Налоговая политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь налоги и налогооблажение занимают важную роль в формировании как государственного бюджета, так и экономики в целом, именно поэтому важно углубленно изучить данную тему, выявить основные проблемы и выявить пути их решения.
Цель курсовой работы - раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
1 Теоретические аспекты налоговой системы РК …….……………………….4
1.1. Понятие налоговой системы, этапы становления……………………………4
1.2. Принципы организации и развития налоговой системы…………………….17
2 Анализ налоговой системы РК………………………………………...............20
2.1.Налоговая система РК…………………………………………………………...20
2.2 Анализ налоговой системы на примере «АКТЮБЕМУНАЙГАЗ»……………21
3 Проблемы налогооблажения в Казахстане и пути их решения …………..31
Заключение…………………………………………………………………….……..37
Список использованных источников….…………………………….…………..39

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 89.45 Кб (Скачать файл)

Кривая Лоренца подтверждает, что  прогрессивное налогообложение  более справедлива, так как обеспечивает большее равенство.

С юридической точки зрения, принцип  справедливости исходит из того, как  законодатель урегулирует порядок  изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся  между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.

2. Принцип соразмерности заключается  в соотношении наполняемости  бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствии налогообложения.

Данный принцип можно также  сформулировать как принцип экономической  сбалансированности интересов налогоплательщика  и государственной казны.

Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера (см. приложение 2).

Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета при построении своей кривой показал  зависимость налоговой базы от повышения  ставок налога, а также зависимость  бюджетных доходов от налогового бремени.

Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось  Д). Поскольку уменьшение базы (ось  В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета  возрастают.

Однако при достижении определенного  предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается.

Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить  налоги, начинается спад экономической  активности, а уклонение от налогов  приобретает массовый характер.

Происходит перемещение валового национального продукта в сферу  теневой экономики.

Следовательно, задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим  налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика  и в то же время обеспечивал  необходимый уровень налоговых  поступлений в бюджет.

Налогообложение - как экономическая  категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.

Сдвиг условной точки в ту или  иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение  от налогов, миграция населения и  другие.

Налоговый предел - условная точка  в налогообложении, в которой  достигается оптимальная для  плательщиков и государственной  казны доля валового национального  продукта, перераспределяемого через  бюджетную систему.

3. Принцип максимального учета  интересов и возможностей налогоплательщиков.

В соответствии данным принципам налогообложение  должно характеризоваться определенностью  и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.

Налогоплательщик должен быть проинформирован  заранее, - а также простота исчисления уплаты налога

4. Принцип экономичности (эффективности).

Он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение  установить в налоговом или бюджетном  законодательстве норму, согласно которой  при установлении нового налога должно быть обоснованно, что доходы от его  сборов будут превышать расходы  десятикратно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

       2.1 Налоговая система РК

 

В Республике Казахстан обязанность  платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан  говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также  другие обязательные платежи. К "другим обязательным платежам", которые  упоминаются в статье 35 Конституции  Республики Казахстан, относятся в  первую очередь: отчисления, взносы, плата и пошлина. [6, c.23]

Из числа отчислений в настоящее  время в настоящее время применяются "отчисления пользователей автомобильных  дорог" в Дорожный фонд, которые  являются типичным налогом.

Термин взносы связан с платежами  в фонды обязательного страхования  См. Закон Республики Казахстан от 18 июля 1996 г. «Об обязательном социальном страховании».[1 c.10]

Согласно Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать  только Парламент или в предусмотренных  Конституцией случаях - Президент Республики. Плату же - в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке - может устанавливать любой местный орган.[2. c.12]

1. В Республике Казахстан действуют  общегосударственные налоги, которые  являются регулирующими источниками  государственного бюджета Республики  Казахстан, суммы отчислений по  ним поступают в доходы соответствующих  бюджетов в порядке, определенном  в Законе Республики Казахстан  о республиканском бюджете на  очередной год, и местные налоги  и сборы, являющиеся доходными  источниками местных бюджетов.

2. Налоги, действующие на территории  Республики Казахстан, подразделяются  на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

3. Налоги исчисляются и уплачиваются  в тенге, за исключением случаев,  когда налоговым законодательством  Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

4. Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".[3. c.23]

Запрещается предоставление налоговых  льгот другими актами, в том  числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых  Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке  прямых инвестиций".

Построение налоговой системы  в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.

 

2.2 Анализ налоговой системы на примере «АКТЮБЕМУНАЙГАЗ»

 

В Казахстане в настоящее  время введена упрощенная система  определения налоговой базы и  введения налогового учета.

Важное значение в системе налогообложения приобретает четкая организация налогового и бухгалтерского учета, в основе которых лежит их взаимосвязь, связанная с доходом.

Сегодняшняя структура доходов  весьма разнообразна. В частности, только доход от предпринимательской деятельности:

1 - доход, получаемый от  управленческих, финансовых услуг,  если он начисляется как вычет  постоянному учреждению, расположенному  на территории Р.К.

2 - доход, получаемый постоянными  учреждениями, расположенными на  территории Р.К.

3- доход, возникающий от  продажи товаров в Р.К.

4- доход, получаемый от  всех видов работ и услуг,  если он начисляется как вычет  постоянному учреждению, расположенному  на территории Р.К., или резиденту  Р.К.

5- другие виды доходов.

Характеризуя приведенные  разновидности доходов в целом, следует различать доходы физического  лица и доходы юридического лица

1. Подоходный налог с  юридических и физических лиц

2. Налог на добавленную  стоимость

3. Акцизы

4. Сбор за регистрацию  эмиссии ценных бумаг и присвоение  национального идентификационного  номера эмиссии акций, не подлежащей  государственной регистрации.

5. Специальные платежи  и налоги недропользователей

6. Социальный налог

7. Сборы за проезд автотранспортных  средств по территории Республики  Казахстан

8. Земельный налог

9. Единый земельный налог

10. Налог на имущество  юридических и физических лиц

11. Налог на транспортные  средства

12. Сбор за регистрацию  физических лиц занимающихся  предпринимательской деятельностью  и юридических лиц

13.Лицензионный сбор за  право занятия отдельными видами  деятельности

14. Сбор с аукционных  продаж

15.Сбор за право реализации  товаров на рынках

16.Плата за использование  радиочастотного ресурса Республики  Казахстан

17.Сбор за использование  юридическими и физическими лицами  символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках

18.Сбор за использование  юридическими (кроме государственных  предприятий, государственных учреждений  и некоммерческих организаций)  и физическими лицами слов "Казахстан", " Республика", " Национальный" (полных, а также любых производных  от них) в их фирменных наименованиях,  знаках обслуживания, товарных знаках

19.Сбор за покупку физическими  лицами наличной иностранной  валюты, ставка которого не может быть установлена свыше 1 % от базы исчисления Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» Глава 1. Налоговая система Республики Казахстан. Ст.3. п.2.. Порядок уплаты и ставки сборов, предусмотренных пунктами 7), 12)-16), 18) и 19) определяются Правительством Республики Казахстан.

Рассмотрим подробнее  основные из вышеперечисленных налогов.

Подоходный налог с  физических и юридических лиц  взимается на основании Закона Республики Казахстан имеющего силу закона “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. №2235.

Плательщикам Подоходного  налога являются физические и юридические  лица, имеющие налогооблагаемый доход  в налоговом году. К физическим лицам относятся граждане Казахстана, граждане иностранных государств и  лиц без гражданства. Объектом обложения  подоходным налогом является облагаемый доход физического лица, в том  числе занимающегося предпринимательской  деятельностью, исчисленный, как разница  между совокупным годовым доходом  и вычетами (разрешается в целях  налогообложения). К совокупному  годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной или  натуральной форме за налоговый год. Ставка налога (для физических лиц - 5-40%, для юридических - 30%) расчет с увеличением облагаемого налогом дохода.

Платежи, налоги за недропользование. В него входят бонус - плата за право проведения геологических работ, Роялти - плата за эксплуатацию месторождений и налог на сверхприбыль.

НДС (налог на добавленную  стоимость). Представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости  добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами НДС, начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Плательщикам НДС являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по НДС. По импортируемым товарам  плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана. Объектом обложения  НДС является облагаемый оборот и  облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или оказанных  услуг, осуществленных в пределах республики. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работ или услуг исходя из применяемых  цен и товаров, без включения  в них НДС. Облагаемым импортом является импортируемые товары. Ставка НДС  установлена в размере 20% от облагаемого  оборота и облагаемого импорта. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (чистая сумма НДС, начисленная за отчетный период), определяется как  разница между суммой начисленного налога, подлежащей получению по облагаемому  обороту, и суммой налога, относимой  в зачет. При применении налогоплательщиком метода начисления суммой НДС, относимой в зачет, является сумма налога, подлежащая уплате по выставленным налоговым счетам - фактором, фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (кроме зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услуг в течение отчетного периода, который используется или будут использоваться для целей облагаемого оборота. При применении налогоплательщиком кассового метода учета по отнесению сумм НДС в зачет должен иметь место факт оплаты.

Информация о работе Налоговая политика РК