Налоговая политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь налоги и налогооблажение занимают важную роль в формировании как государственного бюджета, так и экономики в целом, именно поэтому важно углубленно изучить данную тему, выявить основные проблемы и выявить пути их решения.
Цель курсовой работы - раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
1 Теоретические аспекты налоговой системы РК …….……………………….4
1.1. Понятие налоговой системы, этапы становления……………………………4
1.2. Принципы организации и развития налоговой системы…………………….17
2 Анализ налоговой системы РК………………………………………...............20
2.1.Налоговая система РК…………………………………………………………...20
2.2 Анализ налоговой системы на примере «АКТЮБЕМУНАЙГАЗ»……………21
3 Проблемы налогооблажения в Казахстане и пути их решения …………..31
Заключение…………………………………………………………………….……..37
Список использованных источников….…………………………….…………..39

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 89.45 Кб (Скачать файл)

Для Республики Казахстан  в современных условиях реформирования и модернизации экономики сложилась  необходимость привлечения иностранных  инвестиций и передовых технологий. Но иностранные компаньоны опасаются  двойного налогообложения. Поэтому  Республика Казахстан имеет с  рядом стран соглашения об избежании (устранения) двойного налогообложения доходов и имущества иностранных инвесторов.

По этим соглашениям иностранные  инвесторы освобождаются или  платят налоги на доходы, полученные в  Республике Казахстан по уменьшенным  ставкам.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода Казахской  экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Экономисты выводили всякого  рода таблицы и графики, демонстрирующие  пределы, за которыми рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику (знаменитые кривая Лаффера и кривая Лоренца и им подобные) (см. приложение 2).

При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория "платежные возможности" граждан  с тремя рекомендациями:

1) в отношении субъекта  налога - налога должен охватывать  всех граждан;

2) в отношении объекта  налогообложения - необходимо в  качестве налогообложения избирать  такой объект, который раскрывает  платежные возможности граждан,  в качестве чего наилучшим  объектом является общий доход,  потому что он теснейшим образом  связан с платежными возможностями  граждан;

3) в отношении ставки  налога - налоговая ставка должна  позволить учитывать все, что  оказывает влияние на имущественное  положение налогоплательщика: личное  положение налогоплательщика, характер  объектов обложения, размер объектов  обложения - все это должно  приниматься во внимание при  установлении налоговой ставки.

Что касается юридической  стороны проблемы, то никаких законодательно установленных пределов, которые  бы ограничивали государственные устремления  по введению налогов, не существует и  существовать не может, поскольку все  это будет самоограничениями  самого государства, от которых оно  в любой момент может отречься. "Существуют ли, - спрашивает С.Г.Пепеляев, - помимо голодной смерти подвластного субъекта, когда он становится неспособным  нести финансовые повинности, какие-либо пределы, ограничивающие проявление государственного императива в финансовой сфере?". И, основываясь на анализе характера  финансовых отношений, произведенном  в свое время нами, отвечает: "пределы  государственного принуждения в  отношении гражданина ограничены только интересом самого государства, т.е. не ограничены", а завершает все  это он следующим выводом: "приоритеты во взаимоотношениях личности и государства  по поводу финансов целиком отданы интересам государства. Сами финансовые отношения проникнуты идеями паренализма и государственного монополизма. Личность является "второсортным" пассивным субъектом финансовых правоотношений, адресатом властной компетенции" См. Основы государства и права. с.101, 103..

В соответствии со статьей 154 Закона о налогах в случае неуплаты налогов в сроки, установленные  налоговым законодательством Республики Казахстан, органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков средства в пределах образовавшейся задолженности, если налогоплательщик согласен с уплатой такой задолженности.

При этом согласием налогоплательщика  считается: предоставление им декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности по налогам в течение 5 банковских дней в орган налоговой службы, вынесший решение о принудительном взыскании задолженности по налогам.

Сумма налога или другого  обязательного платежа, не внесенная  в установленный срок, в налоговой  практике именуется недоимкой.

В разных странах применяются  разные способы взимания недоимок: в одних это производится в  судебном порядке (путем предъявления налоговыми и другими уполномоченными  органами иска о взыскании недоимки в суд); в других взыскание производится во внесудебном порядке на основе распоряжения налогового органа.

В соответствии с ранее  действовавшим Законом Республики Казахстан от 24 декабря 1001 г. "О  налоговой системе Республики Казахстан" взыскание недоимки с юридических  лиц осуществлялось в первоочередном и бесспорном порядке, а с граждан - в судебном.

Понятно, что предоставление налоговым органом права взыскания  недоимки в бесспорном (т.е. во внесудебном  административном) порядке значительно  упрощает сбор налогов, делает реагирование на налоговые правонарушения более  оперативным, разгружает судебную систему  от огромного количества дел. Однако этот порядок несет на себе печать антидемократичности, чреват проявлением административного произвола и нарушением прав налогоплательщиков.

Существенное снижение налогов  возможно только тогда, когда будет  преодолен рост государственных  расходов, и они будут стабильно  зафиксированы хотя бы на сегодняшнем  достаточно высоком уровне при динамично  возрастающем объеме валового национального  продукта.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых  льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов  на другие). Предложений же о принципиально  иной налоговой системе, соответствующей  нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической  основе, коей у нас в Казахстане еще нет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были рассмотрены понятие налоговой системы, принципы ее организации, становление налоговой системы РК, виды налогов, налоговая система на современном этапе, а также основные проблемы налоговой системы и пути их решения. И в заключении несколько выводов для устранения проблем, с которыми сталкивается налогообложение Республики Казахстан.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменения  форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов  государства. Помимо этого, налоги используются для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Изменения в экономике  страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктуют необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения  в стране, и разработки налогового Кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости  законодательной регламентации  взаимоотношений налоговых органов  и налогоплательщиков с целью  взаимной защиты прав и усиления ответственности.

· Налоговый кодекс должен способствовать решению следующих  проблем:

· создание равных условий  налогообложения для всех хозяйствующих  субъектов

· снижение налоговой нагрузки одновременной отменой налоговых  льгот, предоставленных отдельным  категориям налогоплательщиков в зависимости  от вида деятельности, доходов, товаров (работ, услуг) и тому подобное

· объединение всех положений  и норм налогового законодательства в рамках одного кодифицированного  закона прямого действия

· стабильность налогового законодательства.

Согласно Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать  только Парламент или в предусмотренных  Конституцией случаях - Президент Республики. Плату же - в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке - может устанавливать любой местный орган.

1. В Республике Казахстан действуют  общегосударственные налоги, которые  являются регулирующими источниками  государственного бюджета Республики  Казахстан, суммы отчислений по  ним поступают в доходы соответствующих  бюджетов в порядке, определенном  в Законе Республики Казахстан  о республиканском бюджете на  очередной год, и местные налоги  и сборы, являющиеся доходными  источниками местных бюджетов.

2. Налоги, действующие на территории  Республики Казахстан, подразделяются  на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

3. Налоги исчисляются и уплачиваются  в тенге, за исключением случаев,  когда налоговым законодательством  Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

4. Освобождение от какого-либо  налога или уменьшение налоговой  ставки, предусмотренной настоящим  Указом, может производиться в  порядке внесения изменений и  дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта,  заключенного с Государственным  комитетом Республики Казахстан  по инвестициям в соответствии  с настоящим Указом и Законом  Республики Казахстан "О государственной  поддержке прямых инвестиций".

Запрещается предоставление налоговых  льгот другими актами, в том  числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых  Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке  прямых инвестиций".

Построение налоговой системы  в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.04.1995 года № 2235 (с и изменениями и дополнениями).

2. Закон Республики Казахстан.  О внесении изменений и дополнений  в Указ Президента Республики  Казахстан, имеющий силу Закона  “О налогах и др. обязательных  платежах в бюджет”/ Казахстанская правда - 1997 г. - 10 января.

3. Закон РК от 18 июля 1996 г. "Об обязательном страховании".

4. Абдулкадыров Шамиль. От налога, как от судьбы // Ковчег - 28 ноября - 1996 г.

5. Бабкина С. Новая налоговая  политика // Финансы Казахстана - 1995-№6

6. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета - 1996 г. - 17 июля.

7. Дуканич Л. В. "Налоги и налогообложение". Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 г.

8. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 1996 - № 4.

9. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 1996 - 9 июля.

10. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь - 1995 - №3-4.

11. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь - 1995 -№3-4.

12. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995.

13. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.

14. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: "Каржы Каражат", 1996 г.

15. "Налоги" по редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г.

16. Поздняков Б. Налоги  в Казахстане // Эко - 1995 №1.

17. Прохоров Е. Основы  государства и права Республики  Казахстан. Алматы, 1997 г.

18. Сабиров И. Уты. Налоговый кодекс: не лучше ли его доработать? [Проект] // Экспресс - 1995 - 28 марта.

19. Худяков А. И. Налоговые  правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.

20. Худяков А. И. Налоговое  право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.

21. Федосеев В.М. Налоги  в экономике современного капитализма.  Киев. Высшая школа.

22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 1999 г.

23. Вестник МГД Республики  Казахстан № 5 2000 г.

24. Основы государства  и права Республики Казахстан  . 1997 год.

25. Журнал " Финансы и  кредит" № 11 1999 год.

 


Информация о работе Налоговая политика РК