Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение

1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование

3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Файлы: 1 файл

ref.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра бюджета и финансов ВЭД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Налоговая система Республики Беларусь

 

 

Студентка

ФФБД, 4-й курс, ДФЗ-2 П.А. Кожарская

Руководитель

ассистент Т.С. Торчила

 

 

 

 

 

МИНСК 2010


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: с.51 , табл.7, источник 21, прил.4.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, ЭЛЕМЕНТЫ, НАЛОГ, ВИДЫ НАЛОГОВ, СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА, НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА, СТАВКА НАЛОГА, ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА, АКЦИЗ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ.

Объект исследования – налоговая система Республики Беларусь.

Предмет исследования – функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь.

Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и определить направления её развития.

В данной работе рассмотрена сущность, принципы построения, а также основные элементы налоговой системы Республики Беларусь. Отражены важнейшие нормативные документы и органы, регулирующие функционирование системы налогообложения. Указаны все налоговые платежи, особенности их взимания, правовое регулирование. Проанализированы проблемы и перспективы развития налоговой системы.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их автора.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.                  Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

2.                  Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование

3.                  Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г


ВВЕДЕНИЕ

 

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.

Проблемам налоговой системы государства сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Актуальность работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

В работе приведены такие понятия как налоги, таможенные пошлины, субъекты и объекты налогообложения, налоговая льгота и налоговая санкция, налоговое законодательство, налоговые органы. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения.

При написании работы были использованы различные источники информации, такие как: книги, учебные пособия преимущественно белорусских авторов – Н.Е. Заяц, А.А.Савицкий, Л.А.Ханкевич.; периодические издания – «Финансы. Учет. Аудит», «Бухгалтерский учет и анализ»; нормативно-правовые акты – Налоговый кодекс Республики Беларусь; различные Интернет-ресурсы.

 


1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, c.30].

С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.

В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.

В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.

С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [2,c.30].

В настоящее время в экономической литературе принято выделять следующие принципы построения налоговой системы.

  1. Экономическая эффективность. Налоговая система не должна противоречить интересам стабильной и самовозрастающей экономики.
  2. Простота налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов относительно дешёвой.
  3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на экономическую конъюнктуру без внесения изменений в налоговое законодательство.
  4. Определённость. Плательщики должны знать, какие, когда и на каких условиях они будут платить налоги в течение определённого периода времени в будущем.
  5. Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам [3,c.40].

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики [4].

Элементами налоговой системы являются

           налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:

- виды налогов;

- субъект налога;

- предмет и объект налогообложения;

- источники выплаты налоговых платежей;

- ставка налога;

- база налогообложения;

- методы налогообложения;

- налоговые льготы;

- налоговый и отчетный периоды;

- санкции;

- порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию;

           налоговое законодательство;

           налоговые службы [5,c.38].

Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).

По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

По принципам построения выделяют следующие налоги:

            прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;

            регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;

            пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог.

Юридические лица, подлежащие налогообложению:

1) юридические лица Республики Беларусь;

2) иностранные юридические лица и международные организации;

3) простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

4) хозяйственные группы.

Физические лица, подлежащие налогообложению:

1) граждане Республики Беларусь;

2) граждане либо подданные иностранного государства;

3) лица без гражданства (подданства)».

Объект налога - то, что подлежит налогообложению:

            доход;

            имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

            передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

            потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

            ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды:

            производственная деятельность;

            коммерческая деятельность;

            финансовая деятельность.

Производственная деятельность связана с производством продукции, товаров, услуг, работ, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). В основе коммерческой деятельности лежат товарно-денежные и торгово-обменные операции.

Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных финансовых услуг.

Разновидностью производственной, коммерческой и финансовой деятельности является предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь