Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом 4
1.2.Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории 6
1.3. Становление и развитие налоговой политики в современной российской федерации 8

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 12
2007-2009 гг. 12
2.1. Анализ взаимосвязи действующей налоговой политики и налоговой системы рф 12
2.2.Оценка уровня налоговой нагрузки в 2008-2009 гг 14
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
3.1. Приоритеты и механизмы налоговой политики с учетом бюджетной политики 20
3.2. Налоговые льготы как инструмент налогообложения и важнейший элемент налоговой политики 25
3.3.Налоговая политика на 2010-2012гг. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Содержание работы

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей налоговой политики РФ на современном этапе и определение мероприятий по совершенствованию налоговой политики.
В соответствии с целью в работе будут решены следующие задачи:
1.Исследование целей, механизмов и инструментов налоговой политики;
2.Рассмотрение взаимосвязи налоговой политики и налоговой системы РФ;
3.Проведение анализа современного состояния налоговой политики и налоговой системы РФ;
4.Определение основных проблем налоговой политики на современном этапе;
5.Предложение мероприятий по совершенствованию налоговой политики.

Файлы: 1 файл

курсовая работа финансы ч.2.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы  в 2010 году предусмотрены в объеме 9,887 трлн. рублей, в 2011 году – 9,390 трлн. рублей, в 2012 году – 9,681 трлн. рублей против 9,931 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда, а также процентные платежи по государственному долгу.

Резкое сокращение запланированных  доходов бюджета в ближайшие  годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть  и газ будут на 33-36% (или на 29-32 долларов США) ниже, чем прогнозировалось.

Новый прогноз значительно  отличается от прежнего по темпам роста  ВВП. Если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению  с 2008 годом вырастет более чем  на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 4,2%, а номинальный объем ВВП будет на 24-29% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.

Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.

Это отразится и на динамике внешней торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт  в долларовом выражении увеличится на 7,6% , импорт – на 4,9%.

Сокращение доходов  федерального бюджета ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

Развитие экономики  в 2010-2012 годах будет определяться тремя основными факторами:

- темпами выхода мировой  экономики из кризиса и динамикой  цен на главные сырьевые ресурсы;

-  развитием частных  инвестиций;

- эффективностью мер государственной антикризисной политики.

3.2. Налоговые льготы  как инструмент налогообложения и важнейший элемент налоговой политики

Стимулирующими  методами налогового механизма выступают  налоговые льготы, перевод на льготные налоговые режимы, изменение сроков исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов. Льготами по налогам и сборам являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Все налоговые льготы можно разделить на три основные укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования, в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база).  Данные группы льгот были рассмотрены применительно к налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций и налогу на прибыль.

Налоговые освобождения включают в себя освобождение от уплаты налога (освобождались от уплаты налога на прибыль малые предприятия, инвестиционные фонды, предприятия, добывающие драгоценные металлы, а также предприятия с сезонным характером производства, с иностранными инвестициями и бюджетные организации), снижение налоговых ставок (ставки по НДС были снижены с 28% до 18% за весь период существования, по налогу на прибыль с 30% до 24%), изменение расчета налогооблагаемой базы (по налогу на имущество организаций ранее в налоговую базу включались остатки по 20 бухгалтерским счетам, в настоящее время – только по двум счетам). Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. 

Налоговые скидки - это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое уменьшение налоговой  базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования некоторых  видов доходов. К ним также  относятся необлагаемый минимум объекта,  (примером служит НДС), ускоренная амортизация (налог на прибыль). Инвестиционные скидки следует выделить в самостоятельный вид в силу их особой целевой направленности. Из названия следует, что они предполагают вычеты из налогооблагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога.

Наиболее  сложным элементом в системе  налоговых льгот является третья группа - налоговый кредит. В Кодексе  налоговые кредиты представлены как отсрочка или рассрочка платежа. В широком, системном понимании, налоговые кредиты — это группа условных, предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) с целью оказания нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и социальном развитии предприятий и территорий, а также исключения двойного налогообложения. Существуют инвестиционный налоговый кредит,  целевой налоговый кредит.

Проанализировав российское налоговое законодательство,  можно  прийти к выводу, что в настоящий момент в нем практически отсутствуют четко прописанные налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность  по любому из рассматриваемых  налогов. Исключение составляет налог на прибыль. В положении по исчислению налога на прибыль приводятся льготы, связанные с инвестиционным налоговым кредитом (и то это представлено как отсрочка или рассрочка платежа) и льгота, касающаяся инвестиционных фондов. А, по нашему мнению, чтобы развивались и инвестиционная, и инновационная деятельность, чтобы юридические и физические лица были заинтересованы во вложении сбережений в капитал, необходимо по каждому налогу прописать положения о предоставлении льгот по реализации инвестиционных проектов, направленных на решение важнейших социально-экономических  и научно-инновационных задач.

Тенденция снижения налоговых ставок и расширения налогооблагаемой базы за счет отмены льгот, тем не менее, сопровождается другим характерным  для налоговой политики большинства  развитых стран процессом – целевой направленностью стимулирующего воздействия. В целях развития таких сфер, как научные исследования и опытно-конструкторские разработки, малый бизнес, привлечение иностранных инвестиций, создаются специальные налоговые режимы и предоставляются разнообразные льготы.

В России до недавнего  времени ситуация складывалась таким  образом, что налог на прибыль  занимал одно из ведущих мест в  структуре налоговых доходов  бюджета. Вклад налога на прибыль  в доходную часть бюджета колебался в интервале 17-23% всех налоговых поступлений.

Особенность российской налоговой системы, характеризуемой  высоким уровнем налоговых рисков, и в данном случае не позволяет  утверждать, что теоретические прогнозы, которые были положены в основу концепции  реформы налогообложения прибыли, подтвердились практикой. Точнее, достигнутые в последние годы результаты свидетельствуют о значимости неучтенных в реализованной концепции реформирования институциональных факторах, в частности, роли налоговых рисков, влияющих на экономические показатели и развитие экономики в целом.

В целях увеличения поступлений доходов в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  и компенсации снижения объемов  софинансирования в 2010 году предполагается индексация некоторых ставок налогов, доходы от уплаты которых зачисляются  в региональные и местные бюджеты (акцизы на вино, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%, пиво, нефтепродукты; транспортный налог; государственная пошлина).

Дополнительные  доходы региональных бюджетов от указанных  мер составят в 2010 году по оценке 87,8 млрд. руб., из них акцизы на вина – 0,8 млрд. руб., акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% - 0,8 млрд. руб., акцизы на пиво – 61,8 млрд. руб., акцизы на нефтепродукты – 14,3 млрд. руб., транспортный налог – 7,5 млрд. руб., государственная пошлина – 8,9 млрд. рублей.

 

Таблица 3.2. - Оценка дополнительных доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2010 г., млрд. рублей

Наименование

Сумма

Всего

87,8

Акцизы на вина

0,8

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%

0,8

Акцизы на пиво

61,8

Акцизы на нефтепродукты (с учетом изменения нормативов на 2010 г.)

14,3

Транспортный налог

7,5

Государственная пошлина

8,9

Потери в связи с передачей  НДПИ в федеральный бюджет (с учетом частичной компенсации)

-6,3


 

Начиная с 2010 года предполагается изменение порядка  установления нормативов зачисления доходов  от уплаты акцизов на отдельные виды подакцизной продукции, с целью  отказа от использования данных о  фактических поступлениях акцизов и перехода к расчету нормативов по обоснованным статистическим данным.

Так, при установлении нормативов распределения доходов  от акцизов на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, будет использоваться численность населения субъекта Российской Федерации старше восемнадцати лет. Кроме того, в целях повышения внимания региональных властей к целенаправленной работе по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией, что будет способствовать увеличению сбора акцизов, с 20 до 40 процентов увеличена доля акциза, зачисляемая в субъект Российской Федерации по месту ее производства.

3.3. Налоговая политика на 2010-2012гг.

 

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов сохранятся ранее определенные приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики – создание эффективной налоговой системы, сохранение налоговой нагрузки на уровне, позволяющем обеспечить исполнение бюджетных обязательств. При этом действия государства в области налоговой политики будут в среднесрочной перспективе направлены на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а также на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. С учетом кризиса важнейшим фактором проводимой в среднесрочной перспективе налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Таким образом, налоговая  политика (включая политику в области  взимания взносов на обязательное страхование) будет обеспечивать возможности  исполнения социальных обязательств государства, формирования сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения, поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, создающей стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда. Важным аспектом налоговой политики будет являться повышение качества налогового администрирования, что создаст предпосылки для снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.

Действия правительства  в области совершенствования  налогового законодательства в период 2010 – 2012 годов будут обусловлены  одобренными Правительством Российской Федерации «Основными направлениями  налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Вместе с тем, предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

- совершенствования налогового  контроля над использованием  трансфертных цен в целях налогообложения;

- создания института  консолидированной налоговой отчетности  по налогу на прибыль организаций;

- совершенствования порядка  учета в налоговых органах  организаций и физических лиц,  оптимизации взаимодействия, в том  числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

Предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).

В части налога на добавленную стоимость предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения порядка его администрирования. Главным направлением изменений в этой области будет являться снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, принятие мер по снижению сроков возмещения НДС.

В плановом периоде предполагается продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, по мере осуществления мероприятий по реализации Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 228-р, и создания указанной системы.

В целях совершенствования  процедуры возмещения налога будет  предложено рассмотреть вопрос о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, направленных на сокращение сроков возмещения при осуществлении отдельных операций, облагаемых налогом по нулевой ставке. В частности, предполагается установить особый порядок возмещения налога, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которой налог предъявлен к возмещению.

Информация о работе Налоговая политика государства