных  данных (табл. 2.2) позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка в России находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при невысоком удельном весе оплаты труда наемных работников в ВВП (в России – 46,6%, в других странах – 51,7- 57,8%) и более низком качестве услуг со стороны государства: индекс человеческого развития в России на 0,144 пункта ниже, чем, например, в США, и на 0,151 пункта ниже, чем в Швеции, а производительность труда в 3 и более раз ниже, чем в ряде европейских стран11.

 

Таблица 2.2. – Сопоставление уровня налоговой нагрузки и социально-экономических показателей развития в некоторых странах в 2009 году

Страна

Налоговая нагрузка на экономику, %

Россия

Австрия

Великобритания

Германия

Италия

Франция

Швеция

Япония

США

37,9

44,1

33,7

39,5

42,0

43,5

57,1

28,9

30,6


 

Таким образом, несмотря на то, что показатель налоговой  нагрузки в России ниже аналогичных  показателей в ряде европейских  стран, степень тяжести налогообложения  в нашей стране значительно выше, чем в ряде других развитых странах.

Показатель налоговой нагрузки на экономику страны, рассчитанный как соотношение объема уплаченных налогов и сборов в бюджетную систему к произведенному валовому внутреннему продукту (ВВП), к сожалению, не характеризует реальный уровень налоговых изъятий в силу особенностей оценки валового внутреннего продукта (ВВП) страны, состоящих в досчете официальных данных объема его производства на сумму произведенного ВВП в неформальном секторе экономики12.

Если же исходить из того, что объем ВВП, произведенный, в  теневом секторе экономики составляет от 25% до 40%, то показатель налоговой нагрузки, занижен на 8-10 % и нижняя граница составляет 43-46 % ВВП.

Налоговая нагрузка на мезоэкономическом  уровне, то есть на уровне экономики  региона, по сути своей аналогична показателю нагрузки на экономику страны. Проблемы и трудности ее определения, связанны, во-первых, с занижением показателя валового регионального продукта на добавленную стоимость по услугам, оказываемым государственными учреждениями (государственное управление, оборона, и т.д.), во-вторых, с занижением суммы налогов, участвующих в расчете, на сумму платежей, поступающих в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. В 2006г. объем таких поступлений достиг 4001,7 млрд. руб. (15,0% ВВП в рыночных ценах) или 40,9 % всех налоговых поступлений, что существенно влияет на занижение показателя налоговой нагрузки на экономику региона. Это существенно занижает абсолютные значения показателя и искажает саму его суть, так как отражает лишь влияние на экономику региональных и местных налогов (при учете начисленных налогов) и незначительной части федеральных налогов, отчисляемых в бюджет субъекта РФ в порядке межбюджетного регулирования (при учете уплаченных налогов).

Информация о работе Налоговая политика государства