Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 20:12, курсовая работа
Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь налоги и налогооблажение занимают важную роль в формировании как государственного бюджета, так и экономики в целом, именно поэтому важно углубленно изучить данную тему, выявить основные проблемы и выявить пути их решения.
Цель курсовой работы - раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.
Введение………………………………………………………………………………2
1 Теоретические аспекты налоговой системы РК …….……………………….4
1.1. Понятие налоговой системы, этапы становления……………………………4
1.2. Принципы организации и развития налоговой системы…………………….17
2 Анализ налоговой системы РК………………………………………...............20
2.1.Налоговая система РК…………………………………………………………...20
2.2 Анализ налоговой системы на примере «АКТЮБЕМУНАЙГАЗ»……………21
3 Проблемы налогооблажения в Казахстане и пути их решения …………..31
Заключение…………………………………………………………………….……..37
Список использованных источников….…………………………….…………..39
Норма налога - установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.
Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев размер налога является результатом взаимодействия ставки налогообложения с единицей налогообложения.
Ставка налогообложения - размер налога на единицу налогообложения.
Умножение ставки налогообложения на количество единиц налогообложения определит сумму налогового платежа.
Метод налогообложения - порядок
изменения ставки налога в зависимости
от роста налоговой базы. Выделяют четыре
основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное ирегрессивное. Р
- в твердой денежной сумме
с единицей налогообложения (
- процентные, где все налогоплательщики
платят налог в одинаковой
доле от налогооблагаемой базы
(например, в размере от 30% от налогооблагаемого
дохода). Таким образом, сама сумма
налога зависит от размера
налогооблагаемой базы, ставка же
остается равной для всех
- прогрессивные - ставка.
При простой поразрядной прогрессии налогооблагаемая база разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливается налог в виде оклада в абсолютной сумме.
Удобством такого метода налогообложения
является простота исчисления суммы
налога - достаточно определиться со своим
налоговым разрядом, как эта сумма
будет известна. Неудобством - скачкообразность
размера налога, что приводит к
неравномерности
Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся в прошлом, в настоящее время не используется.
При простой относительной
Такой метод налогообложения
Удобством такого метода выступает относительная простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера налога. Так, при возрастании внутренней нормы прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда к высшему. Однако на границах каждого разряда налога исчисляется отдельно, и общая сумма налога определяется путем сложения сумм, исчисленных применительно к каждому разряду.
В Казахстане такой метод применяется при подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому из которых соответствует своя ставка, размер которой возрастает от низшего разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Например, в США в соответствии с законом о налоговой реформе, принятом в 1986 году, доход супружеской пары в размере 149250 долларов в год облагался по ставке 33%, а при доходе более указанной суммы - по ставке 28%. В экономическом смысле регрессивный характер носят косвенные налоги, которые закладываются в цену товара К. Маркс характеризовал такие налоги как прогрессивные налоги навыворот [4 c. 83]
Подчеркивая важность ставки налога, М.Ф. Ивлиева пишет, что "именно этот элемент налога определяет предел вмешательства государства в отношении собственности, а точнее - размер отчуждаемой государством для удовлетворения общегосударственных нужд и потребностей собственности частного лица или предприятия" [5 c. 124]
Необходимо подчеркнуть, что значение
налогов как основного
Для начала рассмотрим историю возникновения налогов, а также развитие налогообложения в некоторых зарубежных странах.
Организации формой налогообложения
можно считать
Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу". Видно, что процентная ставка данного "налога" четко определена.[7 c.101]
По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной.
Данная практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы.
И так, едва можно точно определить дату возникновения первых налогов.
Одно не вызывает сомнений - прототипы налогов появились вместе с первыми организационными формами управления человеческим обществом.
В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером.
Именно на этом этапе в зачаточном
состоянии появляются налоги и механизмы
их взимания. Возникновение налогов
относят к периоду становления
первых государственных образований,
когда появляется товарное производство,
формируется государственный
Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
Поданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.
В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось поступлением военного времени.
По свидетельствам историков персидский царь Дарий (IV век до нашей эры) брал налоги, даже евнухами.
Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
По мере развития и укрепления товарно-денежных
отношений налоги постепенно принимают
почти повсеместно
Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армии, на возведение укреплении вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминают ныне существующие налоги.
Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регамии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства)
Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий.
Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком и семейным положением (прообраз декларации о доходах).
Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV-III вв. до нашей эры развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов.
Однако единой налоговой системы
в тот период не существовало, и
налогообложение отдельных
В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.
Развитие государственных
Основным налогом государства выступил поземельный налог.
Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты.
Кроме прямых, появились и косвенные налоги, например: налог с оборота -1 %, налог с оборота при торговле рабами -4 %.
Уже в Римской Империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора техники или иных экономических отношений. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более двухсот. Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней.
Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и Республики Казахстан, то ряд платежей поражают своей схожестью (см. приложение 3).
Римские сборы на содержание сборщиков
налогов и на содержание тюрьмы для
недоимщиков в современных
Наша республика не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения Цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.
Известный афоризм " Деньги не пахнут" также связан с налогами. Эту фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9 - 79 г.г.), который ввел налог на отхожие места.
Так император ответил на вопрос - " Зачем ты берешь налог за это?"
В Европе XVI-XVII в.в. развитые налоговые системы отсутствовали.
Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой цены откупа. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены " случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.
Именно в конце XVII -начале XVIII.в. наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги.
Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Развитие демократических
Так, в Англии в 1215 году в " Великой хартии вольностей" было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации.
Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.