Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение

1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование

3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Файлы: 1 файл

ref.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг) [6,c.35].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) [7,c 60].

В теории и практике налогов большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются:

• твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);

• пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль);

• прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;

• регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

Начисление налогов может производиться двумя методами:

            некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога;

            кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль) [6,c.40].

Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

Согласно Налоговому кодексу «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

• освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

• дополнительных по отношению к учитываемым налогам при определении (исчислении) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налогов, сбора (пошлины);

• пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

• в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные

По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы в различных формах, к числу которых относятся:

введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;

      установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

      понижение ставок налога, уменьшение его оклада;

      предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);

      изъятие из налогообложения части объекта налога;

      вычет из налогового платежа за расчетный период;

      освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы:

            общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;

            специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.

Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.

Производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок;

Социальные льготы, которые имеют целью облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем;

Экологические льготы, которые создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;

Специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков [5,c.45].

Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов [7,c.71].

Уплата налогов может осуществляться тремя способами:

    1. по декларации (расчетам по налогам), когда налогоплательщик обязан в установленный срок представить в налоговый орган отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог на прибыль и др.). В данном случае плательщик уплачивает налог самостоятельно, а если в ходе проведения документальной проверки налоговым органом будут установлены расхождения деклараций с данными бухгалтерского учета, то к плательщику будут применены финансовые и штрафные санкции;
    2. по источникам дохода, когда налог удерживается лицом, выплачивающим доход его собственнику (дивиденды);
    3. при помощи кадастрового способа, который предусматривает уплату налога в соответствии с установленной классификацией объектов налогообложения по определенным признакам (земельный налог в соответствии с кадастровой оценкой земли).

В составе элементов налогового регулирования экономики немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено Кодексом или иными законодательными актами.

Санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства

            административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;

            финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [6,c.45].

Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

      Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, выделению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решения налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.

      Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения

      Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь

      Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36].

Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [1,c.40].

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [8,c.56].

Таким образом, налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются:

      Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;

      Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;

      Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;

      Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;

      Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;

      Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.

Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

 

2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

«В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» -

Бенджамин Франклин.

 

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь