Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
Введение
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг) [6,c.35].
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) [7,c 60].
В теории и практике налогов большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются:
• твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);
• пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль);
• прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;
• регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.
Начисление налогов может производиться двумя методами:
некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога;
кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль) [6,c.40].
Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.
Согласно Налоговому кодексу «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:
• освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
• дополнительных по отношению к учитываемым налогам при определении (исчислении) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налогов, сбора (пошлины);
• пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
• в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные
По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы в различных формах, к числу которых относятся:
введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;
установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение ставок налога, уменьшение его оклада;
предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
изъятие из налогообложения части объекта налога;
вычет из налогового платежа за расчетный период;
освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.
В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы:
общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;
специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.
Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.
Производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок;
Социальные льготы, которые имеют целью облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем;
Экологические льготы, которые создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;
Специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков [5,c.45].
Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов [7,c.71].
Уплата налогов может осуществляться тремя способами:
В составе элементов налогового регулирования экономики немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.
Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено Кодексом или иными законодательными актами.
Санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства
административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;
финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [6,c.45].
Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, выделению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решения налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.
Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения
Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь
Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36].
Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.
Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.
Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [1,c.40].
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.
В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [8,c.56].
Таким образом, налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются:
Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;
Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;
Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;
Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;
Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;
Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.
Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.
Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.
2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
«В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» -
Бенджамин Франклин.