Налоговая политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь налоги и налогооблажение занимают важную роль в формировании как государственного бюджета, так и экономики в целом, именно поэтому важно углубленно изучить данную тему, выявить основные проблемы и выявить пути их решения.
Цель курсовой работы - раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
1 Теоретические аспекты налоговой системы РК …….……………………….4
1.1. Понятие налоговой системы, этапы становления……………………………4
1.2. Принципы организации и развития налоговой системы…………………….17
2 Анализ налоговой системы РК………………………………………...............20
2.1.Налоговая система РК…………………………………………………………...20
2.2 Анализ налоговой системы на примере «АКТЮБЕМУНАЙГАЗ»……………21
3 Проблемы налогооблажения в Казахстане и пути их решения …………..31
Заключение…………………………………………………………………….……..37
Список использованных источников….…………………………….…………..39

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 89.45 Кб (Скачать файл)

Норма налога - установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.

Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев  размер налога является результатом  взаимодействия ставки налогообложения  с единицей налогообложения.

Ставка налогообложения - размер налога на единицу налогообложения.

Умножение ставки налогообложения  на количество единиц налогообложения  определит сумму налогового платежа.

Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное ирегрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением ставки налогообложения. Равное налогообложение наиболее отчетливо проявляется при подушном налоге - со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место при уплате предпринимателями индивидуального налога путем выкупа патента - стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской деятельности. Ставки налогообложения могут быть:

- в твердой денежной сумме  с единицей налогообложения (например, земельный налог);

- процентные, где все налогоплательщики  платят налог в одинаковой  доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого  дохода). Таким образом, сама сумма  налога зависит от размера  налогооблагаемой базы, ставка же  остается равной для всех налогоплательщиков;

- прогрессивные - ставка.

При простой поразрядной  прогрессии налогооблагаемая база разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливается налог в виде оклада в абсолютной сумме.

Удобством такого метода налогообложения  является простота исчисления суммы  налога - достаточно определиться со своим  налоговым разрядом, как эта сумма  будет известна. Неудобством - скачкообразность размера налога, что приводит к  неравномерности налогообложения.

Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся в прошлом, в настоящее  время не используется.

При простой относительной прогрессии налогооблагаемая база также разбивается  на определенные разряды, но при переходе от низшего разряда к высшему возрастает ставка налога, выраженная в пропорциональном размере.

Такой метод налогообложения применяется  в Казахстане при расчете размера  налога на сверхприбыль недропользователей.

Удобством такого метода выступает  относительная простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и  более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера  налога. Так, при возрастании внутренней нормы прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При  сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда к высшему. Однако на границах каждого разряда налога исчисляется отдельно, и общая сумма налога определяется путем сложения сумм, исчисленных применительно к каждому разряду.

В Казахстане такой метод применяется  при подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому из которых соответствует своя ставка, размер которой возрастает от низшего  разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Например, в США в соответствии с законом о налоговой реформе, принятом в 1986 году, доход супружеской пары в размере 149250 долларов в год облагался по ставке 33%, а при доходе более указанной суммы - по ставке 28%. В экономическом смысле регрессивный характер носят косвенные налоги, которые закладываются в цену товара К. Маркс характеризовал такие налоги как прогрессивные налоги навыворот [4 c. 83]

Подчеркивая важность ставки налога, М.Ф. Ивлиева пишет, что "именно этот элемент налога определяет предел вмешательства государства в отношении собственности, а точнее - размер отчуждаемой государством для удовлетворения общегосударственных нужд и потребностей собственности частного лица или предприятия" [5 c. 124]

Необходимо подчеркнуть, что значение налогов как основного источника  финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или государственной  собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими  экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при  его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла  бы быть выражена в деньгах; в силу этого, во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне и, проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов столь очевидно и столь откровенно.

Для начала рассмотрим историю возникновения  налогов, а также развитие налогообложения  в некоторых зарубежных странах.

Организации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит  Господу". Видно, что процентная ставка данного "налога" четко определена.[7 c.101]

По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась  в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной.

Данная практика существовала в  течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы.

И так, едва можно точно определить дату возникновения первых налогов.

Одно не вызывает сомнений - прототипы  налогов появились вместе с первыми  организационными формами управления человеческим обществом.

В. Пушкарева в развитии налогообложения  выделяет три периода, каждый из которых  характеризуется теми или иными  признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные  системы древнего мира и средних  веков, отличается неразвитостью и  случайным характером.

Именно на этом этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы  их взимания. Возникновение налогов  относят к периоду становления  первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Первоначально  налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно  натуральную форму.

Необходимостью содержания государства  и его институтов и было обусловлено  возникновение налогообложения.

Поданные несли повинности личного  характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

В Римской империи и Афинах в  мирное время налогов не было и  их введение и взимание обуславливалось поступлением военного времени.

По свидетельствам историков персидский царь Дарий (IV век до нашей эры) брал налоги, даже евнухами.

Иными словами, формы налогообложения  определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают  почти повсеместно исключительную денежную форму.

Если прежде налоги взимались в  основном на содержание дворцов и  армии, на возведение укреплении вокруг городов, на строительство храмов и  дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для  денежного содержания государства.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминают ныне существующие налоги.

Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регамии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства)

Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых  систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий.

Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком  и семейным положением (прообраз декларации о доходах).

Определение суммы налога (ценза) проводилось  специально избранными чиновниками.

В IV-III вв. до нашей эры развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов.

Однако единой налоговой системы  в тот период не существовало, и  налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также  успехами в военных мероприятиях государства.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые  средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Октавианом Августом (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения.

Основным налогом государства  выступил поземельный налог.

Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты.

Кроме прямых, появились и косвенные налоги, например: налог с оборота -1 %, налог с оборота при торговле рабами -4 %.

Уже в Римской Империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора техники  или иных экономических отношений. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более  двухсот. Последующие налоговые  системы в основном повторяли  в измененном виде налоговые системы  древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения  и подходы по установлению тех  или иных налоговых сборов сохранились  до наших дней.

Если сравнивать налоговые системы  Древнего Рима и Республики Казахстан, то ряд платежей поражают своей схожестью (см. приложение 3).

Римские сборы на содержание сборщиков  налогов и на содержание тюрьмы для  недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой  службы.

Наша республика не унаследовала такие  экзотические римские налоги, как  сбор на золотой венок в качестве выражения Цезарю верноподданнических  чувств, сбор за ярлык для ослов  или сбор за прикладывание печати.

Известный афоризм " Деньги не пахнут" также связан с налогами. Эту фразу  произнес римский император Тит  Флавий Веспасиан (9 - 79 г.г.), который ввел налог на отхожие места.

Так император ответил на вопрос - " Зачем ты берешь налог за это?"

В Европе XVI-XVII в.в. развитые налоговые системы отсутствовали.

Повсеместно налоговые платежи  имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая, естественно и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой цены откупа. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены " случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

Именно в конце XVII -начале XVIII.в. наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги.

Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот  со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов  в Европейских странах нашло  свое отражение в вопросах установления и введения налогов.

Так, в Англии в 1215 году в " Великой  хартии вольностей" было впервые  установлено, что налоги вводятся только с согласия нации.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после  Великой французской революции.

Информация о работе Налоговая политика РК